Налоговая инспекция завалила организацию требованиями о представлении документов. Например, по налоговым декларациям запрашиваются платежные поручения, выписки банка, документы, послужившие основанием для применения льготы по налогу, счета-фактуры, акты выполненных работ, накладные, книги покупок и продаж и т.д. По уточненным налоговым декларациям запрашиваются счета-фактуры, накладные, договоры, книги покупок, карточки учета ОС, платежные поручения, послужившие основанием для возмещения НДС по уточненным налоговым декларациям, и т.д.
Срок представления стандартный - пять дней с момента получения требования.
Наша организация является крупнейшим налогоплательщиком, документооборот очень большой, а в день налоговая присылает от двух до пяти требований, к тому же некоторые документы запрашиваются повторно. Каждый день, идя на работу, со страхом думаем о том, что еще пришлет налоговая инспекция. Бухгалтеры, вместо того чтобы заниматься своей работой, ежедневно готовят целые кипы документов для налоговой инспекции.
Просим разъяснить, чем отличается камеральная налоговая проверка от выездной? В каких случаях при камеральной проверке налоговые органы вправе запрашивать все первичные документы, обосновывающие отдельные строки декларации? При камеральной проверке уточненной декларации представление первичных документов обязательно? Можно ли не выполнять требования налоговой инспекции?
Виды налоговых проверок и порядок их проведения установлен ст. 87-101 НК РФ. Основные отличия камеральной и выездной налоговых проверок следующие.
Камеральная проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями. Она не требует какого-либо специального решения руководителя налогового органа и проводится в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога. Выездная проверка проводится на основании решения руководителя (его заместителя) налогового органа и не может продолжаться больше двух месяцев, а в исключительных случаях, по решению вышестоящего налогового органа - больше трех месяцев.
Камеральная проверка проводится по месту нахождения налогового органа. Выездная проверка - по месту нахождения налогоплательщика.
Хочется отметить, что и камеральную, и выездную налоговые проверки объединяет одно: должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) необходимые для проверки документы (ст. 93 НК РФ).
Ответ на вопрос, какие документы являются необходимыми для налоговых органов, следует искать в самих определениях проверок, т.е. исходить надо из того, что имел в виду законодатель, разделяя проверки на камеральные и выездные.
О том, какие документы вправе требовать налоговики, а какие нет, как можно защитить себя от необоснованных требований, мы писали в прошлом номере журнала*(1).
Рассмотрим пример из судебной практики, который поможет вам оценить законность требований налоговой инспекции и выбрать вариант поведения.
ФАС Уральского округа (постановление от 07.06.04 по делу N Ф09-2227/04-АК) отказал налоговой инспекции во взыскании штрафа с налогоплательщика за непредставление документов (состав правонарушения предусмотрен ст. 126 НК РФ).
Отказывая налоговому органу во взыскании с налогоплательщика штрафа, суд указал, что основной целью камеральной проверки является выявление ошибок, допущенных при заполнении налоговых деклараций, или противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах. Требование налоговым органом дополнительных сведений и документов должно соответствовать целям налоговой проверки.
В рассматриваемом деле суд посчитал, что было необоснованно истребовано большое количество налоговых и бухгалтерских документов, а также пояснений, сводных расчетов и т.п., и сделал вывод, что проверка налоговой декларации вышла за рамки камеральной и стала, по существу, выборочной документальной (выездной) проверкой, что противоречит закону. Налоговый орган злоупотребил своим правом, что в силу ст. 17 Европейской Конвенции по правам человека 1952 г. не допускается, а значит, его права (в данном случае по взысканию санкции) не подлежат судебной защите.
В заключение отметим следующее. Получив подобное требование, налогоплательщику надо поставить в известность налоговую инспекцию о том, что их требования исполнить в срок невозможно. Если же налогоплательщик не согласен с требованием, считает его незаконным и будет оспаривать, об этом решении тоже нужно сообщить в налоговую.
1 января 2005 г.
"Налоговые споры", N 1, январь 2005 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) М.В. Завязочникова. Правила самообороны // Налоговые споры. 2004. N 4. С. 116.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговые споры"
Официальный печатный орган палаты налоговых консультантов России
Учредители:
Палата налоговых консультантов России
Международный центр финансово-экономического развития (ЗАО "МЦФЭР")
Издатель: ЗАО "МЦФЭР"
Лицензия на издательскую деятельность:
код 221, серия ИД, N 00445 от 15.11.99 Свидетельство: ПИ N 77-16544 от 13.10.2003
Адрес редакции: 129164, Москва, ул. Ярославская, д. 8, корп. 5, а/я 9
Тел.: (095) 937-90-80. Факс: (095) 937-90-85
E-mail: palata.magazine@mcfr.ru
Подписные индексы
по каталогу агентства "Роспечать" - 82989, 82990
по каталогу "Пресса России" - 15157, 15158 по каталогу "Почта России" - 16676, 16677