Трудовые книжки: организация и ведение учета
Обязанность работодателя (за исключением работодателей - физических лиц) вести трудовые книжки на каждого работника, проработавшего в организации свыше пяти дней, если работа в этой организации является для работника основной, закреплена в ст. 66 Трудового кодекса Российской Федерации.
Согласно п. 44 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.03 г. N 225 "О трудовых книжках") (далее - Правила), работодатель обязан постоянно иметь в наличии необходимое количество бланков трудовой книжки и вкладышей в нее.
Обеспечение работодателей бланками трудовой книжки и вкладыша в трудовую книжку может осуществляться распространителями (юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, отвечающими требованиям, установленным Объединением "ГОЗНАК" (п. 3 Порядка обеспечения работодателей бланками трудовой книжки и вкладыша в трудовую книжку, утвержденного приказом Минфина России от 22.12.03 г. N 117н). В бухгалтерском учете расчеты с распространителями бланков можно отражать на счете 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", субсчет "Расчеты с распространителями".
В соответствии с п. 42 Правил бланки трудовой книжки и вкладыша в нее хранятся в организации как документы строгой отчетности и выдаются лицу, ответственному за ведение трудовых книжек, по его заявке. Для обобщения информации о наличии и движении находящихся на хранении и выдаваемых под отчет бланков строгой отчетности в бухгалтерском учете предназначен забалансовый счет 006 "Бланки строгой отчетности". Аналитический учет по счету 006 ведется по каждому виду бланков строгой отчетности и местам их хранения в условной оценке. Материально-производственные запасы в размере фактических затрат на их приобретение отражаются на счете 10 "Материалы", к которому открывается субсчет "Бланки трудовой книжки и вкладыша в нее".
В соответствии с п. 47 Правил работодатель при выдаче трудовой книжки или вкладыша в нее взимает с работника плату, размер которой определяется расходами на их приобретение.
В целях бухгалтерского учета рекомендуется для обобщения информации о расчетах с работниками организации, кроме расчетов по оплате труда и расчетов с подотчетными лицами, применять счет 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям".
Плата при выдаче трудовой книжки или вкладыша в нее не взимается с работника только в двух случаях:
при массовой утрате работодателем трудовых книжек в результате чрезвычайных ситуаций (экологические и техногенные катастрофы, стихийные бедствия, массовые беспорядки и др.) (п. 34 Правил). В данном случае работнику выдается дубликат трудовой книжки;
в случае неправильного первичного заполнения трудовой книжки или вкладыша в нее, а также в случае их порчи не по вине работника (п. 48 Правил).
Для целей бухгалтерского учета расходы, понесенные организацией в связи с чрезвычайными обстоятельствами хозяйственной деятельности (стихийное бедствие, пожар, авария, национализация и т.п.), отражаются на счете 99 "Прибыли и убытки".
Возмещение причиненных организацией убытков является внереализационным расходом (п. 12 положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" (ПБУ 10/99), утвержденного приказом Минфина России от 6.05.99 г. N 33н). В бухгалтерском учете такие расходы учитываются на счете 91 "Прочие доходы и расходы", субсчет 2 "Прочие расходы".
В настоящее время существует два мнения по поводу взимания платы с работников за бланки трудовой книжки или вкладыша в нее:
1) приобретение бланков организацией и последующее взимание платы с работников - это реализация товара, так как происходит переход права собственности (ст. 39 НК РФ);
2) взимание платы - это возмещение работниками затрат, понесенных работодателем на приобретение бланков.
Рассмотрим на примере данные варианты.
Пример. На начало года в организации работали 130 работников. В бухгалтерском учете на 1 января 2004 г. незаполненных бланков в остатке не было. В январе было приобретено 50 бланков у распространителей по цене 20 руб. за штуку (в том числе НДС 3,05 руб.) на сумму 1000 руб. (в том числе НДС 152,50 руб.). Условная оценка бланков установлена в размере 5 руб. за штуку. В феврале в связи с расширением производства приняты на работу 20 молодых работников, которые ранее трудового стажа не имели. Десять работников оплатили стоимость бланка наличными деньгами, а у остальных десяти стоимость бланка была удержана из заработной платы.
В организации в марте произошел пожар, в результате которого, по данным инвентаризации, было уничтожено 30 бланков и 150 трудовых книжек, заведенных на работников. Отдел кадров подал заявку на приобретение 200 бланков, в том числе 150 бланков для выдачи дубликатов трудовых книжек, уничтоженных в результате пожара, а 50 - для создания необходимого резерва.
При заполнении дубликатов 15 бланков было заполнено неправильно. Испорченные бланки заменили на новые.
1. Передача бланков работникам считается реализацией.
Расходы организации по приобретению бланков являются в соответствии с п. 7 ПБУ 10/99 расходами, связанными с управлением организацией. Для целей бухгалтерского учета управленческие расходы отражаются на счете 26 "Общехозяйственные расходы". В бухгалтерском учете производятся следующие записи (табл. 1).
