"Сегодня каждый предприниматель вынужден быть
специалистом по "барьерам" (интервью с С.Р. Борисовым, президентом
Общероссийской общественной организации малого
и среднего предпринимательства "ОПОРА РОССИИ")
- Сергей Ренатович, почему в России, где каждый предприниматель выстраивает свои собственные взаимоотношения с чиновниками и порой складывается впечатление, что законы, лоббирование - это так далеко, а договоренности, выработанные годами взаимодействия с местными чиновниками правила игры и платы за бизнес - так близко и знакомо, предприниматели все же объединяются, какие у них могут быть совместные цели?
- Думаю, уместно сравнить новейшую историю предпринимательства с историей человечества, разумеется, в укороченном варианте. Долгое время в нашей стране существовал некий вид "предприниматель малый", живущий по принципу выживания поодиночке. Но человек по природе своей не способен руководствоваться только принципами животного мира "кто смел - тот и съел". Сегодня пришло время "предпринимателя разумного". Это уже история нашего времени.
"ОПОРА РОССИИ" была создана предпринимателями, для которых личный успех в бизнесе - далеко не все. На основе собственного опыта мы осознаем значимость развития малого предпринимательства по всей стране. И работать в этом направлении нужно вместе с властью, институтами гражданского общества и коллегами "по цеху".
До недавнего времени государство демонстрировало свою полную непричастность к требованиям времени. Но в последнее время наше правительство начало предпринимать попытки сдвинуть ситуацию с малым и средним предпринимательством с мертвой точки. Так что, думаю, пришло время работать. У власти сегодня новые люди и новой понимание развития курса страны, и подтверждения тому уже есть. Как известно, капля точит камень не силой, а частотой падения.
- Вот Вы говорите о рождении "предпринимателя разумного", как нового вида в российском экономическом сообществе, он что, пропитан какой-то особой бизнес-культурой, не похож на обычных предпринимателей, дающих взятки и обходящих законы?
- Культура ведения предпринимательской деятельности для российского предпринимателя пока в новинку. Причина такого положения в отсутствии цеховых традиций отечественного бизнеса. Впрочем, об устойчивых традициях после 13 лет экономических реформ говорить, наверное, рано. Во всяком случае, консолидация бизнес-сообщества не превышает 5%. Это ненормальная ситуация. Обратите внимание на опыт западных стран, где предприниматель, не являющийся членом того или иного бизнес-объединения находится на положении "изгоя".
Зато в российской культуре присутствует некая общинность, стремление к объединению в сообщества, а у предпринимателей это особенно выражено, поскольку в обществе все же существует определенный негативизм по отношению к "коммерсантам", их мало, они, как белые вороны, обывателей больше и они живут по другим законам. Жизнь руководителя-одиночки полна непонимания: с подчиненными сомнениями не поделишься, нужно быть лидером и соблюдать субординацию, с домашними посоветоваться можно, но они слабы в решении бизнес-проблем. Зато, собираясь вместе, предприниматели находят общий язык, делятся опытом, компетентно помогают друг другу принимать решения.
- Вы имеете в виду разнообразные профсоюзы, вроде союзов швейников, строителей и тому подобных объединений? Многие предприниматели считают, что от них мало толку: если РСПП, "ОПОРА РОССИИ" и другие крупные объединения могут, по крайней мере, лоббировать законы, решать проблемы правоприменительной практики по каким-то из "кривых" российских законов- и делать это на самом верхнем уровне власти - то что же может какой-то маленький профсоюз в войне с огромной чиновничьей машиной?
