Системы дистанционного обучения: что предлагает рынок
Данная статья продолжает цикл материалов, посвященных электронному образованию. В дальнейшем будут рассмотрены вопросы, связанные с экономическими аспектами такого обучения (доходы и расходы), востребованностью его всем спектром организаций, проводящих обучение, - от крупнейших корпораций и государственных ведомств до тренинг-центров и школ, а также с электронными учебными материалами.
В последнее время широкое распространение получили системы дистанционного обучения (СДО), или (в более широком смысле) программные комплексы для обучения с помощью компьютера. Они обладают рядом особенностей:
устраняются границы обучения и любая территориальная привязка. Преподаватель может находиться в Москве, а студент - на Урале, на берегу Тихого океана или на Балканах либо, наоборот, в обучении одной группы студентов могут участвовать преподаватели, живущие в разных городах и странах;
позволяют поддерживать единый (и при этом высокий) уровень обучения как студентов "центральной площадки" организации (например, в Новосибирске), так и слушателей представительств корпорации, филиалов учебного заведения (например, в Белгороде, Уфе, Омске и т.д.). Такое преимущество СДО обусловливается тем, что учебные материалы (электронные курсы, сложные тесты, учебные фильмы и т.п.) могут готовиться один раз в центре при участии ведущего специалиста в данной области (доктор наук, академик, руководитель высокого уровня) или рецензироваться им, а затем по этим материалам обучаются студенты как центра, так и филиалов в регионах.
Более того, непосредственным преподавателем - куратором слушателя такого "виртуального университета" может быть высококвалифицированный специалист, разделенный сотнями и тысячами километров со студентами своей группы. Даже само понятие группы в такой системе выгодно отличается от традиционного: совместной учебной работой могут быть объединены слушатели, живущие в любой точке мира. Так, каждый ученик имеет шанс найти преподавателя, обладающего уникальными знаниями, и одногруппников, необходимых ему для общения в процессе учебы, не выходя с работы или из дома;
обучение может быть асинхронным: по одной и той же программе в одной и той же группе могут обучаться люди, не только живущие в различных часовых поясах, но и выбирающие любое удобное для своего обучения время суток;
предоставляется возможность оперативной переработки учебно-методических материалов, что способствует существенному повышению их качества, сохранению актуальности электронных лекций и тестов. В отличие от книги электронные курсы, тесты, учебные программы и другие материалы без существенных материальных затрат можно легко переработать в соответствии с обновленной информацией, разделить, объединить и т.п. Если в используемой СДО имеется специальный инструментарий - программа-редактор для создания электронных курсов и тестов, такую работу преподаватель может выполнить один, став фактически электронным издательством.
Данные программные комплексы позволяют корпорациям и крупным государственным организациям при отсутствии развитого штата преподавателей организовать обучение сотрудников в центре и на местах, причем без отрыва от рабочего места. Кроме того, качественная СДО предоставляет возможность использовать для обучения электронные учебные материалы, не только разработанные самостоятельно, но и приобретенные у ведущих учебных заведений, независимых фирм - производителей курсов и т.п. Таким образом, можно организовать обучение, не имея для этого ни достаточного числа преподавателей, ни специальных собственных разработок в области электронных учебных материалов, а ценных специалистов не надо отрывать от работы и тратить огромные суммы на их поездку через всю страну для двухнедельного повышения квалификации.
При использовании СДО создаются равные возможности для обучения всех людей - как полностью здоровых, так и имеющих ограниченную трудоспособность (при инвалидности часто сложно посещать очные занятия и обучаться по традиционным программам, поскольку возникают трудности с перемещением по территориально разбросанным площадкам, поездками в библиотеки, необходимостью быстро и точно законспектировать лекцию и т.п.). Такие системы позволяют инвалидам общаться на равных со своими одногруппниками, оказывают помощь при социальной адаптации и т.д., что крайне благотворно сказывается на результатах учебы.
Следует также отметить, что использование СДО приносит существенные экономические выгоды.
На протяжении последних лет в мире применялись общеупотребительные англоязычные термины, которые касаются СДО:
Learning Management System (LMS) - "Система менеджмента учебного процесса";
Distance Learning System - "Система для дистанционного обучения";
e-Learning System - "Система для электронного (компьютерного) обучения".
Во всех трех случаях это компьютерные программы, которые могут различаться по своим свойствам и по объему предоставляемого пользователям функционала. Например, e-Learning System может быть предназначена только для организации обучения в рамках компьютерного класса (10-20 студентов и один преподаватель), Distance Learning System может быть ориентирована не на крупную организацию, проводящую обучение, а на преподавателя и его небольшую группу и т.д.
