Техническое регулирование в международной торговле
и российское законодательство
Технические инструкции и стандарты излагают определенные характеристики изделия, такие как размер, форма, конструкция, функции, способы упаковки или маркировки перед продажей.
Различие между стандартизацией и техническим регулированием состоит в уровне согласия. В то время как соответствие стандартам - добровольное дело изготовителей, техническое регулирование носит принудительный характер. Это имеет различное значение для торговли. Если изделие не отвечает требованиям технического регламента, оно не будет допущено к продаже. Изделие, которое не соответствует стандартам, будет допущено на рынок, но потребители скорее всего отдадут предпочтение изделиям, отвечающим стандартам качества данного рынка.
В последние годы в мире проводится все более активная политика регулирования торговли. Это является результатом роста уровня жизни, который повысил спрос потребителей на безопасные и высококачественные изделия. Обострение проблемы загрязнения воды, воздуха и почвы заставляет общество обратиться к продукции, дружественной окружающей среде. В результате число технических инструкций и стандартов, принятых разными странами, значительно увеличилось.
Если фирма отрегулировала свои производственные мощности так, чтобы они соответствовали техническим требованиям различных рынков, то себестоимость ее продукции, вероятнее всего, возрастет. Это препятствует торговле мелких и средних предприятий с зарубежными партнерами. Такие затраты ставят экспортеров в менее благоприятное положение по сравнению с фирмами, работающими на внутренний рынок.
Соответствие техническим инструкциям в общем случае должно быть подтверждено. Это может быть сделано путем испытаний, сертификации или инспекции, обычно за счет компании. Сертификация - еще одно препятствие для экспортеров.
Если инструкции установлены произвольно, в международной торговле их можно использовать как инструмент защиты внутренних отраслей промышленности.
Для того чтобы технические регламенты не наносили неправомерного ущерба международной торговле, страны - члены ВТО подписали Соглашения "О технических барьерах в торговле" и "О санитарных и фитосанитарных мерах", которые в их актуальном изложении вступили в силу с 1 января 1995 г.
Технические барьеры в торговле
Соглашение ВТО "О технических барьерах в торговле" (ТБТ)
Соглашение по ТБТ принимает во внимание существование законных расхождений между странами. Однако технические инструкции не должны быть подготовлены, приняты или применены с целью, приводящей к препятствиям в торговле, которые не являются необходимыми.
Если обстоятельства, которые заставили страну ввести техническое регулирование, более не существуют или политические цели могут быть достигнуты средствами, которые в меньшей степени ограничивают торговлю, такое регулирование не должно сохраняться.
Обязательство избегать ненужных препятствий в торговле применяется также к процедурам оценки соответствия. Например, требования к информации должны быть ограничены необходимым минимумом, местоположение органов, выполняющих оценку соответствия, и методы отбора проб не должны создавать неудобств торговым партнерам.
Преамбула к Соглашению заявляет, что ни одна страна не должна быть ограничена в применении мер, гарантирующих качество ее импорта, защиту жизни и здоровья человека, животных и растений, состояние окружающей среды или устраняющих обман потребителя на уровне, который страна считает приемлемым. Страны применяют техническое регулирование для достижения следующих целей.
1) Защита безопасности или здоровья человека.
Национальные инструкции, которые требуют, чтобы автомобили были оборудованы ремнями безопасности, а розетки имели защищенную конструкцию, относятся к области защиты безопасности человека. Обычный пример инструкций такого типа - маркировка сигарет с указанием о причинении вреда здоровью.
2) Защита жизни или здоровья животных или растений.
Цель этих инструкций - гарантировать, что виды животных или растений из-за опасностей, связанных с водой, воздухом или загрязнением почвы, не попадут под угрозу исчезновения. Некоторые страны, например, требуют, чтобы разновидности рыб, которые находятся под угрозой исчезновения, могли отлавливаться только при достижении определенного размера.
3) Защита окружающей среды.
Беспокойство потребителей заставляет правительства многих стран принимать инструкции по защите окружающей среды. Регулирование охватывает, например, повторную переработку бумажных и пластмассовых изделий, уровни эмиссии автомобилей.