- В бизнес-среде должно сформироваться устойчивое представление о практической необходимости и преимуществах объединения. Но это не означает, что предпринимателей должны загонять в рамки отраслевых союзов, ассоциаций и т.д. Этот процесс должен идти снизу, но он нуждается в инициации, в том числе, со стороны уже действующих бизнес-объединений, таких как РСПП, "Деловая Россия" и "ОПОРА РОССИИ". Кроме того, небольшие отраслевые союзы вступают в большие объединения, например в "ОПОРЕ" на сегодняшний день 83 подобных союзов, гильдий, ассоциаций. Таким образом, они могут отстаивать профессиональные и отраслевые интересы своего объединения, а появляющиеся у них вопросы общероссийского значения будем решать мы. Ведь задачи предпринимательских объединений не исчерпываются необходимостью лоббирования законов и решения правовых проблем, очень важные составляющие - это возможность общения, обмена опытом, проведения профессиональных конкурсов и выставок, объединение для организации каких-то мероприятий (например, семинаров по профессиональной тематике, обучения, праздников), установление каких-то правил игры, стандартов качества, саморегулирование внутри такого объединения.
- Как "ОПОРА РОССИИ" за столь короткое время сумела объединить большое количество организаций и предпринимателей?
- Массовость предпринимательского сообщества - это требование, диктуемое временем. Это не цель, а средство достижения целей, заявленных нашей организацией. Необходимо понимать, что только к по-настоящему массовой организации будет прислушиваться власть. А тем более, если мы ставим перед собой решение не местечковых задач, а вопросов, касающихся сотен тысяч россиян.
Сегодня "ОПОРА РОССИИ" объединяет более 25 тысяч предпринимателей. Безусловно, этого недостаточно, чтобы говорить от имени всего малого и среднего бизнеса России. Однако сегодня "ОПОРА РОССИИ", действительно, самая крупная из всех организаций, представляющих интересы малых предпринимателей. У нас 69 региональных отделений, 7 из которых открыто только в этом году - это уже показатель.
- Почему малое предпринимательство в России развивается такими низкими темпами?
- Очевидно, что основная причина - в отсутствии четкой государственной политики, направленной не просто на поддержку малого бизнеса, но и на его развитие.
О малом бизнесе говорят много, с различных трибун, на самых разных уровнях власти. Но лишь 17% трудоспособного населения работают в малом бизнесе - это один из самых низких показателей в мире, и он не меняется уже 10 лет.
При этом 30 миллионов россиян находятся за чертой бедности, множество людей живет ненамного выше этой черты. А ведь среди бедняков немало тех, кто мог бы самостоятельно вывести себя из этого унизительного состояния, будь на то условия. Рецепт победы над бедностью не в том, чтобы разделить общественные богатства "по справедливости".
"Народный рецепт" борьбы с бедностью - развитие малого бизнеса.
- А государство знает об это "народном рецепте" или ему безразличны народные методы выживания?
- Такое ощущение, что в стране есть понимание того факта, что государство и его граждане процветают, пока есть движение вперед. И в основе этого движения была, есть и остается предприимчивость населения. Это понимает и высшее руководство России. Фактически, дело за практической реализацией, но в этом-то и проблема. Малое предпринимательство сегодня не входит в число государственных приоритетов России. Вместо этого, мы активно наращиваем темпы добычи и использования наших природных ресурсов, хотя не можем не понимать, что нефтяной "рай" очень скоро закончится.
Особенно обидно осознавать это в такой стране, как наша, где живут очень талантливые люди, обладающие колоссальным творческим потенциалом. И самой очевидной возможностью для реализации этого потенциала является малое предпринимательство - сфера деятельности, без преувеличения, доступная каждому и столь эффективный способ борьбы с бедностью, проверенный механизм повышения конкурентоспособности национальной экономики, основной источник роста ВВП.
Согласно официальной статистике Госкомстата, сегодня в России действует около 880 тысяч малых предприятий. Мы опираемся на цифру 850 тысяч. Самое печальное, что она практически не меняется на протяжении вот уже 10 лет. Такое застойное явление принято называть "стагнацией".
- Брежневский застой привел нас к перестройке, в какую сторону нам нужно перестраиваться после сегодняшней стагнации, уже видно?