Однако в последнее время происходит процесс объединения данных понятий. Для большинства заказчиков, в частности из стран СНГ, СДО - это набор программных средств для организации и управления дистанционным обучением (LMS), предназначенный для полномасштабной работы в формате электронного компьютерного обучения (e-Learning) как в очном, так и удаленном режиме (Distance Learning). Многие крупные российские производители СДО разрабатывают их именно в качестве LMS. Таким образом, "организация" и "управление" здесь стали ключевыми понятиями, а возможность использования как в очном, так и дистанционном режиме - неотъемлемым качеством.
Важно понимать, что сами по себе СДО ничему не обучают. Они предоставляют оболочку и весь необходимый набор электронных инструментов для организации и проведения такого обучения. Для любой организации, где необходимо многопрофильное обучение, LMS тем лучше, чем более универсальной она является. Если система подходит и для инженеров, и для финансистов, и для юристов - значит, она позволяет построить в корпорации, вузе, тренинг-центре действительно единый "виртуальный университет" с общими подходами к обучению, методикой создания учебных курсов, с возможностью переподготовки и повышения квалификации, а также обучения одновременно по двум направлениям - техническому и гуманитарному (например, менеджмент или экономика).
Чему же учат в реальной практике с использованием LMS-систем? Например, в Центральной избирательной комиссии Российской Федерации запущен проект, предусматривающий обучение через СДО ее сотрудников работе с ГАС "Выборы". В компании "Русский алюминий" СДО охватывает все основные направления подготовки персонала, доступ к ней имеет каждый сотрудник компании. Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана недавно установил СДО для проекта по открытому инженерному образованию. Учебный центр компании "Софтлайн" через СДО обучает своих заказчиков работе с программными продуктами ведущих мировых производителей. Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации использует СДО для обучения тонкостям муниципального управления. Без СДО не смогла обойтись и Российская академия правосудия, проводящая регулярное повышение квалификации судей нашей страны - от Владивостока до Мурманска.
В целом можно отметить следующую закономерность. Ведущие государственные ведомства пока предпочитают использовать LMS для повышения квалификации своих сотрудников в дистанционном и отчасти очном режимах по определенным программам или направлениям. Однако в последнее время руководство ведомств начинает осознавать, какие большие выгоды сулит широкомасштабное использование СДО.
Корпорации (банки, страховые компании, производящие и торговые организации), наоборот, все больше стараются внедрить LMS среди своих сотрудников - от оператора до руководителя подразделения, по всем возможным направлениям. При этом им зачастую предоставляется возможность получить знания в области, не связанной с их повседневными обязанностями (менеджмент, право, языки, бухгалтерия), что открывает перспективы карьерного роста. Здесь предпочитают обучение на рабочем месте, без отрыва от основной деятельности (даже для того, чтобы перейти в компьютерный класс). Обучением стараются охватить сотрудников всех филиалов и представительств.
Вузы, где количество студентов исчисляется иногда многими тысячами и даже десятками тысяч, а перечисление преподаваемых дисциплин и их подвидов может составить целую брошюру, обычно начинают использование LMS с какого-то отделения (например, заочного), факультета, кафедры, специальности. Постепенно вуз расширяет количество охваченных LMS студентов и число читаемых курсов. Разумеется, даже в техническом вузе в соответствии с современными требованиями есть и гуманитарные специальности (финансы и право - в числе лидеров). Кроме того, в технических вузах преподают историю, языки, не говоря уже об университетах, по определению являющихся многопрофильными. Следовательно, количество дисциплин, охваченных СДО, в вузах обычно весьма велико, а сами дисциплины распространяются на разные области знания.
Есть и другие организации, использующие в работе СДО, - специализированные институты переподготовки и повышения квалификации, коммерческие тренинг-центры, техникумы и колледжи, школы.
В заключение следует отметить, что современная СДО отнюдь не исключает участие преподавателя в обучении студентов. Как в России, так и в других странах мира с высоким уровнем образования, качественное электронное обучение подразумевает наличие у "виртуального университета" штата сотрудников. Это преподаватели и управляющий персонал. СДО позволяет уменьшить этот штат по сравнению с традиционным учебным процессом за счет оптимизации и внедрения новых технологий контроля за успеваемостью, передачи знаний, учета студентов, перехода к электронной библиотеке и программно проверяемым тестам.
Г. Саатчян,
ОАО "Научно-исследовательский центр автоматизированных
систем конструирования"
"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 12, март 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета. Региональный выпуск"
Учредитель: Редакция Международного финансового еженедельника "Финансовая газета"
Газета зарегистрирована в Роскомпечати 3 октября 1994 г.
Регистрационное свидетельство N 012947
Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3
Телефон +7 (499) 166 03 71