4) Предотвращение вводящих в заблуждение методов.
Большинство этих инструкций, представленных в виде требований к маркировке, стремится защитить потребителей, доводя до них информацию о товаре. Другие инструкции устанавливают классификацию и определения, требования к упаковке и измерениям (размер, вес и т.д.), чтобы избежать вводящих в заблуждение методов.
5) Другие цели.
Другие цели инструкций - поддерживать качество, техническую гармонизации или просто оказать помощь в торговле. В некоторых развитых странах широко распространены инструкции качества, требующие, например, чтобы овощи и фрукты достигли определенной степени зрелости, прежде чем будут поставлены на рынок.
К мерам, определяемым Соглашением по ТБТ, относятся:
маркировка пищевых продуктов, напитков и лекарств;
требования к качеству и упаковке свежих пищевых продуктов;
упаковка и маркировка опасных химикатов и токсичных веществ;
положения, касающиеся бытовых электроприборов;
процедуры утверждения типового образца, стандарты радиотелефонов, терминального и радиооборудования;
маркировка текстиля;
тестирование дорожных и внедорожных транспортных средств и оборудования;
положения о судах и судовом оборудовании;
тестирование медицинских инструментов;
требования по безопасности излучений, взрывобезопасности, механической, пожарной, промышленной, термической, химической, электрической, ядерной, радиационной, а также биологической безопасности;
электромагнитная совместимость;
единство измерений.
К числу основных принципов Соглашения относятся:
1) недискриминация и национальный режим.
По отношению к изделиям, импортированным с территории любой страны - члена ВТО, отношение должно быть не менее благоприятное, чем к подобным изделиям национального происхождения (национальный режим) и к подобным изделиям, происходящим из любой другой страны (недискриминация). Оплата за любые процедуры, связанные с оценкой соответствия, должна быть одинаковой для всех стран;
2) гармонизация.
Гармонизация необходима для достижения технической, информационной и других видов совместимости. Соглашение ТБТ поощряет членов использовать существующие международные стандарты, прежде всего стандарты Международной организации по стандартизации ИСО, в разработке национальных инструкций. Страны не обязаны придерживаться международных стандартов, если это оправдано фундаментальными климатическими или другими географическими факторами, технологическими или инфраструктурными проблемами;
3) эквивалентность.
Процесс, ведущий к подготовке международного стандарта, может быть длинным и дорогостоящим. По этим причинам участники переговоров предложили дополнительный подход к технической гармонизации, известный как эквивалентность. Технические барьеры в международной торговле могут быть устранены, если члены принимают инструкции, отличные друг от друга, но достигающие тех же целей разными методами;
4) взаимное признание результатов испытаний.
Изготовители могут сталкиваться с трудностями, стремясь получить одобрение для своих изделий на иностранных рынках. Нередки ситуации, когда эксперт, проводящий испытания, не соглашается с оптимальными процедурами испытаний из-за бюрократической инерции или под воздействием протекционистских групп. Разнообразие процедур и методов оценки соответствия значительно увеличивает затраты производителей, которые действуют на различных рынках. Затраты сократятся, если изделие будет проверено однажды, и результаты испытания будут приняты на всех рынках;
5) прозрачность.
Страны - члены ВТО должны уведомлять остальных участников соглашения об изменениях в их техническом регулировании. Помимо этого каждый член ВТО должен основать национальный информационный пункт.
Федеральный закон "О техническом регулировании"
Основы системы технического регулирования в РФ были заложены Федеральным законом "О техническом регулировании", вступившим в силу с 1 июля 2003 г. Данный Закон представляет собой реформу государственной системы стандартизации, направленную на сближение позиций по техническому законодательству с развитыми зарубежными странами.
Ключевым элементом новой системы является технический регламент - документ, который устанавливает обязательные требования к продукции, процессам. Технический регламент может быть принят международным договором, федеральным законом, указом Президента или постановлением Правительства РФ (ст. 2).
Технические регламенты могут приниматься только с определенными целями (ст. 6):
защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;
охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;
предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.
Этот перечень, хотя и является по закону исчерпывающим, выходит за рамки целей, обозначенных Соглашением по ТБТ, - дополнительно в российском законодательстве техническим регулированием охвачена защита имущества.
