Плата вневедомственной охране: налоговая месть
В ФНС предлагают бухгалтерам пересчитать весь налог на прибыль с 1 января 2002 года, исключив из налоговой базы расходы на услуги вневедомственной охраны. Причина - спор, который налоговики проиграли в Высшем Арбитражном Суде больше года назад.
С больной головы на здоровую
Когда в канун 2004 года Высший Арбитражный Суд обнародовал свое постановление от 23 октября 2003 г. N 5953/03, особого внимания на него никто не обратил. Казалось бы, оно касается только подразделений вневедомственной охраны при МВД, по заявлению одного из которых - Астраханского - это постановление высшие арбитры, собственно, и приняли. Они признали, что налог на прибыль с доходов от своих услуг по охране эти подразделения платить не должны.
Охранникам в погонах удалось доказать в суде, что плата, которую они получают за свои услуги, для них вовсе не доходы от реализации, а целевое финансирование. А такие поступления при расчете налога на прибыль не учитывают (подп. 14 п. 1 ст. 251 НК). В своем постановлении высшие арбитры сослались на статью 35 закона о милиции (от 18 апреля 1991 г. N 1026-1). Среди источников ее финансирования там названы и деньги, поступающие по договорам, которые отделения вневедомственной охраны заключают с фирмами и гражданами.
Свое судебное поражение в налоговом ведомстве просто так оставить не могли. И спустя год придумали, как все-таки не оставить бюджет без налога на прибыль с платы за услуги вневедомственной охраны.
"Это постановление Высшего Арбитражного Суда привело нас вот к какому знаменательному выводу. Раз средства, полученные вневедомственной охраной, являются целевым финансированием, то организации, которые эти средства перечислили, не могут учитывать их при расчете налога на прибыль", - сказал на одном из январских семинаров Олег Хороший, замруководителя управления налогообложения прибыли ФНС.
Налоговик сослался на пункт 17 статьи 270 Налогового кодекса, который запрещает включать в "налоговые" расходы стоимость имущества, переданного в рамках целевого финансирования.
"Эта позиция согласована с Минфином, который поддержал наш вывод, а следовательно, и действия налоговых инспекций", - подчеркнул г-н Хороший. Действительно, Минфин полностью "за". Еще в конце прошлого года он одобрил "находку" налоговиков специальным письмом в адрес ФНС (от 21 декабря 2004 г. N 03-03-01-02/58).
И пени за три года
Такой финт со стороны налоговиков оказался, видимо, столь неожиданным для собравшихся на семинаре бухгалтеров, что некоторое время все они пораженно молчали. Олег Хороший даже успел перейти к следующему вопросу своего выступления, когда вдруг голос из зала его перебил:
- А с какого момента действует запрет на включение в расходы услуг вневедомственной охраны?
- С 1 января 2002 года. Учитывая, что именно с этой даты действует глава 25 Налогового кодекса, - улыбнулся г-н Хороший. - Ведь Высший Арбитражный Суд не вводит новые нормы в законы, он просто рассказывает, как нужно эти законы понимать. И вот он нам объяснил, как нужно понимать оплату услуг вневедомственной охраны.
- Да вы представляете, что это такое - пересчитать весь налог на прибыль начиная с 2002 года? И еще и пени за все три года заплатить, это же какая сумма набежала! - немедленно возмутились в зале.
- Ничего не могу поделать. Нам Высший Арбитражный Суд только в конце 2003 года рассказал, что доходы вневедомственной охраны все это время были целевым финансированием. Для нас самих это стало откровением, - ответил налоговик. - Есть решение суда, оно уже больше года всем известно.
- Да никому не могло быть известно, какие вы выводы из этого решения сделаете! - раздосадованно перебила его одна из посетительниц. - Вы бы в ФНС хоть письмо какое-нибудь выпустили, чтобы все знали, что с 1 января 2002 года действует такой порядок.
- Письмо-то, конечно, будет, но вот только когда оно выйдет... не могу сказать. Но у вас есть выход - заключайте договоры с частными охранными предприятиями, - ответил Олег Хороший.
О чем умолчал налоговик
На самом деле ни пересчитывать налог на прибыль за три года, ни срочно менять вневедомственную охрану на частную не обязательно. Последнее если и стоит делать, то разве что из-за НДС, который вневедомственная охрана не платит и потому в цене своих услуг не предъявляет, тем самым лишая вас "входного" налога. Но если этот момент для вашей фирмы особого значения не имеет, то причин подыскивать частное охранное предприятие нет.
Дело в том, что из статьи 35 закона о милиции 1 января этого года исчезло всякое упоминание о ее финансировании за счет средств, поступающих по договорам вневедомственной охраны с фирмами. Исключил это упоминание Закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ. Сейчас плата за ее услуги поступает в доход бюджета, из которого всю милицию потом и финансируют. В приказе Минфина от 10 декабря 2004 г. N 114н даже есть специальный КБК для перечисления этой платы.
