Каков порядок отнесения затрат на наклейки на машины, листовки, буклеты на расходы в рекламных целях?
Расходы на рекламу, учитываемые в размере фактических расходов, предусмотрены абзацами 2-4 п. 4 ст. 264 НК РФ, и расширению этот перечень не подлежит. Остальные расходы на рекламу, относящиеся к таковым согласно Федеральному закону от 18.07.95 г. N 108-ФЗ "О рекламе" и отвечающие требованиям ст. 252 НК РФ, учитываются для целей налогообложения прибыли в размере, не превышающем 1% выручки от реализации, определяемой в соответствии со ст. 249 НК РФ (письмо МНС России от 24.03.03 г. N 02-5-11/73-К342, письмо Управления МНС России по г. Москве от 11.07.03 г. N 26-08/38889).
Наклейки на машины, листовки, буклеты не поименованы в абзацах 2-4 п. 4 ст. 264 НК РФ. Если бы налогоплательщик доказал, что листовки, буклеты подходят под определение каталога или брошюры, то расходы на их изготовление можно было бы полностью списать на уменьшение доходов. Однако сделать это представляется затруднительным (хотя бы потому, что по Общероссийскому классификатору продукции эти виды изделий имеют разные коды: 9540208 - рекламные материалы и каталоги, 9530027 - брошюры, 9541306 - каталоги, 9542603 - листовки, 9544307 - плакаты рекламные и т.д. Вместе с тем если во всех документах, подтверждающих произведенные расходы на рекламу (договор, счет, накладная, счет-фактура), фигурируют поименованные в п. 4 ст. 264 НК РФ термины (рекламные брошюры, рекламные каталоги, содержащие информацию о работах и услугах, выполняемых и оказываемых организацией, или о самой организации), то рекламные расходы не нормируются. Подчеркнем, что рекламные материалы должны предназначаться для неопределенного круга лиц (это следует из определения рекламы); иными словами, в случае выдачи материалов заранее определенному списку лиц соответствующие расходы могут быть не признаны рекламными.
По нашему мнению, для документального подтверждения рекламных расходов целесообразно обеспечить наличие следующих документов:
приказ руководителя организации о проведении рекламной акции;
первичные документы (в случае приобретения на стороне каких-либо товаров, сувениров, оплаты услуг сторонних организаций);
акты об осуществлении рекламных расходов, подписанные руководителем организации с указанием сумм фактически произведенных расходов.
Приказ руководителя об осуществлении расходов может быть разовым, т.е. издаваемым руководителем организации непосредственно для проведения конкретного мероприятия. В приказе можно определить порядок выдачи средств на проведение рекламной акции, смету расходов на указанные цели, порядок осуществления контроля над расходованием и списанием средств, ответственного за проведение рекламной акции и периодичность представления руководству отчетов о проведении рекламной акции (например, ежемесячно).
Д. Гуренков,
консультант Адвокатского бюро "Филипков и партнеры"
30 марта 2005 г.
"Финансовая газета", N 13, март 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета"
Учредители: Министерство Финансов Российской Федерации, Главная редакция международного журнала "Проблемы теории и практики управления"
Газета зарегистрирована в Госкомпечати СССР 9 августа 1990 г.
Регистрационное свидетельство N 48
Издается с июля 1991 г.
Индексы 50146, 32232
Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3
Телефон +7 (499) 166 03 71