Возможности решений SAP для перевода предприятий
России на МСФО
В соответствии с Концепцией развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации (далее - Концепция) на среднесрочную перспективу в качестве инструмента реформирования бухгалтерского учета приняты международные стандарты финансовой отчетности (МСФО).
Ни для кого не секрет, что в настоящее время российское предприятие вынуждено вести одновременно несколько видов учета в целях подготовки отчетности в соответствии с:
правилами российского бухгалтерского учета;
требованиями главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ);
стандартами предприятия по управленческому учету;
требованиями ПБУ 18/02;
МСФО.
Работа по ведению всех указанных видов учета выполняется, как правило, одними и теми же сотрудниками предприятия, что приводит к резкому увеличению нагрузки на них. Конечно же, на помощь бухгалтерам приходит то или иное программное обеспечение. Сейчас трудно найти предприятие, которое не использовало бы программные средства для ведения различных видов учета. В частности, компания SAP предлагает платформу mySAP Business Suite, которая содержит решения для автоматизации практически всех направлений деятельности как отдельного предприятия, так и группы предприятий.
mySAP Business Suite включает в числе прочих и функциональность, которая обеспечивает ведение различных видов учета. При этом потребности управленческого и бухгалтерского учета по российским и международным правилам покрываются стандартной функциональностью гибкого, полностью интегрированного программного продукта. Для реализации требований главы 25 НК РФ компания SAP совместно с аудиторской компанией БДО ЮНИКОН разработала Типовое проектное решение, которое успешно функционирует в продуктивном режиме у многих российских клиентов. В ближайшее время российским клиентам будет предложено решение по реализации требований ПБУ 18/02.
Одной из актуальных задач на ближайшие несколько лет (в соответствии с Концепцией - до 2010 г.) будет переход российских предприятий на МСФО.
Большинство российских предприятий, которые составляют консолидированную отчетность, формируют отчетность по международным стандартам путем так называемой перекладки отчетности, подготовленной по правилам российского бухгалтерского учета. Следует отметить, что эта процедура непростая, длится, как правило, несколько месяцев и потребляет значительные ресурсы. Данный вопрос нашел свое отражение в Концепции, где в качестве одной из серьезных проблем бухгалтерского учета отмечены неоправданно высокие затраты хозяйствующих субъектов на подготовку консолидированной финансовой отчетности по международным стандартам путем трансформации бухгалтерской отчетности, подготовленной по российским правилам.
Нужно сказать, что многие клиенты SAP в России уже ведут помимо российского бухгалтерского учета учет в соответствии с другими стандартами, наиболее популярным из которых является US GAAP. Речь в данном случае идет не о "перекладке" отчетности, т.е. ежегодной периодической процедуре, а о параллельном учете, т.е. полноценном постоянном учете в режиме реального времени.
Функциональность системы SAP содержит целый ряд инструментов, которые обеспечивают построение параллельного учета необходимой конфигурации:
планы счетов (оперативный, альтернативный, корпоративный);
соотношение финансового и календарного годов;
параллельные внутренние валюты;
области оценки основных средств;
механизмы различной оценки стоимости запасов;
настраиваемые версии баланса и отчета о прибылях и убытках;
транзакции ручного ввода документов;
инструменты фильтрации и конвертации данных;
средства консолидации.
Рассмотрим более подробно приведенный перечень.
Планы счетов. Стандартная функциональность SAP предоставляет возможность вести учет одновременно в трех планах счетов: оперативном, альтернативном и корпоративном. Оперативный план счетов является основным, на него попадают бухгалтерские проводки, выполненные вручную или автоматически, по заранее сделанной настройке. Клиенты SAP в России, как правило, используют в качестве оперативного плана счетов российский. Российский план счетов в системе SAP содержит восьмизначный номер счета, первые два знака которого соответствуют номеру синтетического счета Плана счетов бухгалтерского учета. Счета альтернативного плана счетов однозначно привязываются к счетам оперативного плана счетов, но могут отличаться по длине и номеру. Кроме того, каждый счет из оперативного плана счетов может быть привязан к счету из плана счетов концерна. Длина номера счета плана счетов концерна также может отличаться от длины номера счета двух других планов счетов. Используя различные сочетания указанных трех планов счетов, а также меняя уровень детализации каждого плана счетов, клиент SAP может вести учет одновременно по трем различным стандартам - российский бухгалтерский учет, МСФО и, например, US GAAP.