Требования технических регламентов не могут служить препятствием для осуществления предпринимательской деятельности в большей степени, чем это минимально необходимо для достижения указанных целей.
Закон о техническом регулировании выдержан в соответствии с основными принципами международного права и Соглашения по ТБТ, а именно:
недискриминации: технические регламенты применяются одинаковым образом и в равной мере независимо от страны и места происхождения продукции (п. 6 ст. 7);
гармонизации: международные стандарты могут использоваться полностью или частично в качестве основы для разработки проектов технических регламентов. Технический регламент может содержать специальные требования, если отсутствие таких требований в силу климатических и географических особенностей приведет к недостижению целей, указанных в ст. 6 Закона (п. 8, 9 ст. 7);
эквивалентности: технический регламент должен содержать требования к характеристикам продукции, но не должен содержать требования к конструкции и исполнению (п. 4 ст. 7).
взаимного признания результатов испытаний: полученные за пределами территории РФ документы о подтверждении соответствия, знаки соответствия, протоколы исследований (испытаний) и измерений продукции могут быть признаны в соответствии с международными договорами Российской Федерации (ст. 20);
прозрачности: национальные стандарты и общероссийские классификаторы, а также информация об их разработке должны быть доступны заинтересованным лицам (ст. 43). В России функционирует единая информационная система, предназначенная для обеспечения заинтересованных лиц информацией о документах, входящих в состав Федерального информационного фонда технических регламентов и стандартов (ст. 44).
Подтверждение соответствия продукции требованиям технических
регламентов и стандартов
"Оценка соответствия" - технический термин, которым обозначается процесс оценки и одобрения. В стандарте ИСО/МЭК 17000 (МЭК - Международная электротехническая комиссия) оценка соответствия определена как деятельность, которая обеспечивает доказательство того, что специфические требования к изделию, процессу, системе, человеку или органу выполнены. Она охватывает действия по калибровке, испытаниям, осмотру и сертификации, а также аккредитации органов оценки соответствия.
Соответствие может быть подтверждено:
первой стороной - продавцом или производителем;
второй стороной - покупателем или потребителем;
третьей стороной - независимым органом, который не имеет отношения к сделке между первой и второй сторонами;
государством, которое играет уникальную роль в регулировании, но является второй стороной в поставке.
Формы подтверждения соответствия, установленные стандартами ИСО/МЭК, - это:
декларация поставщика;
инспекция;
испытания;
сертификация;
регистрация;
аккредитация.
Закон РФ о техническом регулировании (ст. 7, п. 3) перечисляет эти формы следующим образом: оценка соответствия проводится в формах государственного контроля (надзора), аккредитации, испытания, регистрации, подтверждения соответствия, приемки и ввода в эксплуатацию объекта, строительство которого закончено, и в иной форме.
Данный перечень нельзя считать строгим, т.к. понятия "оценка" и "подтверждение" соответствия имеют одинаковый смысл, а такие важнейшие формы подтверждения соответствия, как декларация поставщика и сертификация, вообще не упомянуты.
Далее по тексту Закона раскрываются две формы подтверждения соответствия - декларация поставщика и сертификация (ст. 20).
Подтверждение соответствия на территории Российской Федерации может носить обязательный или добровольный характер. Добровольное подтверждение соответствия осуществляется в форме добровольной сертификации.
В добровольной форме подтверждается соответствие национальным стандартам, стандартам организаций, системам добровольной сертификации, условиям договоров.
Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в формах:
декларации о соответствии;
обязательной сертификации.
Форма и схемы обязательного подтверждения соответствия могут устанавливаться только техническим регламентом. Декларация о соответствии и сертификат соответствия имеют равную юридическую силу.
При ввозе на территорию Российской Федерации продукция, которая предназначена для отчуждения и подлежит обязательному подтверждению соответствия, должна сопровождаться декларацией о соответствии, сертификатом соответствия либо документом об их признании (ст. 29).
