Налоговые льготы
Налоги и сборы, взимаемые на территории Российской Федерации, в соответствии с налоговым законодательством РФ делятся на федеральные, региональные и местные. Условно налоги и сборы можно также разделить на взимаемые с физических лиц и с юридических лиц. По отдельным видам налогов и сборов, взимаемых на территории Российской Федерации, для отдельных категорий юридических и физических лиц установлены льготы по уплате налогов и сборов. В соответствии со ст. 56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками и плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере. Налогоплательщик вправе отказаться от льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом. При отказе от использования льготы он должен представить в налоговый орган соответствующее заявление в письменной форме.
Льготы по уплате НДС
Налог на добавленную стоимость представляет собой налог, взимаемый при реализации юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями товаров, работ и услуг на территории Российской Федерации. Соответственно, взимается данный налог только с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. В соответствии с п. 1 ст. 249 НК РФ доходом от реализации признается выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, от реализации имущественных прав.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели освобождаются от уплаты НДС, если за три последовательных календарных месяца, предшествующих дате уплаты НДС, сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих налогоплательщиков без учета НДС не превысила в совокупности 1 млн руб. Вновь зарегистрированные организации и индивидуальные предприниматели не могут получить освобождение от НДС. Право на данную льготу предоставляется только по истечении трех месяцев после регистрации. Для получения данной льготы налогоплательщик должен представить в соответствующий налоговый орган по месту своего нахождения выписку из бухгалтерского баланса. Исключение из этого правила составляют случаи, когда налогоплательщик ведет торговлю подакцизными и неподакцизными товарами при отсутствии раздельного учета реализации данных товаров. В этих случаях налогоплательщики не имеют права на освобождение от уплаты НДС.
При определении суммы выручки, которая для предоставления налоговых льгот не должна превышать 1 млн руб. за три предшествующих месяца, применяется учетная политика для целей налогообложения, исходя из выручки от реализации как облагаемых ( в том числе по налоговой ставке 0%), так и не облагаемых товаров, работ и услуг, полученной в денежной и (или) натуральной форме, включая оплату ценными бумагами, в том числе от реализации товаров (работ, услуг). В сумму выручки включаются только те суммы, которые были выручены от реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. Место реализации товаров признается территорией РФ, если, согласно ст. 147 НК РФ, соответствует следующим признакам: товар находится на территории Российской Федерации и не отгружается и не транспортируется; товар в момент начала отгрузки или транспортировки находится на территории Российской Федерации. Место реализации услуг или работ определяется в соответствии со ст. 148 Налогового кодекса.
Не облагается НДС та часть выручки, полученная от реализации товаров, работ или услуг, которая подлежит налогообложению единым налогом на вмененный доход. В сумму выручки, подлежащую обложению НДС, не включаются следующие суммы:
а) авансовые или иных платежи, полученные в счет предстоящих поставок товаров, выполнения работ или оказания услуг;
б) полученные за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи на пополнение специальных фондов;
в) полученные в виде процента (дисконта) по полученным в счет оплаты за реализованные товары (работы, услуги) облигациям и векселям, а также полученные в виде процента по товарному кредиту в части, превышающей размер процента, рассчитанного в соответствии со ставкой рефинансирования Центрального банка РФ, действовавшей в период, за которые производится расчет процента;
г) полученные страховые выплаты по договорам страхования риска неисполнения договорных обязательств, если страхуемые договорные обязательства предусматривают поставку страхователем товаров, работ или услуг, реализация которых признается объектом налогообложения;
д) средства, полученные в виде санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение договоров, предусматривающих переход права собственности на товары (работы, услуги);
е) средства, полученные от реализации на безвозмездной основе.
Для получения налоговой льготы налогоплательщики должны представить в налоговый орган по месту своего нахождения:
письменное уведомление по форме, утвержденной приказом МНС России от 4 июля 2002 г. N БГ-3-03/342 "О статье 145 части второй Налогового кодекса Российской Федерации";
выписку из бухгалтерского баланса (для организаций);
выписку из книги продаж;
выписку из книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций;
копию журнала полученных и выставленных счетов-фактур.
