Особенности правового регулирования конкурсного производства
профессиональных участников рынка ценных бумаг
Бесперебойное и эффективное функционирование государственных органов и учреждений во многом зависит от стабильности профессиональных участников рынка ценных бумаг, от их устойчивости и надежности. К сожалению, успешная деятельность не всем им оказываются по плечу, не обходится без банкротств.
Далеко не во всех государствах имеется специальное законодательство, предусматривающее особенности процедуры банкротства профессиональных участников рынка ценных бумаг. Обычно банкротство этих субъектов осуществляется либо на общих основаниях, либо в соответствии со спецификой, предусмотренной для иных участников финансового рынка*(1).
Квалификация рынка ценных бумаг как составной части финансового рынка и действующих на нем профессиональных участников - юридических лиц в качестве финансовых организаций произошла в российском законодательстве сравнительно недавно. Наряду с этим в различных нормативных правовых актах формулируются правила, подлежащие применению всеми участниками рынка финансовых услуг, в том числе профессиональными участниками рынка ценных бумаг.
В Российской Федерации центральное место среди нормативных правовых актов, регулирующих конкурсные отношения, занимает Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", вступивший в силу 3 декабря 2002 г. (в редакции от 22 августа 2004 г.)*(2) (далее - Закон о несостоятельности 2002 г.).
Правовое регулирование несостоятельности (банкротства) кредитных организаций в настоящее время осуществляет Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. N 40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" (в редакции от 20 августа 2004 г.)*(3) (далее - Закон о банкротстве кредитных организаций). Существенные изменения в правовое регулирование несостоятельности (банкротства) кредитных организаций внес Федеральный закон от 20 августа 2004 г. N 121-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" и признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации"*(4).
Закон о банкротстве кредитных организаций устанавливает порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности банкротства) кредитных организаций, регулирует особенности оснований и процедур признания кредитных организаций несостоятельными (банкротами), их ликвидации в порядке конкурсного производства*(5).
Также, в определенной части, правовому регулированию несостоятельности (банкротству) кредитных организаций был посвящен утративший силу 28 июля 2004 года*(6) Федеральный закон от 8 июля 1999 г. N 144-ФЗ "О реструктуризации кредитных организаций"*(7) (в ред. от 8 декабря 2003 г. с изм., внесенными Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации 3 июля 2001 г. N 10-П*(8)).
Специальный закон, регулирующий вопросы несостоятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг, пока не принят, вследствие чего нормы глав I-VIII Закона о несостоятельности 2002 г. применяются к профессиональным участникам рынка ценных бумаг с особенностями, установленными в ст. 187-189 данного нормативного правового акта.
Как известно, основные признаки профессионального участника рынка ценных бумаг раскрываются в нормах Федерального закона от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (в редакции от 28 июля 2004 г.)*(9) (далее - Закон о рынке ценных бумаг).
Профессиональными участниками рынка ценных бумаг могут быть юридические лица либо граждане, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, причем названные лица должны осуществлять виды деятельности, указанные в главе II Закона о рынке ценных бумаг. В числе этих видов деятельности названы: брокерская (ст. 3), дилерская (ст. 4), деятельность по управлению ценными бумагами (ст. 5), клиринговая (ст. 6), депозитарная (ст. 7), деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг (ст. 8).
В отличие от иных посредников на рынке ценных бумаг, профессиональные участники осуществляют операции с ценными бумагами в качестве основного и единственного вида деятельности (например, товарная биржа является непрофессиональным посредником на рынке ценных бумаг, поскольку с ее участием реализуются такие ценные бумаги, как коносамент (ст. 6 Закона РФ от 20 февраля 1992 г. N 2383-1 "О товарных биржах и биржевой торговле" в редакции от 29 июня 2004 г.*(10)), т.е. организация торговли ценными бумагами не является основным и исключительным видом деятельности товарной биржи).
Необходимо отметить, что профессиональными (специально лицензируемыми) являются только те виды деятельности, которые подпадают под признаки, указанные в Законе о рынке ценных бумаг (ст. 3-11). Поэтому с точки зрения названного закона не всякая предпринимательская деятельность на рынке ценных бумаг является профессиональной. В то же время фактическое осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг лицом, не имеющим соответствующей лицензии, не дает основания для применения специальных правил ст. 187-189 Закона о несостоятельности 2002 г. при банкротстве такого лица. Но данное обстоятельство не исключает привлечения правонарушителя к ответственности за деятельность на рынке ценных бумаг без лицензии.
