Каков порядок учета для целей налогообложения прибыли расходов, связанных с передачей образцов алкогольной продукции для осуществления специальных мер по контролю за ее качеством и безопасностью, на предприятиях, производящих алкогольную продукцию?
С 1 января 2002 года при определении доходов и расходов, учитываемых при налогообложении прибыли, организации руководствуются главой 25 НК РФ.
Расходы, уменьшающие налогооблагаемую базу, должны соответствовать критериям, приведенным в п. 1 ст. 252 НК РФ.
Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
С момента введения в действие главы 22 НК РФ реализуемая алкогольная продукция подлежит обязательной маркировке региональными специальными марками.
По вопросу, касающемуся обязательной маркировки алкогольной продукции, следует руководствоваться Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ).
Статьей 5 Закона N 171-ФЗ предусмотрена обязательная маркировка федеральными специальными марками, акцизными марками и региональными специальными марками алкогольной продукции, производимой и реализуемой на территории Российской Федерации.
Согласно ст. 6 Закона N 171-ФЗ к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции отнесено осуществление государственного контроля за качеством, объемом производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, в том числе через введение специальных защитных мер в отношении предназначенной для розничной продажи алкогольной продукции в соответствии с абзацем четвертым п. 2 и п. 3 ст. 12 вышеуказанного Закона.
Согласно п. 2 ст. 12 Закона N 171-ФЗ алкогольная продукция с содержанием этилового спирта более 9% объема готовой продукции, произведенная на территории Российской Федерации и предназначенная для розничной продажи, маркируется региональными специальными марками того субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется ее розничная продажа. Вышеуказанные марки приобретаются организациями, учредившими акцизные склады, в порядке, определенном п. 4 ст. 12 Закона N 171-ФЗ.
Пунктом 4 ст. 12 Закона N 171-ФЗ предусмотрено, что порядок изготовления, порядок приобретения региональных специальных марок, их цена определяются субъектами Российской Федерации, на территориях которых осуществляется розничная продажа алкогольной продукции, маркированной этими марками, по согласованию с государственным органом, уполномоченным Правительством РФ.
Кроме того, читателям журнала следует иметь в виду, что согласно п. 4 ст. 12 Закона N 171-ФЗ цена федеральной специальной марки, акцизной марки, региональной специальной марки не может превышать 1% от установленной налоговой ставки на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 25%, предусмотренной ст. 193 НК РФ.
В соответствии с п. 2 ст. 12 Закона N 171-ФЗ маркировка иной алкогольной продукции, а также маркировка иными не предусмотренными этим Законом марками не допускается.
Контроль за качеством и безопасностью алкогольной продукции, предназначенной для розничной продажи на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, организуют субъекты Российской Федерации.
Например, в соответствии с Законом N 171-ФЗ и постановлением Правительства РФ от 01.10.2002 N 723 "Об утверждении общих требований к порядку и условиям выдачи разрешений на учреждение акцизных складов и порядку выдачи региональных специальных марок" был разработан и утвержден постановлением Правительства Ставропольского края от 25.06.2003 N 128-п "О специальных защитных мерах по обеспечению качества и безопасности алкогольной продукции, реализуемой на территории Ставропольского края" Порядок проведения контроля качества алкогольной продукции.
В связи с вышеизложенным если расходы по передаче образцов алкогольной продукции связаны с осуществлением специальных мер по контролю качества и безопасности алкогольной продукции, предусмотренных действующим законодательством, то они могут уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль при выполнении условий, определенных ст. 252 НК РФ.
Г.В. Пирогова,
О.Б. Чибисова
1 марта 2005 г.
"Налоговый вестник", N 3, март 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговый вестник"
Журнал основан в 1994 г. Государственной налоговой службой РФ
Издатель ИД "Налоговый вестник"
Свидетельство о регистрации N 016790
Редакция: 127473, Москва, 1-й Волконский пер., д. 10, стр. 1