Письменное уведомление об использовании права на освобождение и все необходимые документы налогоплательщик может направить в налоговый орган по почте заказным письмом. Если указанные документы направляются по почте, то днем их представления считается шестой день со дня отправления их по почте, а день отправления определяется по почтовому штемпелю. Все документы должны быть представлены налогоплательщиком не позднее 20-го числа того месяца, начиная с которого налогоплательщик использует право на освобождение от НДС. В тех случаях, когда налогоплательщик не представляет необходимых для освобождения от налога документов в срок, он теряет право на получение освобождения от налога в данном месяце и обязан исчислить и уплатить НДС в установленном законом порядке. Если налогоплательщик продлевает срок освобождения от исполнения обязанностей, то он должен направить по почте заказным письмом в соответствующий налоговый орган по месту своего нахождения уведомление о продлении использования освобождения от НДС и перечисленные выше документы, необходимые для освобождения от уплаты НДС. Указанные документы направляются в налоговые органы по истечении 12 календарных месяцев, не позднее 20-го числа следующего месяца, начиная с которого налогоплательщик использует право о продлении срока освобождения. В документах должен быть подтвержден тот факт, что в течение срока освобождения сумма выручки от реализации товаров за каждые три последовательных календарных месяца в совокупности не превысила 1 млн руб. Налоговые органы имеют право истребовать у налогоплательщика во время камеральных (выездных) налоговых проверок и другие документы, являющиеся основанием для исчисления и уплаты налога. Если налогоплательщик не представляет в указанные сроки необходимые документы, подлежащие уплате суммы налога восстанавливаются и взыскиваются в бюджет в установленном законом порядке.
В случаях, когда в течение периода, в котором налогоплательщик использует свое право на освобождение от налога, сумма выручки от реализации товаров, работ, услуг за каждые три последовательных месяца превысит 1 млн руб., с 1-го числа того месяца, в котором состоялось указанное превышение, и до конца периода освобождения налогоплательщик лишается права на освобождение от налога. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые приняли учетную политику для целей налогообложения по мере поступления денежных средств и отгрузили свой товар до использования права на освобождение от НДС, обязаны уплатить в бюджет суммы налога, предъявленные покупателем за эти товары, работы или услуги, если оплата за отгруженные товары наступила во время использования налогоплательщиком права на освобождение.
В статье 45 НК РФ указаны все требования, соблюдение которых необходимо для освобождения от НДС, содержит. Перечень требований, содержащихся в указанной статье, является исчерпывающим. Любые требования налоговых органов, в том числе содержащиеся в приказах, инструкциях, которые расширяют упомянутый перечень, являются незаконными и могут быть оспорены в арбитражном суде. Чаще всего такие требования предъявляются к перечню документов, необходимых для получения освобождения от налога. Налогоплательщик должен знать, что никакие документы, не предусмотренные ст. 145 НК РФ, в том числе декларации по НДС, представители налоговых органов требовать не вправе. Вместе с этим необходимо помнить о том, что ответственность за достоверность сведений, содержащихся в представленных документах, несет налогоплательщик. Таким образом, если в представленных документах будут обнаружены несоответствия, налогоплательщик подвергается санкциям в виде пени и штрафов.
Льготы по уплате единого социального налога
При осуществлении своей деятельности юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны уплачивать единый социальный налог. Единый социальный налог представляет собой федеральный налог, т.е. платеж, взимаемый в обязательном порядке на территории всей Российской Федерации. Целью сбора единого социального налога является мобилизация средств для реализации права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение и медицинскую помощь. Плательщиками ЕСН являются организации, индивидуальные предприниматели и физические лица, не являющиеся предпринимателями. Единый социальный налог взимается с выплат и иных вознаграждений, начисляемых налогоплательщиком в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ или оказание услуг.