Перечень профессиональных видов деятельности на рынке ценных бумаг является исчерпывающим и может дополняться только законом. Деятельность андеррайтеров, номинальных держателей, агентов по выдаче, погашению и обмену инвестиционных паев и т.п. не относится к указанной категории, это скорее одна из функций или сочетание некоторых уже названных в Законе о рынке ценных бумаг видов деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг.
Обращает на себя внимание тот факт, что в ст. 148 ("Регулирование банкротства профессиональных участников рынка ценных бумаг") утратившего силу Закона РФ от 8 января 1998 г. N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" назывались и организации, и граждане, на основании чего можно было сделать вывод о неточности названия соответствующей главы - "Особенности банкротства отдельных категорий должников - юридических лиц".
В действующем Законе о несостоятельности 2002 г. в одноименной статье нет упоминания о гражданах - профессиональных участниках рынка ценных бумаг, но поскольку такие граждане существуют, встает важный вопрос о порядке их банкротства (при очевидной необходимости применения к ним особенностей банкротства, установленных ст.ст. 187-189 Закона о несостоятельности 2002 г., все же использовать данные нормы нельзя)*(11).
В Законе о несостоятельности 2002 г. в ст. 168 сформулированы общие положения банкротства отдельных категорий должников - юридических лиц, в том числе и финансовых организаций, а в ст. 180 к последним причислены профессиональные участники рынка ценных бумаг. При этом уточняется, что в разрабатываемом в настоящее время проекте федерального закона "О несостоятельности (банкротстве) финансовых организаций" могут быть установлены особенности регулирования отношений, связанных с банкротством профессиональных участников рынка ценных бумаг, отличные от правил Закона о несостоятельности 2002 г. Допустимость введения специальных правил регулирования банкротства профессиональных участников рынка ценных бумаг предусматривается также в п. 3 ст. 187 Закона о несостоятельности 2002 г. отсылкой к федеральному закону. При этом в отличие от нормы ст. 180 Закона о несостоятельности 2002 г. отсутствие наименования закона упрощает с точки зрения законодательной техники введение специальных норм не только в законы, посвященные банкротству, но и в иные законодательные акты (например, об отдельных видах ценных бумаг). Кроме того, в отличие от аналогичной нормы п. 2 ст. 148 Закона о банкротстве 1998 г. специальные правила не могут теперь устанавливаться иными, кроме федеральных законов, нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Еще одна особенность правового регулирования банкротства профессионального участника рынка ценных бумаг состоит в том, что в силу п. 3 ст. 187 Закона о несостоятельности 2002 г. особенности процедур банкротства, не урегулированные ст.ст. 187-189 Закона о несостоятельности 2002 г., а также меры по защите прав и законных интересов клиентов должника - профессионального участника рынка ценных бумаг могут быть установлены федеральными законами. Следовательно, при появлении такого закона правоприменители будут использовать его положения, если определенный вопрос не урегулирован ст.ст. 187-189 Закона о несостоятельности 2002 г., и только после этого обращаться к нормам глав I-VIII Закона о несостоятельности 2002 г.
Следующая черта правового регулирования отношений, связанных с банкротством профессионального участника рынка ценных бумаг, состоит в том, что если таким участником является кредитная организация, то положения ст. 188-189 Закона о несостоятельности 2002 г. применяются только при условии, что такая кредитная организация осуществляет депозитарную деятельность (представляется, что положения законодательства о банкротстве кредитных организаций также применяются). Если же кредитная организация осуществляет иные виды деятельности на рынке ценных бумаг (брокерскую, дилерскую, клиринговую, по доверительному управлению ценными бумагами и др.), то к ней не применяются особенности банкротства профессионального участника рынка ценных бумаг, установленные ст. 188, 189 Закона о несостоятельности 2002 г. (нормы ст. 187 данного закона в любом случае применению подлежат).
Также если в соответствии с п. 2 ст. 1 Закона о банкротстве 1998 г. из конкурсных отношений исключались юридические лица, являющиеся коммерческими организациями (за исключением казенных предприятий), и некоммерческие организации, действовавшие в форме потребительского кооператива, благотворительного или иного фонда (вполне могла быть исключена из конкурсных отношений и фондовая биржа, создаваемая в форме некоммерческого партнерства), то Закон 2002 г. такое ограничение устранил, распространив свои нормы на все юридические лица (в том числе на всех профессиональных участников рынка ценных бумаг), за исключением казенных предприятий, учреждений, политических партий и религиозных предприятий (п. 2 ст. 1 Закона о несостоятельности 2002 г.).