- Да, выход видится в смещении акцентов в сторону увеличения сегмента малого и среднего бизнеса в российской экономике и его доли в ВВП. Как я уже сегодня говорил, в верхних структурах власти уже появилось видение малого предпринимательства в качестве стержня будущей экономики. В состав Совета по конкурентоспособности и предпринимательству при Председателе Правительства РФ вошли сразу два представителя "ОПОРЫ РОССИИ". В Совете была сформирована рабочая группа по реализации антимонопольной политики, развития конкуренции и малого предпринимательства, сопредседателями которой стали Игорь Артемьев, руководитель Федеральной антимонопольной службы, и Ваш покорный слуга. Мы активно взаимодействуем с Министерством экономического развития и торговли РФ, при котором сейчас создана площадка по обсуждению концепции госполитики по развитию малого предпринимательства и попутно концепции по законопроекту нового закона по малому бизнесу. В ее работе самое активное участие принимает и "ОПОРА РОССИИ".
Это - факты "движения" власти навстречу малому бизнесу в решении его наиболее актуальных проблем. Думаю, они могут служить показателем того, что наши, предпринимателей России, усилия и наши надежды не напрасны.
- Сегодня все говорят о необходимости ужесточения контроля во всем. Необходим ли жесткий государственный контроль в сфере малого бизнеса, может быть, нужно какое-то специальное ведомство?
- Господдержка малого бизнеса это отдельный и очень важный вопрос. В США уже 50 лет существует администрация малого бизнеса. В этой стране 60% ВВП дает именно малый и средний бизнес, несмотря на наличие гигантских корпораций. Президент США каждый год ежегодно отчитывается по проблемам малого и среднего бизнеса. Для сравнения, в России вопросами предпринимательской деятельности занимается отдел в Министерстве экономического развития и торговли - не министерство, не агентство, даже не департамент. Делайте выводы!
- Но есть ли у государства методы, с помощью которых оно может влиять на состояние малого бизнеса, какие это методы?
- Предпринимательство в России стало своего рода генератором экономического развития. Между тем, сегодня ситуацию в этой области в России нельзя признать нормальной. Экономическая система в стране еще не устоялась, и существует ряд факторов, искажающих реальную ситуацию в экономике и препятствующих ее нормальному развитию.
"ОПОРА РОССИИ" провела исследование, которое мы назвали "Рейтинговая карта нарушений прав предпринимателей". И вот основные выводы:
1. Предприниматели несут огромные временные и финансовые издержки на преодоления административных барьеров - до 10 тыс. руб. и до 70 часов в расчете на одного работника в год в зависимости от региона.
2. Размеры потерь выше в тех регионах, где успешнее развивается предпринимательство.
3. Малое предприятие в 20 человек сегодня должно иметь специалиста по "барьерам". А индивидуальный предприниматель сам вынужден быть таким специалистом.
Все вышеперечисленное, между прочим, является следствием чрезмерно жесткого, перекрестного и многократного дублированного контроля. Причем, иногда он принимает причудливые формы. В регионах - и нам об этом сообщают наши представители - формируются "прейскуранты на услуги" местных чиновников.
Должен отметить, что в рамках Бюро по надзору за соблюдением прав предпринимателей, действующего при нашей организации, и силами региональных отделений "ОПОРЫ РОССИИ" мы пытаемся выявить тенденции развития отечественного малого и среднего бизнеса и аккумулировать данные о "проблемных зонах" российского предпринимательства.
Необходимо подчеркнуть, что ощутимый импульс экономическому росту в стране может придать снижение налогов. Такое снижение должно способствовать устранению факторов, ведущих к образованию теневой экономики.
М.Д. Бояринцева,
корреспондент журнала
"Предприниматель без образования юридического лица. ПБОЮЛ", N 2, февраль 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Предприниматель без образования юридического лица. ПБОЮЛ"
Учредитель ООО "Источник-книга".
Издатель ООО "Бизнес-Арсенал".
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N 77-11759 от 04.02.2002.
Адрес: 105064, г. Москва, ул. Земляной Вал, д. 7/1-2, стр. 1
Тел.: (495) 482-30-58, 482-09-47
E-mail: public@delo-press.ru