Факты, комментарии
ЕСХН преодолеет препятствия в будущем
Действующее налоговое законодательство не позволяет одновременно применять ЕНВД и ЕСХН. Но на практике режимы могут столкнуться. Как поступить в таком случае, разъясняется в Письме Минфина РФ от 27 января 2005 г. N 03-06-05-02/11.
На уплату единого сельхозналога могут переходить индивидуальные предприниматели и организации, признаваемые сельхозтоваропроизводителями в соответствии с п. 1 ст. 346.2 НК РФ, при соблюдении условий, оговоренных п. 3 этой же статьи. Именно этот пункт и вводит жесткие ограничения, не позволяющие в том числе применять ЕСХН предприятиям, работающим на "вмененке". Минфин подчеркивает, что эти два спецрежима имеют различное наполнение: на ЕСХН переходит организация целиком, на ЕНВД переводятся лишь отдельные виды деятельности.
Как быть, если, уже будучи переведенными на ЕСХН, налогоплательщики стали осуществлять деятельность, подлежащую переводу на "вмененку"? В этом случае нужно провести перерасчет налоговых обязательств исходя из общего режима за весь этот налоговый период. Штрафы и пени за несвоевременную уплату налогов не уплачиваются. Но есть и радостная новость. В Госдуму уже внесен законопроект, предусматривающий возможность одновременного применения двух режимов. И правительство его уже одобрило.
Изменен закон о конкуренции
Федеральным законом от 7 марта 2005 г. N 13-ФЗ внесены изменения в ст. 17 и 18 Закона "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".
Предварительное согласие органов ФАС РФ теперь потребуется при сделках слияния и присоединения компаний, если суммарная балансовая стоимость их активов по последнему балансу превышает 30 млн (ранее - 200 тыс.) МРОТ.
При таких же финансовых показателях по последнему балансу приобретателей потребуется получить согласие органов ФАС на приобретение акций (долей) в уставном капитале коммерческих организаций.
Строим учетную политику
Принято ругать налоговое законодательство за его запутанность и противоречие норм друг другу. Но любой бухгалтер знает, что этой же болезнью страдает и бухгалтерское законодательство. Чтобы правильно выстроить учетную политику, необходимо знать иерархию бухгалтерских документов.
/-------------------\
|Нормативная система|
\-------------------/
/--------------------------------------\
|Законодательство о бухгалтерском учете|
\--------------------------------------/
/--------------------------------------------------\
| Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. |
|"О бухгалтерском учете", прочие федеральные законы|
\--------------------------------------------------/
/-------------------\
|Указы Президента РФ|
\-------------------/
/------------------------------\
|Постановления Правительства РФ|
\------------------------------/
/---------------------------\
|Нормативные акты Минфина РФ|
\---------------------------/
/------------------------------------------------------\
|Нормативные акты иных органов, наделенных полномочиями|
|в регулировании бухгалтерской деятельности |
\------------------------------------------------------/
/-----------------\
| Ненормативная |
| система |
\-----------------/
/--------------------------------------------\
|Разъяснения Минфина РФ и иных уполномоченных|
|органов по вопросам бухучета |
\--------------------------------------------/
На практике противоречия между документами разрешить довольно просто. Разъяснение, не относящееся к нормативной системе, применяться не будет. Что касается "участников" нормативной системы, здесь необходимо знать следующие общие правила.
Если в противоречие вступили акты, имеющие разную юридическую силу, применяется документ, обладающий большей юридической силой.
Пример 1
Противоречие между нормой Закона от 29.10.98 N 164-ФЗ, разрешающего сторонам в договоре лизинга применять ускоренную амортизацию, и Методическими указаниями по бухучету ОС (утвержденными Приказом Минфина РФ от 13.10.2003 N 91н), допускающими такую ускоренную амортизацию лишь при ее начислении методом уменьшаемого остатка (п. 54 Методических указаний). Ускоренная амортизация применяется независимо от метода начисления.
В случае конфликта актов одинаковой юридической силы приоритет имеет документ, изданный позже.
Пример 2
Отдельные нормы Положения о ведении бухгалтерского учета и отчетности в РФ, утв. Приказом Минфина РФ от 29.07.98 N 34н, противоречат позднее выпущенным ПБУ 19/02 (утв. Приказом Минфина РФ от 10.12.2002 N 126н; см., например, п. 23), ПБУ 6/01 (утв. Приказом Минфина РФ от 30.03.2001 N 26н; см., например, п. 4). Применяются нормы ПБУ как более поздних по дате появления документов.
Если общая норма противоречит специальной, применяется специальная (она детализирует общую или представляют собой изъятие из нее).
Пример 3
Приказ Минфина РФ от 30.03.2001 N 27н (п. 2) и ПБУ 6/01 (п. 15). Если Приказ N 27н всего лишь снимает запрет на отнесение сумм дооценки ОС к внереализационным расходам, то сам порядок дооценки (уценки) регулируется ПБУ 6/01.
И. Ордынская,
эксперт "БП"
Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь", выпуск 11, март 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Предлагаемый материал содержится в еженедельнике "Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь". Газета зарегистрирована в Министерстве печати и массовой информации РФ, регистрационный N 1065. E-mail редакции "Бухгалтерского приложения" - buhgalt@akdi.ru.