А свой вывод о том, что деньги, которые вневедомственная охрана получает за свои услуги, являются для нее целевым финансированием, Высший Арбитражный Суд сделал на основе именно исключенных положений статьи 35. То есть в 2005 году постановление высших арбитров стало просто неприменимым.
Кроме того, эти положения 35-й статьи не действовали и весь 2004 год (Закон от 23 декабря 2003 г. N 186-ФЗ). В прошлом году плата за услуги охранников в погонах тоже поступала в доход бюджета. Так что к расходам на них за прошлый год налоговики тоже "придраться" не могут. Почему-то об этих двух существенных обстоятельствах Олег Хороший скромно умолчал.
Целевое финансирование, но не для нас
С "охранными" расходами за 2002-й и 2003 годы тоже все не так уж плохо. Конечно, оспаривать вывод высших арбитров о том, что получаемые вневедомственной охраной деньги - это целевое финансирование, бессмысленно.
А вот утверждение налоговиков о том, что ваша фирма перечисляла охране деньги в рамках целевого финансирования, можно поставить под сомнение. Ведь вы платили по обычному гражданско-правовому договору - оказания услуг, в котором ни о никаком целевом финансировании не было ни слова. Поэтому и речи о нем на этапе перечисления денег быть не могло. Так что для вас это самые обычные прочие расходы на охрану (подп. 6 п. 1 ст. 264). Целевое финансирование появлялось позже - на этапе получения денег вневедомственной охраной и дальнейшего их распределения. Да и в постановлении высших арбитров речь идет именно о полученной, а не перечисляемой плате за услуги по охране.
Акцент на моменте получения и использования сделан и в Налоговом кодексе. Пункт 17 статьи 270, который запрещает включать в расходы имущество, переданное в рамках целевого финансирования, за определением последнего отсылает к пункту 14 статьи 251. Там сказано, что "средства целевого финансирования" - это имущество, полученное и использованное по тому назначению, которое определили фирма-источник финансирования или же закон.
Как видно, источником финансирования фирма названа, лишь когда она сама определяет назначение, по которому получатель передаваемого ею имущества должен его использовать. А вот когда назначение определяет закон (в нашем случае закон о милиции), источник целевого финансирования, если так можно выразиться, безлик. Это деньги, аккумулируемые в системе МВД и расходуемые по сметам, которые составлены исходя из определенных им нормативов. То есть целевое финансирование возникает в момент получения и распределения денег.
Фирма же, перечисляя плату за оказанные ей услуги, просто исполняет свое обязательство по договору и источником целевого финансирования в этом случае не является. Ведь и высшие арбитры в своем постановлении подтвердили, что отношения фирм с вневедомственной охраной - не что иное, как оказание платных услуг.
Более того, в пункте 14 статьи 251 приведен закрытый перечень видов целевого финансирования и плата за услуги министерств и ведомств в нем не названа.
Ничего удивительного в том, что передаваемое в рамках одной и той же операции имущество выступает у ее сторон в разных "ипостасях", нет. Например, когда ваша фирма покупает основное средство, оно для вашего поставщика является товаром. Разные здесь и налоговые последствия: поставщик доход признает сразу, а вы еще долго будете "тянуть" свои расходы через начисление амортизации.
Ну и наконец, налоговиков можно побить их же оружием. Заявите, что свое постановление Высший Арбитражный Суд принял по частному спору между инспекцией и Астраханским подразделением вневедомственной охраны, и на всех выводы арбитров не распространяются. Именно так рассуждают налоговики чуть ли не каждый раз, когда высший арбитраж принимает решение не в их пользу (например, письмо МНС от 28 июля 2004 г. N 03-1-08/1876/14).
Несвежее решение
Сотрудники "прибыльного" управления ФНС в своей "находке" не оригинальны. Они воспользовались "ноу-хау" коллег по налоговому ведомству, которые ведают косвенными налогами. Те ведь тоже проиграли судебный спор с охранниками в погонах. Последним удалось доказать, что их услуги не облагаются НДС (постановление ВАС от 25 ноября 2003 г. N 7213-03).
Налоговики тогда не преминули заявить, что раз так, то по выставленным вневедомственной охраной счетам-фактурам с выделенным НДС налог к вычету ставить нельзя. Правда, в отношении НДС в налоговом ведомстве почему-то оказались более милостивыми и на все время действия 21-й главы Налогового кодекса эти свои требования распространять не стали. За "точку отсчета" они взяли дату постановления высших арбитров (подробнее об этом "Расчет" рассказывал в майском номере за прошлый год на стр. 20).
Н. Зайцева
"Расчет", N 3, март 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Расчет"
Учредитель - ООО "РедСо"
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ N ФС77-28195
Адрес редакции: 107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 14, стр. 1
тел. 8 (495) 737-76-24
e-mail: info@raschet.ru