Списки товаров, подлежащих обязательному подтверждению соответствия, с указанием кодов ТН ВЭД утверждаются Правительством РФ. На основании данного перечня Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (бывшим Госстандартом России) и Федеральной таможенной службой (бывшим ГТК России) разработаны списки продукции, подлежащей обязательной сертификации, а также комментарии к ним (письма ГТК России от 28 ноября 2002 г. N 01-06/47124, от 21 января 2004 г. N 01-06/1932, от 18 декабря 2003 г. N 01-06/49301, письмо ФТС от 12 января 2005 г. N 01-06/107).
Перечень продукции, соответствие которой может быть подтверждено декларацией поставщика, утвержден постановлением Правительства РФ от 7 июля 1999 г. N 766.
Закон о техническом регулировании не раскрывает такие формы подтверждения соответствия, как "экспертиза" и "регистрация". Списки продукции, подлежащей санитарно-эпидемиологической экспертизе, в том числе при вводе на таможенную территорию РФ, утверждены приказом Министерством здравоохранения РФ от 15 августа 2001 г. N 325. Фактически, с образованием в 2004 г. Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, активизировалась деятельность по внедрению в международную торговлю при импорте государственной регистрации продукции, которая представляет потенциальную опасность для человека. Это химические и биологические вещества, отдельные виды продукции, в том числе также впервые ввозимые на территорию Российской Федерации, радиоактивные вещества, отходы производства и потребления. С 21 июня 2004 г. Управление государственной регистрации и лицензирования в сфере благополучия человека проводит государственную регистрацию спиртосодержащих лекарственных средств и парфюмерно-косметической продукции; новых пищевых продуктов, материалов и изделий, парфюмерной и косметической продукции, средств гигиены полости рта, табачных изделий; дезинфицирующих, дезинсекционных и дератизационных средств.
Деятельность экспертизе и по регистрации основывается на двух Федеральных законах - от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", от 2 января 2000 г. N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов".
В этой области принят также ряд постановлений Правительства (от 27 августа 1999 г. N 967, от 21 декабря 2000 г. N 988, от 4 апреля 2001 г. N 262, от 6 апреля 2004 г. N 154) и приказов Министерства здравоохранения РФ.
Таможенные органы требуют обязательного применения для целей таможенного оформления свидетельств о государственной регистрации на продукцию, подлежащую государственной регистрации (письмо ФТС России от 22 сентября 2004 г. N 07-61/1249).
В Законе о техническом регулировании не раскрывается еще одна, характерная для международной торговли, форма подтверждения соответствия - инспекция. Отметим, что ряд стран применяет государственную инспекцию качества импортных и экспортных грузов, в частности, в Европейском Союзе (Директива 89/397/EEC Совета от 14 июня 1989 г.) предусмотрены официальные осмотры продуктов питания с целью защиты здоровья и экономических интересов потребителей. Осмотру подлежат пищевые продукты, пищевые добавки, витамины, минеральные соли, элементы в следовых количествах и материалы, входящие в контакт с пищевыми продуктами. Осмотры должны охватывать все стадии производства, изготовления, импорта, обработки, хранения, транспортировки, распределения и торговли.
Базой для такого рода инспекции в Российской Федерации служит Федеральный закон от 2 января 2000 г. N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов".
Инспекция качества при экспорте и импорте в настоящее время в России осуществляется для одной группы продукции - зерна и продуктов его переработки (муки, крупы, хлебобулочных и макаронных изделий, комбикормов, побочных продуктов). Деятельность основывается на Федеральном законе от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ "О государственном контроле за качеством и рациональным использованием зерна и продуктов его переработки". Инспектирование качества зерна осуществляется путем определения качества и подтверждается сертификатами качества. При таможенном оформлении ввозимого зерна представляется сертификат качества Государственной хлебной инспекции (письмо ГТК России от 6 августа 1996 г. N 01-15/13983). Установлены также формы бланков сертификатов качества на зерно и продукты его переработки, отгружаемые на экспорт (письмо ГТК России от 11 марта 2004 г. N 07-61/8900).
Санитарные и фитосанитарные меры
Соглашение ВТО по применению санитарных
и фитосанитарных мер (СФС)
Соглашение по СФС устанавливает базовые правила для стандартов безопасности продуктов питания и здоровья растений и животных.
