Единый налог на вмененный доход
при осуществлении рекламной деятельности
В соответствии с Федеральным законом от 20 июля 2004 г. N 65-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" с 1 января 2005 г. налог на рекламу отменен, однако субъекты, занимающиеся распространением и (или) размещением наружной рекламы, с января 2005 г. будут платить единый налог на вмененный доход (ЕНВД).
Предполагается, что это позволит компенсировать убыток местного бюджета в связи с отменой налога на рекламу.
Кто именно будет платить единый налог на вмененный доход: рекламные агентства или рекламодатели?
По замыслу законодателей, ЕНВД охватывает не все случаи распространения (размещения) рекламы, а действует только в отношении предпринимательской деятельности (ст. 346.26 НК РФ). Иными словами, плательщиком налога на рекламу должны стать исключительно рекламные агентства.
Однако понятие "распространение и размещение наружной рекламы", которое в новой редакции ст. 346.27 Налогового кодекса сформулировано не совсем четко, может вызвать разночтения. В общем смысле это деятельность, цель которой - ознакомить потребителя с определенной рекламной информацией. Для этого можно использовать щиты, стенды, плакаты, световые и электронные табло и другие средства наружной рекламы. Такое определение относится как к рекламодателю, так и к рекламному агентству. Более того, любая организация может самостоятельно выпускать плакаты о себе и своей продукции, изготовлять рекламные щиты и т.д. Получается, что формально она должна платить вмененный налог, рассчитав его с площади рекламного поля. При этом доход от такой деятельности организация получит весьма опосредованно.
Правила расчета ЕНВД при распространении (размещении) рекламы также вызывают вопросы. Статья 346.29 Налогового кодекса устанавливает для этой деятельности два физических показателя:
площадь информационного поля печатной и (или) полиграфической наружной рекламы;
площадь световых и электронных табло наружной рекламы.
Оба показателя рассчитываются в квадратных метрах. Базовая доходность для них установлена в размере 3000 и 4000 руб. соответственно.
При этом не ясно, как агентство будет учитывать площадь рекламного поля, если оно занимается и саморекламой. Обязано ли оно вести раздельный учет по своей рекламе и по таким же операциям в отношении своих клиентов? Если агентство будет рассчитывать суммарное рекламное поле (вместе со своей рекламой), то вмененный налог возрастет. Однако раздельный учет прибавит работы бухгалтеру.
На практике рекламные агентства оказывают широкий спектр услуг. Они размещают пропагандистские объявления не только в виде щитов, стендов, плакатов, но и на радио и телевидении. Однако теле- и радиорекламу законодатель на "вмененку" не перевел. Это значит, что такие агентства будут вести традиционный учет и налогообложение и платить ЕНВД.
Все эти вопросы трудно разрешить без дополнительных разъяснений федеральных ведомств.
В письме МНС России от 10 ноября 2004 г. N 22-0-10/1760 дано лишь частичное разъяснение возникающих вопросов.
В упомянутом письме указано, что под ЕНВД не подпадает собственная реклама фирм, - перейти на "вмененку "должны только те предприниматели и организации, которые получают доходы от предоставления рекламного места. Во-вторых, ЕНВД не платится за рекламу на троллейбусах, поскольку под действие "вмененки" подпадает лишь реклама, расположенная на "стационарных технических средствах". В документе приведены примеры таких средств: щитовые установки, наземные и настенные панно, крышевые установки, афишные тумбы и транспаранты-перетяжки.
В соответствии с данным письмом реклама в метро под действие ЕНВД не подпадает, т.к. к наружной рекламе относятся только те конструкции, которые расположены на зданиях и сооружениях, а щиты в метро расположены внутри сооружения. При определении статуса щитов со сменными картинками следует обращаться к разрешительным документам, в которых указан тип конструкции. Эксперты отмечают, что если на одной стороне щита попеременно демонстрируются три картинки, то при расчете налога площадь информационного поля нужно будет умножить на три.
В настоящее время в субъектах Федерации идет активный законотворческий процесс, поскольку ЕНВД относится к региональным налогам.
Как уже было сказано, на федеральном уровне установлена базовая максимальная ставка, а субъекты Федерации должны принять территориальный коэффициент, который может варьироваться от 0,005 (понижая базовую ставку в 200 раз) до 1.
Во многих регионах территориальный коэффициент уже определен. Подход законодателей субъектов Федерации к установлению территориального коэффициента различен. Дело в том, что базовая ставка, определенная Налоговым кодексом в 3-4 тыс. руб. за кв. м, отражает самые высокие расценки, которые только возможны в стране, т.е. расценки для центра Москвы. Логика налога на вмененный доход такова, что к базовой ставке могут применяться только понижающие коэффициенты. Ясно, что, например, в Костроме и Москве рекламный щит не может стоить одинаково, ведь даже в пределах столицы цены совершенно разные. Однако не все региональные законодатели это учитывают. И там, где этого не понимают, рекламный рынок может сойти на нет, а местные бюджеты в будущем году просто не получат ничего - никто "авансом" не станет платить налог, который в несколько раз выше дохода.
В этом смысле может быть интересен московский опыт. Столичные законодатели, в отличие, например, от оренбургских, которые установили максимальный коэффициент, попробовали найти более рациональный подход к налогообложению наружной рекламы. Город разделен на семь зон в зависимости от удаленности от центра и, соответственно, от доходности бизнеса.
Для каждой зоны вводится свой коэффициент, корректирующий базовую доходность по распространению наружной рекламы. По замыслу разработчиков, эта поправка на доход позволит собирать единый налог с учетом реальной коммерческой стоимости рекламы в каждой из семи территориальных зон. Но месторасположение - не единственный фактор, определяющий величину налога. Коэффициент еще более снижается в зависимости от площади рекламной поверхности и от условий ее обзора. Законодатели справедливо посчитали, что если для крупных и мелких форматов сделать одинаковый коэффициент, то крупный формат окажется совершенно невыгодным и исчезнет с улиц столицы "как класс". Поэтому решили так: в самой дорогой первой зоне корректирующий коэффициент равен единице при условии, что размер щита - до 36 кв. м включительно. К щиту размером от 36 до 200 кв. м в той же зоне применяется коэффициент 0,350. А если площадь рекламоносителя свыше 200 кв. м, то коэффициент еще меньше - 0,300. Если же при этом рекламное изображение находится против движения и его трудно хорошо рассмотреть, носитель невозможно полностью рассмотреть из окна машины или автобуса, то корректировка дохода вдвое меньше.
Т.А. Гусева,
адвокат Орловской областной коллегии адвокатов,
доцент кафедры гражданского права и процесса
Орловского государственного технического университета,
кандидат юридических наук, специалист по гражданскому праву
"Право и экономика", N 3, март 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Единый налог на вмененный доход при осуществлении рекламной деятельности
Автор
Т.А. Гусева - адвокат Орловской областной коллегии адвокатов, доцент кафедры гражданского права и процесса Орловского государственного технического университета, кандидат юридических наук, специалист по гражданскому праву
Родилась 27 сентября 1960 г. в Мурманской обл. Окончила юридический ф-т Калининского университета.
Имеет более 100 публикаций в юридических и экономических журналах, автор книги "Административная ответственность за правонарушения в предпринимательской деятельности" (2002).
"Право и экономика", 2005, N 3