Участниками дела о банкротстве должника - профессионального участника рынка ценных бумаг помимо лиц, названных в ст. 34 Закона о несостоятельности 2002 г., могут являться, во-первых, федеральный орган исполнительной власти по регулированию рынка ценных бумаг (в настоящее время этим органом является Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг (далее - ФКЦБ), действующая на основании Положения, утвержденного Указом Президента РФ от 1 июля 1996 г. N 1009 "О федеральной комиссии по рынку ценных бумаг" в редакции от 18 февраля 2002 г.*(12)) и, во-вторых, соответствующая саморегулируемая организация на рынке ценных бумаг, действующая на основании Положения, утвержденного постановлением ФКЦБ от 1 июля 1997 г. N 24 "Об утверждении Положения о саморегулируемых организациях профессиональных участников рынка ценных бумаг и Положения о лицензировании саморегулируемых организациях профессиональных участников рынка ценных бумаг" в редакции от 14 августа 2002 г.*(13) Обращает на себя внимание конструкция п. 1 ст. 187 Закона о несостоятельности 2002 г., которая позволяет сделать вывод о том, что для привлечения названных органа и организации к участию в деле необходима оформленная соответствующим определением инициатива суда (автоматически это не происходит).
Профессиональный участник рынка ценных бумаг осуществляет лицензируемую деятельность, поэтому в случае банкротства такого субъекта к арбитражному управляющему предъявляются дополнительные требования - он обязан иметь аттестат, выдаваемый федеральным органом исполнительной власти по регулированию рынка ценных бумаг. Таким образом, осуществлять мероприятия банкротства в отношении профессионального участника рынка ценных бумаг вправе только соответствующий специалист. Закон о несостоятельности 2002 г. не отвечает на вопрос о порядке действий в ситуациях, когда такого специалиста назначить управляющим невозможно.
Безусловно, арбитражный управляющий должен соответствовать и всем общим требованиям, предъявляемым к нему в ст. 20-26 Закона о несостоятельности 2002 г. У арбитражного управляющего (имеется в виду любой управляющий, в зависимости от процедуры) появляется дополнительная обязанность - уведомлять определенных лиц. Так, в течение 10 дней с даты введения процедур управляющим должны быть уведомлены следующие лица:
- федеральный орган исполнительной власти по регулированию рынка ценных бумаг;
- саморегулируемая организация, членом которой является должник;
- каждый из клиентов должника - профессионального участника рынка ценных бумаг (информация о клиентах предоставляется управляющему должником).
Направляя извещение о проведении в отношении профессионального участника рынка ценных бумаг процедур банкротства, арбитражный управляющий предлагает распорядиться о действиях, которые необходимо выполнить в отношении ценных бумаг, принадлежащих клиенту.
В соответствии со ст. 188 Закона о несостоятельности 2002 г. ограничения на совершение сделок или проведение операций по учету прав на ценные бумаги профессиональным участником рынка ценных бумаг при применении к нему процедур банкротства, за исключением конкурсного производства, не распространяются на сделки с ценными бумагами его клиентов или проведение операций по учету прав на ценные бумаги, осуществляемые по поручениям клиентов и подтвержденные клиентами после возбуждения производства по делу о банкротстве. В данной статье идет речь об ограничениях на совершение сделок должником, установленных Законом о несостоятельности 2002 г. для стадий наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления, конкурсного производства. Эти ограничения на первых трех стадиях не применяются к сделкам с ценными бумагами клиентов должника (то же относится к проведению операций по учету прав на ценные бумаги), если эти действия осуществляются по поручению клиента и подтверждены клиентами после возбуждения производства по делу о несостоятельности (банкротстве), в частности, в ответе на извещение арбитражного управляющего (ч. 2 п. 4 ст. 187 Закона о несостоятельности 2002 г.). В ранее действовавшем Законе о банкротстве 1998 г. аналогичные нормы закреплялись в ст. 150, где законодатель оговаривал особенности проведения в отношении должника процедуры наблюдения, что порождало дискуссии о праве профессионального участника рынка ценных бумаг совершать от имени и по поручению клиента сделки с принадлежащими последнему ценными бумагами, например, в рамках процедуры внешнего управления.
Введение данного правила, очевидно, направлено на принуждение арбитражного управляющего учитывать интересы не только кредиторов, но и клиентов должника. Следует иметь в виду, что для проведения операций с ценными бумагами клиентов арбитражный управляющий обязан после возбуждения производства по делу о банкротстве получить от клиентов соответствующее поручение. Можно констатировать, что данное обстоятельство ограничивает право арбитражного управляющего, основанное на заключенных ранее с клиентами договорах, самостоятельно принимать решение о том, какая именно операция с ценными бумагами, на его взгляд, в большей степени отвечает интересам клиентов. Однако не следует забывать, что варианты возможных операций с ценными бумагами должны быть предложены клиенту арбитражным управляющим.