Налоговым законодательством предусмотрены льготы в отношении единого социального налога. Налоговый кодекс устанавливает суммы, начисляемые гражданам по трудовым и гражданско-правовым договорам, с которых не взимается единый социальный налог. Перечень таких сумм содержится в ст. 238 НК РФ. К ним относятся государственные пособия, различные компенсационные выплаты, суммы единовременной материальной помощи, выплаты в натуральной форме товарами собственного производства и некоторые другие виды выплат. Основной же нормой, устанавливающей непосредственно льготы по уплате единого социального налога, является ст. 239 НК РФ. В соответствии с п. 1 ст. 239 НК РФ единый социальный налог не взимается с сумм выплат, которые в течение налогового периода не превышают 100 000 руб. на каждого инвалида 1, 2 или 3 группы. Налоговым периодом в соответствии с положениями НК РФ признается календарный год. Единый социальный налог также не взимается с сумм выплат в размере 100 000 руб., выплаченных в течение налогового периода на каждого отдельного работника:
с общественных организаций инвалидов, если инвалиды и их законные представители составляют не менее 80% участников этих организаций. Указанными организациями в соответствии со ст. 33 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" признаются организации, созданные инвалидами и лицами, представляющими их интересы, в целях защиты прав и законных интересов инвалидов, обеспечения им равных с другими гражданами возможностей, решения задач общественной интеграции инвалидов. Данные о том, что среди членов общества инвалидов имеется 80% или более инвалидов и их законных представителей, должны быть подтверждены документально.
с организаций, уставный капитал которых состоит из вкладов общественных организаций инвалидов и в которых среднесписочная численность инвалидов составляет не менее 50%, а доля заработной платы инвалидов составляет не менее 25%.
с учреждений, созданных для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, а также с учреждений, созданных для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям, единственными собственниками имущества которых являются общественные организации инвалидов.
Указанные учреждения приобретают право на льготу по уплате единого социального налога на основании учредительных документов, которыми являются: решение учредителя о создании организации; устав организации; положение об организации. Данные документы должны содержать сведения о собственнике имущества данной организации либо реестр акционеров и запись о том, что организация создана для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям.
В контексте данной нормы НК РФ под работниками-инвалидами понимаются физические лица, признаваемые инвалидами I, II, III группы и работающие только по трудовым договорам. На вознаграждения, выплачиваемые по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), и авторским договорам, указанные льготы не распространяются. На данную льготу не имеют права лица, выступающие работодателями по отношению к инвалидам 1, 2 и 3 групп. Указанные выше льготы организаций предоставляются при подтверждении их определенными документами. Это списки работающих инвалидов с указаниями в них номеров и дат выдачи на каждого инвалида справок учреждений медико-социальной экспертизы, подтверждающей факт установления инвалидности. Учреждения медико-социальной экспертизы в зависимости от степени нарушений функций организма и ограничения жизнедеятельности лица, признанного инвалидом, устанавливают инвалидность на определенный срок: инвалидность 1 группы на два года, инвалидность 2 и 3 группы - на один год. Льготы по единому социальному налогу не распространяются на организации и лица, занимающиеся производством и (или) реализацией подакцизных товаров, минерального сырья, других полезных ископаемых.
Освобождаются от уплаты единого социального налога налогоплательщики - инвалиды 1, 2 или 3 группы в части доходов от предпринимательской или иной профессиональной деятельности в размере, не превышающем 100 000 руб. в течение налогового периода. Налоговым периодом признается календарный год.
Освобождаются от уплаты российские фонды поддержки образования и науки - с сумм выплат гражданам Российской Федерации, выплачиваемых в виде грантов.
Освобождаются от уплаты единого социального налога члены крестьянских (фермерских) хозяйств, являющиеся инвалидами I, II или III группы, в части доходов, не превышающих 100 000 руб. в течение налогового периода.
Если работник предприятия получил инвалидность или прошел переосвидетельствование в течение месяца, то налоговая льгота по уплате единого социального применяется с 1-го числа того месяца, в котором получена инвалидность. Если в течение месяца налогоплательщик теряет право на получение инвалидности, то с 1-го числа того же месяца налогоплательщик не имеет права на льготы по единому социальному налогу и обязан уплатить налог полностью.
Налогоплательщик, который отказывается от предоставленной льготы в виде освобождения от уплаты единого социального налога, обязан произвести уплату налога за весь текущий налоговый период (календарный год), включая предшествующие отчетные периоды.
