Итоги таможенной реформы
В 2004 году была проведена административная реформа таможенных органов, вступил в силу новый Таможенный кодекс. Проблемы и перспективы развития нововведений обсуждали участники конференции, посвященной подведению итогов таможенной реформы. В ходе ее многие компании смогли получить рекомендации и ответы на вопросы, касающиеся таможенного дела.
В декабре 2004 года в Москве состоялась конференция "Таможенная реформа: итоги и перспективы". Ее организовали компания Price-waterhouseCoopers и газета The Moscow Times. В конференции приняли участие сотрудники Федеральной таможенной службы, Министерства финансов, Министерства экономического развития и торговли России, специалисты компаний PricewaterhouseCoopers и "Пепеляев, Гольцблат и партнеры", а также представители крупнейших участников ВЭД России.
Взаимодействие трех ведомств
Открыл конференцию Александр Драгунов, директор PricewaterhouseCoopers. В своей приветственной речи он кратко осветил состояние и перспективы реформы таможенной системы России.
Продолжила эту тему Лариса Бондарь, начальник отдела нормативного регулирования определения таможенной стоимости Минфина России.
Особый акцент г-жа Бондарь сделала на новой схеме управления таможенных органов. Суть этих организационных изменений в следующем. Ранее все вопросы, связанные с нормативным правовым регулированием, непосредственно с таможенным оформлением, а также с контролем за действиями таможенных органов, решали представители одного ведомства - Государственного таможенного комитета России. Сейчас вопросы нормативного правового регулирования и контроля за соблюдением таможенными органами законодательства переданы двум федеральным министерствам - Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации.
Лариса Бондарь отметила, что теперь Минфин России осуществляет функции по нормативному правовому регулированию в сфере исчисления и взимания таможенных платежей и определения таможенной стоимости товаров. Также Минфин России контролирует, чтобы Федеральной таможенной службой были соблюдены требования нормативных правовых актов по вопросам исчисления и взимания таможенных платежей и определения таможенной стоимости товаров.
Выступающая заметила, что в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации компания может подать жалобу на неправомерные действия или бездействие таможенных органов только в таможенные органы. Ни Минфин России, ни МЭРТ России не являются таможенными органами, поэтому не участвуют в рассмотрении жалоб. ФТС, в свою очередь, если посчитает нужным, может обратиться за помощью в Минфин России. При этом Минфин будет выступать лишь как эксперт по вопросам применения законодательства.
"Какое именно ведомство будет разбирать вопрос компании, зависит прежде всего от характера обращения", - сказала Лариса Бондарь.
Представляя интересы бизнеса, Александр Драгунов задал вопрос: "Могут ли участники ВЭД обращаться в Минфин за разъяснением в отношении льгот по таможенным платежам и по вопросам таможенной стоимости? Ведь именно это ведомство занимается порядком исчисления налогов и сборов".
Г-жа Бондарь пояснила, что если вопрос полностью урегулирован нормативными правовыми документами, нет противоречий в положениях этих документов, а проблема связана с их применением на практике, то это не вопрос Минфина России. Когда же есть противоречия в положениях нормативных правовых актов, неоднозначность норм, либо вообще вопрос не урегулирован, в этих случаях Минфин России готов его рассматривать в соответствии со своей компетенцией и установленной процедурой.
Подводя итоги года...
О первых итогах реформирования таможни и изменений в таможенном законодательстве рассказал заместитель руководителя ФТС России Юрий Азаров.
В целом он дал положительную оценку работы по введенному законодательству. По его словам, новый Таможенный кодекс полностью соответствует международным стандартам. Законодатели планируют завершить внесение в него изменений в середине 2005 года.
"С точки зрения крупных стратегических задач, стоящих перед Россией, новый Таможенный кодекс позволил снять многие проблемы, - сказал г-н Азаров. - Старая редакция была чрезмерно сориентирована на административные функции. По многим параметрам она отстала от международных стандартов".
Интенсивная работа с законодательством позволила отработать такие основные нормативные параметры, как вопросы таможенной стоимости, таможенного оформления, введение понятия информационных технологий и таможенных рисков.
В качестве главного препятствия перспективного реформирования Юрий Азаров выделил субъективный фактор. "Можно прописать идеальный закон, но нельзя забывать, что исполнять его будут люди, - высказал сожаление выступающий. - Очень сложно изменить психологию сотрудника таможни. В этом направлении сейчас ведется большая работа по штатной реорганизации. Задача законодателей: поставить процедуру таможенного оформления в рамки, которые бы соблюдали и участники ВЭД, и сотрудники таможенных органов".
Заканчивая свою речь, г-н Азаров еще раз подчеркнул: "Мы не завершаем работу по выстраиванию нормативной базы. Совершенствование в этом направлении будет продолжаться".
Экономия с помощью льгот
О льготах, которыми могут воспользоваться участники ВЭД, рассказал Нариман Кутлубаев, менеджер Price-waterhouseCoopers. Он отметил, что таможенное законодательство дает возможность снизить бремя таможенных платежей с помощью льгот (см. схему).