Клиенты профессионального участника рынка ценных бумаг являются его потенциальными кредиторами, поэтому до того как должник признан банкротом, они могут доверять ему вести их дела, связанные с распоряжением принадлежащими им ценными бумагами.
На стадии конкурсного производства ограничения, установленные Законом о несостоятельности 2002 г., действуют независимо от воли клиентов.
Иные особенности действий на стадиях внешнего управления и конкурсного производства в отношении профессионального участника рынка ценных бумаг закреплены в ст. 189 Закона о несостоятельности 2002 г. Их введение обусловлено тем, что профессиональный участник рынка ценных бумаг осуществляет деятельность не со своим имуществом, а с имуществом клиента. Соответственно с согласия и от имени последнего внешний управляющий имеет право передать ценные бумаги, находившиеся у должника, другому профессиональному участнику рынка ценных бумаг, имеющему аналогичную лицензию (при этом речь идет о передаче ценных бумаг, находившихся у должника в управлении, во владении, на хранении и (или) в учете).
В соответствии с п. 2 ст. 189 Закона о несостоятельности 2002 г. исключается из конкурсной массы должника - профессионального участника рынка ценных бумаг следующее имущество:
- ценные бумаги и иное имущество клиентов, в том числе денежные средства, принадлежащие им и находящиеся на специальном брокерском счете профессионального участника рынка ценных бумаг, осуществляющего брокерскую деятельность;
- денежные средства и ценные бумаги, составляющие специальные фонды, формируемые в целях снижения рисков неисполнения сделок с ценными бумагами организаторами торгов либо клиринговыми организациями.
Как ранее отмечалось, владельцы ценных бумаг в ответ на извещение управляющего о применении к профессиональному участнику рынка ценных бумаг процедур банкротства могут решить вопрос о дальнейшей судьбе ценных бумаг и дать управляющему необходимые указания. Соответственно клиенты должника вправе потребовать возврата ценных бумаг, т.е. прекращения отношений с должником. Пункт 3 ст. 189 Закона о несостоятельности 2002 г. устанавливает, что с момента введения внешнего управления либо конкурсного производства эти ценные бумаги подлежат возврату клиентам, если иное не установлено соглашением владельцев ценных бумаг с должником либо арбитражным управляющим.
Если клиент не согласен на то, чтобы принадлежащие ему именные ценные бумаги, учитываемые должником, были переданы иной организации, осуществляющей аналогичную деятельность (в соответствии с лицензией), то данные учета передаются профессиональному участнику рынка ценных бумаг, ведущему реестр владельцев таких ценных бумаг.
Пунктом 4 ст. 189 Закона о несостоятельности 2002 г. определяется порядок удовлетворения требований клиента, настаивающего на возврате ему его ценных бумаг либо денежных средств.
Если клиент подает требование о возврате конкретных ценных бумаг (с указанием эмитента, категории, типа, серии), то получает либо необходимое, либо меньшее количество таких ценных бумаг - когда одновременно было заявлено несколько требований о возврате указанных ценных бумаг, а профессиональный участник рынка ценных бумаг не имеет в своем распоряжении нужного их количества. Возврат таких ценных бумаг осуществляется пропорционально требованиям клиентов. В оставшейся части клиент станет конкурсным кредитором должника.
Если клиент заявляет требование о возврате своих денежных средств, находящихся на специальном брокерском счете, то размер принадлежащих клиенту (соответственно подлежащих выплате) денежных средств определяется на основании данных бухгалтерского учета должника, осуществляющего брокерскую деятельность. При этом клиенты получают пропорциональное удовлетворение; в оставшейся части они становятся кредиторами и получают удовлетворение в обычном порядке, установленном гл. VII Закона о несостоятельности 2002 г.
В свою очередь, в п. 5 ст. 189 Закона о несостоятельности 2002 г. закреплена обязанность должника - профессионального участника рынка ценных бумаг при проведении конкурсного производства в отношении должника, обеспечивавшего хранение и (или) учет прав на ценные бумаги, принадлежащие клиентам, передать эти ценные бумаги профессиональному участнику рынка ценных бумаг, указанному клиентом. Обращает на себя внимание тот факт, что это правило установлено именно для должника. Однако представляется, что выполнить его может и конкурсный управляющий - в ситуациях, когда, например, клиент заявил о неисполнении должником указанной обязанности (временные рамки Закон о несостоятельности 2002 г. не уточняет, поэтому можно сделать вывод об осуществлении необходимых действий в разумные сроки).