Налоговые льготы при уплате налога на прибыль
Налогоплательщиками налога на прибыль являются российские организации и иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, осуществляющие свои действия на территории РФ и получающие доходы от источников в РФ. В соответствии с положениями НК РФ прибылью, т.е. объектом налогообложения, признаются:
для российских организаций - полученные доходы за вычетом расходов, произведенных в целях получения доходов, к которым относятся расходы, произведенные на приобретение, реализацию товаров, работ и услуг, на оплату труда работников. Перечень расходов, которые не включаются в состав налогооблагаемой прибыли, установлен в ст. 252-255 НК РФ;
для иностранных организаций, осуществляющих свою деятельность через постоянные представительства в РФ, - доходы, полученные от деятельности этих представительств за вычетом произведенных этими представительствами расходов, которые были необходимы для получения доходов. Для иностранных организаций, не имеющих своих представительств на территории РФ, прибылью в качестве объекта налогообложения выступают доходы, полученные от источников в Российской Федерации.
Что касается налоговых льгот по налогу на прибыль, то НК РФ не предусматривает подобные льготы как таковые. Однако, во-первых, ст. 251 НК РФ устанавливает перечень доходов, которые не учитываются при определении налогооблагаемой прибыли. Во-вторых, для некоторых групп налогоплательщиков установлены дополнительные виды расходов, на сумму которых уменьшается налогооблагаемая прибыль, и которые рассматриваются как льготы по налогу на прибыль.
1) Налогооблагаемая прибыль уменьшается на суммы: направленные предприятиями отраслей сферы материального производства на финансирование капитальных вложений производственного назначения, в том числе и те суммы, которые были направлены в порядке долевого участия; направленные на погашение кредитов банков, полученных и использованных для тех же целей, в том числе проценты по кредитам.
2) В качестве налогооблагаемой прибыли не рассматриваются суммы, направленные предприятиями всех отраслей народного хозяйства на финансирование жилищного строительства или на погашение кредитов банков, полученных и использованных на финансирование жилищного строительства, в том числе и проценты по указанным кредитам.
3) Налогооблагаемая прибыль уменьшается на сумму затрат предприятия, произведенных на содержание находящихся на балансе предприятий объектов и учреждений здравоохранения, народного образования, культуры и спорта, детских дошкольных учреждений, детских лагерей отдыха, домов престарелых и инвалидов, жилищного фонда, а также затрат на эти цели при долевом участии предприятий. Данные затраты учитываются в соответствии с установленными местными органами государственной власти нормативами.
4) Налогооблагаемая прибыль уменьшается на сумму взносов, произведенных на благотворительные цели. К благотворительным целям относятся: взносы в экологические и оздоровительные фонды, взносы на восстановление объектов культурного и природного наследия, взносы, связанные с реализацией программ переквалификации офицеров и социальной защиты воинов-интернационалистов (воевавших в Афганистане и военнослужащих, увольняемых в запас), общественным организациям, предприятиям, учреждениям и объединениям инвалидов, общероссийским общественным объединениям, специализирующимся на решении проблем национального развития и межнациональных отношений, в фонды поддержки образования и творчества, детским и молодежным общественным объединениям, религиозным организациям (объединениям), зарегистрированным в установленном порядке, средств, перечисленных предприятиям, учреждениям и организациям здравоохранения, народного образования, социального обеспечения и спорта, природным заповедникам, национальным природным и дендрологическим паркам, ботаническим садам, но не более 3% облагаемой налогом прибыли, а государственным учреждениям и организациям культуры и искусства, кинематографии, архивной службы, творческим союзам и иным объединениям творческих работников, в чернобыльские благотворительные организации, в том числе международные, и их фонды - не более 5% облагаемой налогом прибыли.
5) Налогооблагаемая прибыль уменьшается на суммы, направленные образовательными учреждениями, в том числе негосударственными образовательными учреждениями, непосредственно на нужды обеспечения, развития и совершенствования образовательного процесса (включая оплату труда) в данном образовательном учреждении.
6) Налогооблагаемая прибыль научных организаций уменьшается на суммы, направленные непосредственно на проведение и развитие научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в порядке и по перечню, которые устанавливаются Правительством РФ.
7) Налогооблагаемая база предприятий всех отраслей народного хозяйства уменьшается на сумму затрат, которые были произведены на развитие социальной и коммунально-бытовой сферы для содержания спецконтингента, питание и вещевое довольствие спецконтингента, развитие социальной сферы личного состава уголовно-исполнительной системы, обеспечение предусмотренных действующим законодательством гарантий и компенсаций персоналу уголовно-исполнительной системы, развитие производственной базы предприятий уголовно-исполнительной системы, укрепление базы производства сельскохозяйственной продукции для спецконтингента и личного состава.