В первую очередь г-н Кутлубаев уделил внимание льготе, предусмотренной Налоговым кодексом по ввозу технологического оборудования в качестве вклада в уставный капитал. Он заметил, что в некоторых регионах таможенные органы вообще не предоставляют такую льготу российским инвесторам в части НДС, несмотря на то, что в законодательстве она присутствует.
Как отметил Нариман Кутлубаев, существенные льготы дают сами таможенные режимы, но на сегодняшний день участники ВЭД не всегда применяют эти льготы, поскольку не знают о них.
Такое же мнение высказала и Людмила Карамзина, заместитель начальника главного управления организации таможенного контроля ФТС России. "2004 год показал, что компании используют далеко не все возможности нового Таможенного кодекса, - сказала она. - Причины этого нам пока не ясны".
В частности, не работает режим переработки для внутреннего потребления. Не в полной мере используется режим временного ввоза, который, по словам г-на Кутлубаева, дает уникальную возможность платить таможенные платежи в рассрочку без процентов.
В конце своего выступления Нариман Кутлубаев отметил, что с 1 января 2005 года вступит в силу Федеральный закон "О внесении изменений в Таможенный кодекс Российской Федерации" от 11 ноября 2004 г. N 139-ФЗ. В нем законодатели прописали ставки сборов за таможенное оформление. В частности, за оформление товаров на таможне ставки не могут превышать 100 000 рублей. Однако, по словам г-на Кутлубаева, законотворцы упустили важный момент применения этой нормы на практике. Из формулировки закона не следует, установлен ли максимальный размер для всей партии товаров или только для конкретной поставки.
Юридическая специфика импорта
Ряд юридически тонких вопросов импорта в Россию крупных технологических объектов рассмотрел Владимир Чикин, руководитель группы по таможенному праву и валютному регулированию компании "Пепеляев, Гольцблат и партнеры".
Г-н Чикин отметил, что предоставление льгот по имуществу, предназначенному в счет вклада в уставный капитал, сопровождает ряд серьезных юридических пробелов. Один из них касается следующего. Если организация точно не знает, для каких целей она ввозит имущество, а в дальнейшем все-таки решит внести его в качестве вклада в уставный капитал, ей придется сначала уплатить таможенные пошлины и НДС. Обратиться за возвратом этих платежей она сможет только тогда, когда подтвердит, что имущество действительно было внесено в уставный капитал. Такова сложившаяся на сегодняшний день практика.
Однако, как заметил Владимир Чикин, некоторые компании, которые планируют воспользоваться этой льготой, но не успели еще ее оформить, сознательно идут на риск и не уплачивают эти платежи. "При этом, конечно, возможны судебные разбирательства с налоговыми органами, но хочу отметить, что шансы на победу участников ВЭД в подобных разбирательствах очень велики", - резюмировал г-н Чикин.
Подводя итог своему выступлению, г-н Чикин отметил, что правоприменительная практика таможенного законодательства еще содержит ряд юридических недоработок. Однако он высказал пожелание, что совершенствование таможенных норм будет продолжаться и все больше компаний сможет воспользоваться льготами, на которые они имеют право.
Льготы в таможенном деле
Виды льготы | Содержание льготы |
Льготы, предусмотренные Налого- вым кодексом |
Не облагаются НДС операции, указанные: - в статье 149 Налогового кодекса РФ, в том числе ввоз важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники по Перечню, утверждаемому Правительством России - в статье 150 Налогового кодекса РФ, в том числе ввоз технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему, ввозимых в качестве вклада в уставный (складочный) капитал организаций |
Льготы, предусмотренные Законом "О таможенном тарифе" |
Освобождаются от пошлины товары, ввозимые в качестве вклада иностранного инвестора в уставный капитал российской организации, относящиеся к основным производственным фондам (ст. 37 Закона "О таможенном тарифе", постановление Прави- тельства России от 23 июля 1996 года N 883) |
Льготы, предусмотренные междуна- родными соглашениями |
Освобождаются от уплаты таможенной пошлины: - товары, происходящие и ввозимые из государств СНГ (Соглашение между государствами - участниками СНГ "О создании зоны свободной торговли" от 15 апреля 1994 года) - нормативные документы, применяемые в системе стандартизации, метрологии и сертификации, эталоны, средства измерений и стандартные образцы (Соглашение государств - участников СНГ от 10 февраля 1995 года) - книги, справочники, литература, аудиовизуальные материалы и др., являющиеся материалами культурного, научного и просветительского характера (Соглашение о ввозе материалов образовательного, научного и культурного характера от 22 ноября 1950 года) |
Таможенные режимы с экономическим эффектом |
- временный ввоз - переработка для внутреннего потребления - переработка на таможенной территории и за ее пределами - таможенный склад - свободный склад - реэкспорт и реимпорт |
О. Харитонова,
эксперт "Консультанта"
"Консультант", N 1, январь 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Консультант"
ООО "Международное агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации: ПИ N ФС77-31559 от 04.04.08.