Все страны принимают меры, которые гарантируют безопасность продуктов питания для потребителей и предотвращение распространения вредителей или болезней среди животных и растений. Эти меры могут принимать формы такие, как:
требования, чтобы продукция прибывала из свободных от болезней регионов;
осмотр продукции;
определенная обработка;
установление допустимых максимальных уровней остатков пестицидов или разрешение использовать только некоторые добавки в продуктах питания.
Санитарные (здоровье человека и животных) и фитосанитарные (здоровье растений) меры применяются к продуктам питания, произведенным внутри страны, к местным болезням растений и животных, а также к продукции, поступающей из других стран.
Для целей Соглашения санитарные и фитосанитарные меры определены как любые меры, применяемые для:
защиты жизни человека и животных от рисков, источником которых являются пищевые добавки, загрязнения, токсины или патогенные организмы в продуктах питания;
защиты жизни человека от болезней, переносимых растениями или животными;
защиты жизни растений или животных от вредителей, болезней или патогенных организмов;
предотвращения или ограничения другого ущерба, который может быть нанесен стране от ввоза, акклиматизации или распространения вредителей;
защиты здоровья рыб и дикой фауны, а также лесов и дикой флоры.
Санитарные и фитосанитарные меры по самой их природе могут привести к ограничениям в торговле. Все государства осознают тот факт, что некоторые торговые ограничения могут быть необходимы, чтобы гарантировать должный уровень безопасности. Однако правительства иногда вынуждены выходить за рамки необходимых ограничений, чтобы оградить внутренних производителей от экономического соревнования. Санитарные или фитосанитарные ограничения могут являться очень эффективной протекционистской мерой, а из-за их технической сложности - очень трудным для преодоления барьером.
Основная цель Соглашения по СФС состоит в том, чтобы поддержать суверенное право любой страны на обеспечение уровня защиты здоровья, который считается приемлемым, и гарантировать, что эти независимые права не используются для протекционистских целей и не приводят к ненужным барьерам в международной торговле.
К мерам, определяемым Соглашением по СФС, относятся:
регулирование пищевых добавок, загрязняющих веществ, токсинов в продуктах и напитках;
регулирование остатков ветеринарных препаратов и пестицидов в пищевых продуктах;
сертификация пищевой продукции, здоровья животных и растений;
влияние методов переработки на безопасность пищи;
требования к маркировке, имеющие прямое отношение к безвредности пищевой продукции;
карантин животных и растений;
требования к созданию зон, свободных от паразитов и болезней;
процедуры по предотвращению распространения, контролю и/или уничтожению паразитов/болезней в стране.
Другие меры, связанные с защитой интересов потребителей или благосостояния животных, не охватываются данным Соглашением. Ряд таких мер определен Соглашением по ТБТ.
Основные принципы Соглашения следующие:
1) гармонизация.
Соглашение по СФС поощряет правительства устанавливать национальные СФС меры, совместимые с международными стандартами, руководящими принципами и рекомендациями. Международные стандарты разрабатывают:
в области безопасности продуктов питания - объединенная Комиссия FAO/WHO - Codex Alimentarius;
в области здоровья животных - Международное бюро эпизоотии и
в области здоровья растений - Международная конвенция по защите растений.
Но международные стандарты являются часто настолько строгими, что многие страны имеют трудности в применении их на национальном уровне. Соглашение позволяет странам использовать собственные стандарты и различные методы инспекции продуктов. Члены Соглашения могут использовать меры, которые отвечают более высоким стандартам, чем международные. Однако если национальные нормы приводят к большему ограничению торговли, страну можно попросить обеспечить научное оправдание того, что соответствующий международный стандарт не даст того уровня защиты здоровья, который правительство считает приемлемым. Такое оправдание должно быть основано на анализе научных фактов и рисков. Правительство одной страны может поставить под сомнение меры другой страны;.
2) недискриминация и национальный режим.
Из-за различий в климате, различной распространенности вредителей и болезней или различных условий безопасности пищи не всегда корректно применять те же самые санитарные и фитосанитарные требования к товарам, прибывающим из различных стран. Поэтому санитарные и фитосанитарные меры иногда изменяются в зависимости от страны происхождения товаров. Это принято во внимание в Соглашении. Правительства должны также признать свободные от болезней области, которые не могут соответствовать политическим границам, и адаптировать свои требования к товарам из этих областей;
3) эквивалентность.