8) Налогооблагаемая прибыль уменьшается на суммы, направленные предприятиями на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, а также в Российский фонд фундаментальных исследований и Российский фонд технологического развития, но не более 10% в общей сложности от суммы налогооблагаемой прибыли.
9) Налогооблагаемая прибыль организаций уменьшается на суммы, направленные на пополнение страховых резервов по страхованию жизни в пределах процента, предусмотренного в структуре тарифной ставки, согласованной с Федеральной службой России по надзору за страховой деятельностью.
10) В налогооблагаемую прибыль не включаются суммы, направляемые товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными потребительскими кооперативами на обслуживание и ремонт жилых и нежилых помещений, инженерного оборудования жилых домов, в целях управления которыми и эксплуатации которых указанные организации были созданы.
11) Из налогооблагаемой прибыли исключаются суммы, направленные организациями кинематографии на финансирование строительства кинозалов (в том числе в порядке долевого участия), а также на погашение кредитов банков, полученных и использованных на эти цели, включая проценты по кредитам.
12) Налог на прибыль для предприятий, из числа работников которых 50% и более составляют инвалиды, снижается на 50%. При этом учитываются только те инвалиды, которые работают на предприятии по трудовым договорам.
13) Для предприятий, находящихся в собственности творческих союзов, зарегистрированных в установленном порядке, налогооблагаемая прибыль уменьшается на сумму прибыли, направленной на осуществление уставной деятельности этих союзов.
14) Не уплачивают налог на прибыль первые два года деятельности малые предприятия, которые осуществляют производство и переработку сельскохозяйственной продукции; производство продовольственных товаров, товаров народного потребления, строительных материалов, медицинской техники, лекарственных средств и изделий медицинского назначения; строительство объектов жилищного, производственного, социального и природоохранного назначения (включая ремонтно-строительные работы) - при условии, если выручка от указанных видов деятельности превышает 70% общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг). На третий и четвертый год работы малые предприятия уплачивают налог в размере соответственно 25% и 50% от установленной ставки налога на прибыль, если выручка от указанных видов деятельности составляет свыше 90% общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг). Правом на указанные льготы не пользуются те малые предприятия, которые образовались в результате ликвидации или реорганизации предприятий, филиалов и структурных подразделений.
15) Предприятия и организации, которые по результатам истекшего налогового периода получили убыток (кроме убытков, полученных по операциям с ценными бумагами), освобождаются от уплаты налога на ту часть прибыли, которая направляется на покрытие убытка в течение последующих пяти лет.
16) Не облагается налогом прибыль религиозных объединений и предприятий, а также находящихся в их собственности хозяйственных обществ, уставный капитал которых полностью состоит из вклада религиозных объединений.
17) Не облагается налогом прибыль общественных организаций инвалидов, а также предприятий, организаций и учреждений, находящихся в их собственности и хозяйственных обществ, уставный капитал которых полностью состоит из общественных организаций инвалидов.
18) Не облагается налогом прибыль специализированных протезно-ортопедических предприятий.
19) Не облагается налогом прибыль от производства технических средств профилактики инвалидности и реабилитации инвалидов;
20) Не облагается налогом прибыль от производства продукции традиционных народных, а также народных художественных промыслов;
21) Не облагается налогом прибыль, полученная редакциями средств массовой информации, издательствами, информационными агентствами, телерадиовещательными компаниями, организациями по распространению периодических печатных изданий и книжной продукции.
22) Не облагается налогом прибыль психиатрических, психоневрологических и противотуберкулезных учреждений в части прибыли, полученной их лечебно-производственными (трудовыми) мастерскими и направленной на улучшение труда и быта больных, их дополнительное питание, приобретение оборудования и медикаментов.
23) Не облагается налогом прибыль предприятий, находящихся в регионах, пострадавших от радиоактивного загрязнения вследствие чернобыльской катастрофы и других радиационных катастроф. Перечень таких регионов определяется Правительством РФ.
24) Не облагается налогом прибыль специализированных реставрационных предприятий в части прибыли, направленной на реставрацию.
25) Не облагается налогом прибыль от производства продуктов детского питания.
