Комментарий к письму Минфина РФ от 22 февраля 2005 г.
N 07-ЛШ-01/5 "О некоторых вопросах организации и
проведения квалификационных экзаменов"
Практически два с половиной года аттестация, обучение и повышение квалификации аудиторов в России проводится на основании соответствующего временного положения (утверждено приказом Минфина России от 12.09.2002 N 93н). Однако, как большинство "подзаконных" актов, этот нормативный документ дает лишь самое общее представление об описываемой системе.
И, следовательно, для практического применения нуждается в некоторой детализации и пояснениях.
В комментируемом письме финансисты как раз подробно рассмотрели один из аспектов временного положения - проведение квалификационных экзаменов на право вести аудиторскую деятельность. Таким образом, документ одинаково заинтересует как потенциальных кандидатов в аудиторы, так и вузы, на базе которых созданы учебно-методические центры для аттестации претендентов. В комментарии же мы заострим внимание на некоторых существенных деталях самой процедуры аттестационного экзамена.
Квалификационные экзамены представляют собой три ступени: первоначальное тестирование претендентов и последующее (через один-три дня) проведение письменно-устной работы в два этапа (два дня). Кандидаты должны продемонстрировать активное владение знаниями в соответствии с программой, разработанной согласно действующему законодательству страны Советом по аудиторской деятельности при Министерстве финансов (п. 20 приказа Минфина России от 22.09.2002 N 93н). В настоящее время эта программа включает в себя пять разделов: "Основы правового регулирования имущественных отношений", "Налогообложение юридических и физических лиц", "Финансы организаций", "Бухгалтерский учет и отчетность", "Аудит".
В первый день письменно-устной работы потенциальные аудиторы отвечают на экзаменационные вопросы из первых трех разделов. А на следующий - демонстрируют не только теоретические познания по оставшимся разделам, но и решают практическую задачу. Для последней в отличие от ответа на каждый из вопросов отводится не один, а два академических часа.
В опубликованном документе финансисты раскрыли суть определения "письменно-устная работа". Все без исключения ответы, как и решение задачи, составляются в письменном виде. Причем в оптимальном варианте изложение должно быть достаточно полным, чтобы не вызвать вопросов у экзаменационной комиссии. Иначе от претендента потребуют устных разъяснений, что будет отмечено на его листе с ответом (решением) и сыграет отрицательную роль при оценке квалификации.
Еще одна существенная "расшифровка", сделанная финансистами, касается возможности использовать во время экзамена законодательные (нормативные) акты России, а также инструктивные и справочные материалы. Это допустимо лишь на время решения практической задачи. А при составлении ответов на вопросы экзамена в распоряжении претендентов будет только План счетов (без инструкции по применению) и незаполненные формы бухгалтерской отчетности (без инструкций по заполнению). Эти документы, как и разрешенную литературу, предоставит учебно-методический центр, который проводит аттестацию.
И.В. Демичева,
налоговый консультант
"Нормативные акты для бухгалтера", N 5, март 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Нормативные акты для бухгалтера"
ООО "Агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС 77-27066 выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия 26 января 2007 года.