Часто приемлемый уровень риска может быть достигнут альтернативными способами. Это помогает гарантировать то, что защита поддерживается при наличии самого большого количества и разнообразия безопасных пищевых продуктов для потребителей, наибольшей открытости для производителей и здорового экономического соревнования.
Соглашение не требует отдавать приоритет торговле безопасными товарами. К примеру, страна остановилась на приемлемом уровне риска. Имеется множество альтернативных мер, которые могут использоваться, чтобы достичь этой защиты (обработка, карантин или строгий осмотр). Например, хотя можно запретить ввоз экзотического вредителя, однако обработка товаров также может уменьшить риск до приемлемого уровня и явится меньшим ограничением торговли;
4) оценка риска.
Страны должны установить санитарные и фитосанитарные меры на основе соответствующей оценки фактических рисков. Соглашение, в частности, разъясняет, какие факторы должны быть приняты во внимание при оценке риска. Правительства должны быть последовательны в решениях о том, что является безопасным продовольствием, здоровым растением или животным. Ограничения должны применяться только в необходимой степени и не должны произвольно или неоправданно вносить различия между странами, где преобладают идентичные или подобные условия.
Соглашение СФС предусматривает, что страны могут принимать меры предосторожности трех типов.
Во-первых, в процессе оценки риска устанавливается, в рамках каких пределов можно гарантировать, что приняты необходимые меры предосторожности.
Во-вторых, эти меры могут соответствовать национальным потребностям в области защиты здоровья.
В-третьих, Соглашение СФС ясно разрешает принимать предупредительные меры, а также немедленные меры в чрезвычайных ситуациях.
Известно много примеров, когда на основе научного свидетельства были запрещены производство, продажа и импорт продуктов. Соглашение СФС не влияет на право стран накладывать запреты при этих условиях;
5) прозрачность.
Правительства должны уведомить другие страны о введении или пересмотре какого-либо санитарного и фитосанитарного требования, которое затрагивает торговлю, а также создать информационные центры, через которые можно было бы узнать о новых или существующих мерах. Они также должны позволить провести исследование, как на территории страны применяются требования к безопасности продуктов питания и здоровья животных и растений.
Ветеринарно-санитарные и фитосанитарные меры
в российском законодательстве
Российская Федерация применяет ветеринарные и карантинные меры на основе Закона РФ "О ветеринарии" и Федерального закона "О карантине растений".
Ветеринарные меры
В рамках Федерального закона от 14 мая 1993 г. N 4979-1-ФЗ "О ветеринарии" задачами Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору являются:
предупреждение и ликвидация болезней животных;
обеспечение безопасности продуктов животноводства в ветеринарно-санитарном отношении;
защита населения от болезней, общих для человека и животных;
охрана территории РФ от заноса заразных болезней животных из иностранных государств.
Государственный ветеринарный надзор состоит в предупреждении, обнаружении и пресечении нарушений ветеринарного законодательства.
Общие требования по предупреждению болезней животных и безопасности продуктов животноводства распространяются, в частности, на охрану территории страны от заноса заразных болезней животных из иностранных государств. К ввозу допускаются здоровые животные, а также продукты животноводства, полученные от здоровых животных из благополучных по заразным болезням иностранных государств. Для предупреждения заноса заразных болезней на Государственной границе РФ организуются пограничные ветеринарные контрольные пункты.
Государственная ветеринарная служба РФ осуществляет ветеринарно-санитарную экспертизу мяса, мясных и других продуктов убоя животных, молока, молочных продуктов, яиц, иных продуктов животноводства с целью определения их пригодности к использованию для пищевых целей. Ветеринарные правила устанавливают нормативы, которым должны соответствовать продукты животноводства.
Объектами таможенного контроля при ввозе являются товары, подлежащие пограничному государственному ветеринарному надзору в соответствии со списком, доведенным письмом ГТК России от 2 апреля 2004 г. N 01-06/12015.