26) Не облагается налогом прибыль государственных и муниципальных музеев, библиотек, филармонических коллективов, театров, архивных учреждений, цирков, зоопарков, ботанических садов, дендрологических парков и национальных заповедников.
Налоговые льготы в совокупности не должны уменьшать фактическую сумму налога, исчисленную без учета данных налоговых льгот, более чем на 50%.
Льготы по уплате налога на имущество
Налог на имущество организаций предусмотрен и устанавливается гл. 30 НК РФ. Этот налог относится к числу налогов субъектов РФ и вводится в действие на территории соответствующих субъектов Федерации законами субъектов Федерации. При этом положения законодательных актов субъектов Федерации о введении в действие налога на имущество организаций (предприятий) не должны противоречить положениям гл. 30 НК РФ. В пределах, установленных данной главой, представительные органы соответствующих субъектов Федерации, на территории которых вводится в действие налог на имущество организаций, устанавливают налоговую ставку, порядок, сроки уплаты, формы отчетности по налогу. Обязанность по уплате налога для налогоплательщиков наступает с момента введения в действие закона соответствующего субъекта Федерации. Налогоплательщиками данного налога выступают: а) российские организации, имеющие в своей собственности имущество, распоряжающиеся на праве хозяйственного ведения или оперативного управления имуществом; б) иностранные организации, осуществляющие деятельность на территории РФ через постоянные представительства; в) иные иностранные организации, имеющие в собственности недвижимое имущество на территории РФ, континентальном шельфе РФ и в исключительной экономической зоне РФ. Налог взимается со стоимости имущества, учитываемого на балансе в качестве объектов основных средств. С иностранных организаций, осуществляющих свою деятельность в РФ через представительства, налог взимается со стоимости движимого и недвижимого имущества, относящегося к объектам основных средств и находящегося на территории РФ. С иностранных организаций, которые не осуществляют деятельности через представительства, налог взимается со стоимости недвижимого имущества, находящегося на территории России и в собственности иностранной организации. В соответствии с положениями ст. 374 НК РФ налог на имущество организаций не взимается: а) со стоимости объектов природопользования, в том числе земельных участков; б) со стоимости имущества, принадлежащего на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательством предусмотрена военная или приравненная к ней служба. В последнем случае от уплаты налога на имущество организаций освобождается только то имущество, которое используется указанными органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в РФ.
В соответствии с положениями НК РФ устанавливается два вида налоговых льгот по налогу на имущество организаций: налоговые льготы, предоставляемые на федеральном уровне в виде полного освобождения от уплаты налога; налоговые льготы, устанавливаемые субъектами РФ, которые в основном предусматриваются в законодательных актах о введении налога в действие на территории соответствующего субъекта РФ.
Федеральные льготы по уплате налога на имущество организаций установлены в ст. 381 НК РФ. Полностью освобождаются от уплаты налога организации и учреждения уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ. Данная льгота распространяется только на те виды имущества, принадлежащие указанным органам, которые используются для осуществления возложенных на эти органы функций.
Освобождаются от налогообложения религиозные организации. В этом случае освобождению от налогообложения подлежит все имущество, используемое для осуществления религиозной деятельности. Религиозной организацией называют добровольное объединение граждан, постоянно проживающих на территории РФ и объединившихся для совместного исповедания и распространения веры, при условии, что данное объединение зарегистрировано в установленном законом порядке как юридическое лицо. Религиозные организации иметь в своей собственности землю, здания, сооружения, иное имущество. Любое имущество, используемое этими организациями для осуществления религиозной деятельности, освобождается от налогообложения.
Освобождаются от налогообложения на имущество, находящееся в их собственности, общероссийские организации инвалидов. Общероссийские организации инвалидов могут иметь в своей собственности любое имущество, в том числе хозяйственные товарищества и общества. Общества инвалидов освобождаются от налогообложения на то имущество (в том числе хозяйственные товарищества и общества), которое используется ими для осуществления видов деятельности, указанных в уставе таких организаций (уставной деятельности). Освобождаются от уплаты налога на имущество предприятия, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общероссийских общественных организаций инвалидов. Обязательным условием освобождения таких организаций от уплаты налога является следующее: число инвалидов - работников таких предприятий составляет не менее 50% от общего числа работников этих предприятий, а доля работающих в организации инвалидов в фонде оплаты труда этой организации составляет не менее 25%.