В пункте 6 ст. 189 Закона о несостоятельности 2002 г. закреплена обязанность должника в течение месяца с даты введения конкурсного производства передать определенному субъекту (профессиональному участнику рынка ценных бумаг), указанному клиентом либо арбитражным управляющим, определенные документы и информацию. Сказанное актуально для тех категорий должников, которые осуществляют ведение: реестра владельцев именных ценных бумаг; реестра владельцев паев паевых инвестиционных фондов; реестра участников негосударственных пенсионных фондов; реестра требований кредиторов. Соответственно передаче подлежат данные таких реестров и документы, входящие в состав реестров. Данная обязанность лежит не только на должнике, но и на арбитражном (конкурсном) управляющем; при этом не установлено, кто должен ее исполнять в первую очередь, а кто - в субсидиарном порядке. Неисполнение указанного требования закона в течение месяца с момента введения конкурсного производства любым из субъектов может повлечь применение мер ответственности.
Следует отметить, что приведенное правило п. 6 ст. 189 Закона о несостоятельности 2002 г. распространяется не только на реестры владельцев ценных бумаг, но и на реестр требований кредиторов, который может вестись не только арбитражным управляющим, но и реестродержателем - должником в силу п. 1 ст. 16 Закона о несостоятельности 2002 г.
В.Н. Ткачев,
кандидат юрид. наук, доцент
"Законодательство", N 1, январь 2005 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) См., напр.: п. 2 ст. 1 Типового закона ЮНСИТРАЛ "О трансграничной несостоятельности", принятого в г. Вене 30 мая 1997 г. на 30-й сессии ЮНСИТРАЛ (Доклад Комиссии ООН по праву международной торговли о работе ее 30-й сессии 12-30 мая 1997 г. // Генеральная Ассамблея. Официальные отчеты. Пятьдесят вторая сессия. Дополнение N 17 (A/52/17). Нью-Йорк, 1997. С. 71-81).
*(2) СЗ РФ. 2002. N 43. Ст. 4190; 2004. N 35. Ст. 3607.
*(3) Там же. 1999. N 9. Ст.1097; 2000. N 2. Ст.127; 2001. N 26. Ст.2590; N 33 (ч.1). Ст.3419; 2002. N 12. Ст.1093; 2003. N 50. Ст.4855; 2004. N 34. Ст. 3536.
*(4) Там же. 2004. N 34. Ст. 3536.
*(5) Подробнее см., например, Тосунян Г.А., Викулин А.Ю. Постатейный комментарий. Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций". М., 2000.
*(6) См. Федеральный закон от 28 июля 2004 г. N 87-ФЗ "О признании утратившим силу Федерального закона "О реструктуризации кредитных организаций" и отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, а также о порядке ликвидации государственной корпорации "Агентство по реструктуризации кредитных организаций" // СЗ РФ. 2004. N 31. Ст. 3233.
*(7) Там же. 1999. N 28. Ст. 3477; 2002. N 12. Ст. 1093; 2003. N 50. Ст. 4855.
*(8) Там же. 2001. N 29. Ст. 3058.
*(9) Там же. 1996. N 17. Ст. 1918; 1998. N 48. Ст. 5857; 1999. N 28. Ст. 3472; 2001. N 33 (ч. 1). Ст. 3424; 2002. N 52 (ч. 2). Ст. 5141; 2004. N 27. Ст. 2711; N 31. Ст. 3225.
*(10) Ведомости съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. N 18. Ст. 961; N 34. Ст. 1966; 1993. N 22. Ст. 790; СЗ РФ. 1995. N 26. Ст. 2397; 2002. N 12. Ст. 1093; 2004. N 27. Ст. 2711.
*(11) Подробнее о соответствующем правовом регулировании см.: Телюкина М.В. Банкротство профессиональных участников рынка ценных бумаг // Законодательство. 2001. N 11.
*(12) Собрание законодательства РФ. 1996. N 28. Ст. 3357; 1999. N 16. Ст. 1967; 2000. N 15. Ст. 1574; 2002. N 8. Ст. 809.
*(13) Вестн. ФКЦБ России. 1997. N 4; 1998. N 6; 2002. N 9.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Особенности правового регулирования конкурсного производства профессиональных участников рынка ценных бумаг
Автор
В.Н. Ткачев - кандидат юрид. наук, доцент
Практический журнал для руководителей и юристов "Законодательство", 2005, N 1