Таблица 1
N п/п |
Наименование операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Январь | ||||
1 | Оприходовано 50 бланков (50 х 16,95) | 10 | 76 | 847,50 |
2 | Отражен НДС со стоимости бланков | 19 | 76 | 152,50 |
3 | Бланки поставлены на забалансовый учет как документы строгой отчетности (50 х 5 |
006 | 250,00 | |
4 | Оплачено распространителям за приобре- тенные 50 бланков (50 х 20) |
76 | 51 | 1000,00 |
5 | НДС со стоимости бланков принят к выче- ту из бюджета (запись в книге покупок) |
68/НДС | 19 | 152,50 |
Февраль | ||||
6 | Списана по акту стоимость 20 бланков для вновь принятых работников (20 х 16,95) |
26 | 10 | 339,00 |
7 | Списаны на затраты общехозяйственные расходы |
20, 90 | 26 | 339,00 |
8 | Списаны с забалансового учета 20 блан- ков (20 х 5) |
006 | 100,00 | |
9 | Отражена задолженность работников за реализованные им бланки (20 х 20) |
73 | 91 | 400,00 |
10 | Работники оплатили стоимость 10 бланков (10 х 20) |
50 | 73 | 200,00 |
11 | Удержана стоимость 10 бланков из зара- ботной платы работников (10 х 20) |
70 | 73 | 200,00 |
12 | Начислен НДС со стоимости реализованных бланков по ставке 18% (запись в книге продаж) |
91 | 68 | 61,00 |
Март | ||||
13 | Списана по акту стоимость 30 бланков, уничтоженных в результате пожара (30 х 16,95) |
99 | 10 | 508,50 |
14 | Списаны с забалансового учета 30 блан- ков (30 х 5) |
006 | 150,00 | |
15 | Восстановлен НДС со стоимости бланков, не использованных в хозяйственной дея- тельности (красное сторно) (бухгалтерс- кая справка) |
68 | 19 | 91,50 |
16 | Списан НДС со стоимости бланков, унич- тоженных в результате пожара (бухгал- терская справка) |
99 | 19 | 91,50 |
17 | Оприходовано 200 бланков (200 х 16,95) | 10 | 76 | 3390,00 |
18 | Отражен НДС со стоимости бланков | 19 | 76 | 610,00 |
19 | Бланки поставлены на забалансовый учет как документы строгой отчетности (200 х 5) |
006 | 1000,00 | |
20 | Оплачено распространителям за приобре- тенные бланки (200 х 20) |
76 | 51 | 4000,00 |
21 | НДС со стоимости бланков принят к выче- ту из бюджета (запись в книге покупок) |
68 | 19 | 610,00 |
22 | Списана по акту стоимость 150 бланков для оформления дубликатов трудовых кни- жек (150 х 16,95) |
99 | 10 | 2542,50 |
23 | Снято с забалансового учета 150 бланков (150 х 5) |
006 | 750,00 | |
24 | Списана по акту стоимость 15 бланков, использованных для замены испорченных (15 х 16,95) |
91-2 | 10 | 254,25 |
25 | Снято с забалансового учета 15 бланков (15 х 5) |
006 | 75,00 |
2. Приобретение бланков считается компенсацией понесенных расходов.
В соответствии с п.п. 1 п. 2 ст. 170 НК РФ в случае приобретения товаров, используемых для операций, не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения), суммы налога, предъявленные покупателю при приобретении товаров, учитываются в стоимости таких товаров. Следовательно, сумма НДС учитывается в стоимости приобретенных бланков (табл. 2).
Таблица 2
N п/п |
Наименование операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Январь | ||||
1 | Оплачено распространителям за приобре- тенные 50 бланков (50 х 20) |
76 | 51 | 1000,00 |
2 | Оприходовано 50 бланков | 10 | 76 | 1000,00 |
3 | Бланки поставлены на забалансовый учет как документы строгой отчетности (50 х 5) |
006 | 250,00 | |
Февраль | ||||
4 | Отражена задолженность работников пе- ред работодателем за 20 бланков (20 х 20) |
73 | 10 | 400,00 |
5 | Работники возместили стоимость 10 бланков (10 х 20) |
50 | 73 | 200,00 |
6 | Удержана стоимость 10 бланков из зара- ботной платы работников по их заявле- нию (10 х 20) |
70 | 73 | 200,00 |
7 | Сняты с забалансового учета 20 бланков (20 х 5) |
006 | 100,00 | |
Март | ||||
8 | Списана по акту стоимость 30 бланков, уничтоженных в результате пожара (30 х 20) |
99 | 10 | 600,00 |
9 | Снято с забалансового учета 30 бланков (30 х 5) |
006 | 150,00 | |
10 | Оплачено распространителям за приобре- тенные 200 бланков (200 х 20) |
76 | 51 | 4000,00 |
11 | Оприходовано 200 бланков (200 х 16,95) | 10 | 76 | 3390,00 |
12 | Отражен НДС со стоимости бланков | 19 | 76 | 610,00 |
13 | Бланки поставлены на забалансовый учет как документы строгой отчетности (200 х 5) |
006 | 1000,00 | |
14 | Списана по акту стоимость 150 бланков для оформления дубликатов трудовых книжек (150 х 16,95) |
99 | 10 | 2542,50 |
15 | Принят к вычету из бюджета НДС | 68 | 19 | 457,50 |
16 | Снято с забалансового учета 150 блан- бланков (150 х 5) |
006 | 750,00 | |
17 | Списана стоимость 15 бланков, исполь- зованных для замены испорченных (15 х 16,95) |
91-2 | 10 | 254,25 |
18 | Принят к вычету из бюджета НДС | 68 | 19 | 45,75 |
19 | Снято с забалансового учета 15 бланков (15 х 5) |
006 | 75,00 | |
20 | НДС учтен в стоимости оставшихся 35 бланков |
10 | 19 | 106,75 |
Таким образом, выбор варианта приобретения бланков трудовой книжки и вкладыша в нее и последующего взимания платы за них с работников остается за организацией.
К. Михайли,
ЗАО "Аудиторская фирма "Критерий-Аудит"
"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 12, март 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета. Региональный выпуск"
Учредитель: Редакция Международного финансового еженедельника "Финансовая газета"
Газета зарегистрирована в Роскомпечати 3 октября 1994 г.
Регистрационное свидетельство N 012947
Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3
Телефон +7 (499) 166 03 71