Установлены ветеринарно-санитарные требования при импорте в Российскую Федерацию:
ветеринарных препаратов и кормов для непродуктивных животных;
племенных, пользовательных и спортивных лошадей;
овечьей (козьей) шерсти из государств СНГ.
Порядок оформления международных перевозок животноводческих грузов следующий (письмо ГТК России от 17 сентября 1997 г. N 20-07/17968).
Все виды хозяйств, занимающиеся заготовкой, хранением, переработкой и экспортно-импортными поставками животноводческой продукции, должны находиться под постоянным официальным контролем Государственной ветеринарной службы РФ и иметь разрешение Департамента ветеринарии на право отгрузки на экспорт или работы с импортными животноводческими грузами.
При ввозе в РФ и вывозе готовых пищевых продуктов животного происхождения (консервы мясные, мясорастительные, рыбные, сыры, масло сливочное, маргарины, жиры, сухое молоко, детское питание, яйцо пищевое, яичный порошок, колбасные изделия, мясные концентраты; рыба и рыбопродукты) из стран, благополучных по карантинным болезням животных, в ненарушенной упаковке, изготовленных в соответствии с требованиями стандартов и нормативов на предприятиях стран-экспортеров, при выполнении ветеринарных требований при импорте, наличии ветеринарного и качественного сертификатов (при экспорте - ветеринарного свидетельства) разрешения Департамента ветеринарии не требуется.
Оформление экспорта
Экспорт из Российской Федерации подконтрольных грузов осуществляется на основании письменных разрешений Главного государственного ветеринарного инспектора Российской Федерации и его заместителей.
Животноводческие грузы вывозятся с территории Российской Федерации на экспорт только с ветеринарным сертификатом, который оформляется пограничным контрольным ветеринарным пунктом в месте отправления или любым ближайшим к месту отгрузки.
Оформление импорта
Ввоз в Российскую Федерацию подконтрольных грузов из-за рубежа осуществляется на основании письменных разрешений Главного государственного ветеринарного инспектора Российской Федерации и его заместителей.
Подконтрольные грузы должны соответствовать ветеринарным требованиям при импорте, что подтверждается ветеринарным сертификатом общей формы или согласованной между Департаментом ветеринарии и государственной ветеринарной службой страны-экспортера.
Пограничный государственный ветеринарный надзор досматривает подконтрольный груз в пункте пропуска или получения и оформляет ветеринарное свидетельство взамен ветеринарного сертификата.
Общеевропейские ветеринарные сертификаты на экспортируемые в Российскую Федерацию все виды грузов, подконтрольных государственному ветеринарному надзору, введены в действие с 1 октября 2004 г. (письмо ГТК России от 8 июня 2004 г. N 07-61/20561).
Карантинные меры
В соответствии с Федеральным законом от 15 июля 2000 г. N 99-ФЗ "О карантине растений" государственный орган Российской Федерации по обеспечению карантина растений должен:
обеспечить соблюдение карантина растений и карантинный фитосанитарный контроль на территории Российской Федерации;
установить перечень карантинных объектов;
осуществлять фитосанитарную сертификацию подкарантинной продукции.
Если на определенной территории выявляется заражение карантинными объектами, в этом районе устанавливаются карантинная фитосанитарная зона и карантинный фитосанитарный режим.
В карантинной фитосанитарной зоне проводятся мероприятия по борьбе с карантинными объектами, вводятся запреты на использование продукции, на вывоз продукции с территории зоны.
Ввоз продукции на территорию РФ в свободные от карантинных объектов зоны и другие перемещения разрешаются, если продукция сопровождается фитосанитарным или карантинным сертификатом.
Фитосанитарный сертификат сопровождает каждую партию груза при экспорте и импорте. Ввезенная продукция, а также продукция, вывозимая из карантинной зоны, сопровождаются карантинным сертификатом.
Ввоз на территорию РФ подкарантинной продукции разрешается, если имеются документы, которые подтверждают соответствие данной продукции требованиям международных договоров РФ по карантину растений. Запрещается ввоз продукции, зараженной карантинными объектами. Ввоз продукции разрешается только в специально оборудованных пограничных пунктах пропуска.