Организации, основным видом деятельности которых является производство фармацевтической продукции, освобождаются от налогообложения на то имущество, которое используется ими в целях производства ветеринарных иммунобиологических препаратов, предназначенных для борьбы с эпидемиями и эпизоотиями.
Не уплачивается налог на принадлежащее предприятиям имущество в тех случаях, когда указанное имущество относится в установленном законодательством порядке к федеральным памятникам истории и культуры. Памятниками истории и культуры в соответствии с законодательством признаются памятники и достопримечательные места. Памятниками принято считать отдельные постройки, здания, сооружения с исторически сложившимися территориями (мемориальные квартиры, мавзолеи и др.). Достопримечательными местами считаются культурные и природные ландшафты, творения человека или природы, связанные с историей формирования народов и этнических общностей. Для того чтобы тот или иной объект был признан памятником истории или культуры, он должен быть включен в Единый государственный реестр объектов культурного наследия. Решение о включении объекта в указанный реестр принимается Правительством РФ или уполномоченным на это государственным органом соответствующего субъекта РФ.
Организации освобождаются от уплаты налога на принадлежащие им объекты жилого фонда и инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, если содержание указанных жилищно-коммунальных объектов полностью или частично финансируется за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.
Организации освобождаются от уплаты налога на имущество, используемое в социально-культурной сфере. К такому имуществу относится имущество, используемое в целях культурно-просветительной работы, для нужд культуры, физической культуры, искусства, спорта, образования, здравоохранения и социального обеспечения. К указанным видам имущества относятся, например, принадлежащие организациям спортивные залы, музеи, дворцы культуры и т.п.
Организации освобождаются от уплаты налога на следующие виды имущества, находящегося в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении: ядерные установки, используемые для научных целей, пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилища радиоактивных отходов, ледоколы, суда с ядерными энергетическими установками, суда атомно-технологического обслуживания, железнодорожные пути общего пользования, федеральные автомобильные дороги общего пользования, магистральные трубопроводы, линии энергопередачи, космические корабли, а также технологические сооружения, являющиеся неотъемлемой частью указанных объектов.
Полностью освобождается от уплаты налога имущество специализированных протезно-ортопедических предприятий, имущество коллегий адвокатов, адвокатских бюро и юридических консультаций. Коллегии адвокатов представляют собой некоммерческие организации, имущество которых состоит из имущества, внесенного учредителями коллегии адвокатов, и имущества, приобретенного в ходе деятельности коллегии адвокатов. Нормы закона об освобождении от налога на имущество распространяются также и на адвокатские бюро.
Освобождаются от уплаты налога на имущество бюджетные научные организации Российской академии наук, Российской академии медицинских наук, Российской академии сельскохозяйственных наук, Российской академии образования, Российской академии архитектуры и строительных наук, Российской академии художеств и государственные научные центры. К числу указанных академий относятся также научные центры, учреждения и предприятия, входящие в их состав. К числу государственных научных центров относятся государственные научно-исследовательские, научно-технические (инженерные), научно-испытательные, научно-производственные центры. Необходимо добавить, что государственные научные центры освобождаются от уплаты налога на имущество полностью. Что касается перечисленных выше академий, то от налогообложения в данном случае освобождается только то имущество, которое используется в целях осуществления научной или научно-исследовательской деятельности.
Как указывалось выше, дополнительные налоговые льготы по налогу на имущество организаций могут быть предусмотрены в региональном законодательстве. Законы о налоге на имущество организаций принимаются представительными органами субъектов Федерации и только после этого вводятся в действие на территории соответствующего субъекта Федерации. В тех же законах содержатся и нормы о налоговых льготах по налогу на имущество физических лиц.
Например, московское региональное законодательство о налоге на имущество организаций в настоящее время содержит перечень из 12 категорий юридических лиц, которые от уплаты данного налога освобождены.
А.Г. Степанов,
юрист ООО "Юридический кабинет",
специалист по гражданскому праву
"Право и экономика", N 3, март 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Налоговые льготы
Автор
А.Г. Степанов - юрист ООО "Юридический кабинет", специалист по гражданскому праву
Родился 30 августа 1972г. в г.Саратове. Окончил в 2000г. Саратовскую Государственную Академию права, юридический факультет.
"Право и экономика", 2005, N 3