Подкарантинная продукция обязательно досматривается в пунктах пропуска через Государственную границу РФ и проходит вторичный государственный карантинный фитосанитарный контроль в местах назначения.
Подкарантинная продукция, зараженная карантинными объектами, должна быть обеззаражена. Продукция, ввозимая из стран распространения карантинных объектов, проходит профилактическое обеззараживание. Обязательной очистке и обеззараживанию подвергаются также транспортные средства, использованные для перевозок такой продукции.
Лица, которые производят, ввозят или вывозят подкарантинную продукцию, обязаны:
немедленно извещать государственный орган по обеспечению карантина растений о прибытии подкарантинной продукции;
не вскрывать транспортные средства с продукцией без разрешения этого органа;
не допускать очистки транспортных средств в пути следования;
немедленно извещать государственный орган Российской Федерации по карантину растений о признаках заражения;
принимать меры, которые исключают потери продукции при перевозках.
Подкарантинная продукция может быть изъята, уничтожена или возвращена по предписаниям должностных лиц.
Таможенный контроль подкарантинной продукции осуществляется по номенклатуре, доведенной письмом ГТК России от 26 декабря 2001 г. N 07-21/51328, дополнения к номенклатуре даны в письме ГТК России от 22 июня 2004 г. N 07-61/22835. Паллеты (деревянные поддоны), ввозимые вместе с размещенным на них подкарантинным грузом, не являются отдельным от груза объектом карантинного фитосанитарного контроля и не требуют обязательного оформления отдельного акта фитосанитарного контроля.
Порядок получения импортных карантинных разрешений изложен в письме Государственной инспекции по карантину растений РФ от 30 января 1996 г. N 27.
Направления развития
Закон "О техническом регулировании" предусматривает, что в ближайшем будущем минимально необходимые ветеринарно-санитарные и фитосанитарные меры будут устанавливаться техническими регламентами.
Технические регламенты, которые имеют особую социальную значимость, разрабатываются за счет средств федерального бюджета (например, Технический регламент "О генномодифицированных продуктах питания"). Пример регламента, устанавливающего обязательные требования в сфере действия Соглашения по СФС, - это "Карантинные фитосанитарные меры", "Об охране здоровья животных".
Приведем перечень некоторых технических регламентов, которые закладывают основу технического регулирования в России (2004-2006 гг.).
Карантинные фитосанитарные меры;
Требования к зерну, его производству, хранению, перевозкам, реализации и утилизации;
О ветеринарно-санитарной безопасности продукции животного происхождения;
О ветеринарно-санитарной безопасности кормов, кормовых добавок и сырья для из производства;
О лекарственных средствах для животных;
Об охране здоровья животных;
Этикетирование пищевых продуктов;
Средства измерений. Общие технические требования;
О генномодифицированных продуктах питания;
Требования к количеству фасованных товаров в упаковках любого вида при их производстве, расфасовке и реализации.
В духе Соглашения по СФС ВТО Закон о техническом регулировании декларирует, что ветеринарно-санитарные и фитосанитарные меры разрабатываются и применяются на основе научных данных, а также с учетом соответствующих международных стандартов, рекомендаций и других документов международных организаций в целях соблюдения необходимого уровня ветеринарно-санитарной и фитосанитарной защиты, который определяется с учетом степени фактического научно обоснованного риска. Если безотлагательное применение ветеринарно-санитарных и фитосанитарных мер необходимо, а соответствующее научное обоснование является недостаточным или не может быть получено в необходимые сроки, ветеринарно-санитарные или фитосанитарные меры могут быть применены на основе имеющейся информации, в том числе информации, полученной от международных организаций, властей иностранных государств, информации о применяемых другими государствами мерах (п. 9 ст. 7).
До принятия технических регламентов техническое регулирование в области применения ветеринарно-санитарных и фитосанитарных мер осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О карантине растений" и Законом РФ "О ветеринарии" (п. 5 ст. 46).
Е. Жиряева
Т. Хайландт
"Право и экономика", N 3, март 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Техническое регулирование в международной торговле и российское законодательство
Авторы
Е. Жиряева
Т. Хайландт
"Право и экономика", 2005, N 3