Соотношение финансового и календарного годов. Финансовый год в системе SAP может быть равен календарному году или отличаться от него. Например, финансовый год может начинаться в апреле и заканчиваться в марте. Более того, количество дней в учетном периоде может отличаться от количества дней в месяце. Например, 25-е число месяца может быть последним днем учетного периода. Этот инструмент широко используется компаниями, которые входят в состав международных концернов.
Параллельные внутренние валюты. SAP предоставляет возможность устанавливать для каждого предприятия в системе три внутренние валюты. Одна из этих валют является обязательной (для российских предприятий это, как правило, рубль), две другие устанавливаются в качестве параллельных. Любая операция в системе пересчитывается сразу во все внутренние валюты по соответствующим курсам, которые ведутся в таблице настройки. Таким образом, любой бухгалтерский документ может быть одновременно выражен в четырех валютах: валюте документа (или валюте транзакции) и трех внутренних валютах. При этом, если одна и та же валюта (например, доллар) фигурирует в качестве валюты документа и одной из внутренних валют, курс пересчета может быть разный, соответственно значения сумм будут отличаться.
Области оценки основных средств. В настоящее время предприятия владеют десятками и даже сотнями тысяч объектов основных средств (ОС), поэтому неудивительно, что участок их учета является одним из наиболее трудоемких. В связи с переходом российских предприятий на МСФО нагрузка на сотрудников компаний, занимающихся учетом ОС, значительно возросла, поскольку правила их учета в стандартах российского бухгалтерского учета (ПБУ) и МСФО могут различаться. В большинстве случаев различия заключаются в факте признания объекта ОС, правилах расчета амортизации, сроке эксплуатации объекта и последующих переоценках. Помимо этого в МСФО вводится понятие ликвидационной стоимости объектов ОС. В связи с этим предприятиям необходим инструмент, обеспечивающий учет объектов ОС наиболее эффективным способом.
С помощью функциональности для учета ОС, содержащейся в системе SAP, один объект ОС может учитываться одновременно по нескольким стандартам учета и отчетности, что позволяет избежать двойного ввода данных. Для каждого стандарта могут быть определены собственные правила учета и стоимость объекта в разных валютах, например, различная первоначальная стоимость, даты начала и методы начисления (а следовательно, и суммы) амортизации, сроки полезного использования, ликвидационная стоимость. Кроме того, предусмотрена возможность независимых переоценок объектов согласно различным стандартам. Бухгалтерские проводки по счетам главной книги формируются автоматически по заранее заданным правилам и счетам для каждого стандарта учета.
Пользовательские инструменты и отчеты, входящие в решение, позволяют проводить моделирование, планирование и сравнительный анализ объектов ОС по различным стандартам учета.
Функциональность учета основных средств в SAP содержит мощный и гибкий механизм оценки стоимости ОС и расчета сумм амортизации по разным правилам. Этот механизм называется областью оценки. Областей оценки может быть сколь угодно много - их количество ограничивается двумя знаками идентификатора. Область оценки определяет, на какие счета будут отнесены стоимость ОС при его движении и суммы начисленной амортизации. В настоящее время предприятие - клиент SAP использует как минимум три области оценки: для российского бухгалтерского учета, для налогового учета и для учета по международным стандартам.
Механизмы различной оценки стоимости запасов. Процесс учета запасов можно подразделить на три основные стадии: первоначальная оценка запасов, переоценка и отпуск запасов.
МСФО допускают оценку запасов по фактической стоимости приобретения (включая затраты, понесенные для того, чтобы доставить запасы до места их нахождения и состояния), а также методом нормативных затрат или методом розничных цен (если результаты приближенно выражают значение себестоимости).
Система SAP поддерживает все виды первоначальной оценки запасов. В случае если запасы оцениваются по фактической стоимости приобретения, все затраты, связанные с доставкой и приобретением, могут быть включены в стоимость с сохранением возможности анализа структуры себестоимости. Если на предприятии используется метод нормативных затрат, то с помощью инструментов, которые существуют в системе, предприятие может произвести предварительный расчет нормативных затрат в целях максимального приближения значения норм к себестоимости. Метод розничных цен в основном используется в розничной торговле для оценки запасов, имеющих одинаковые маржи. С помощью заложенных в систему инструментов такая оценка запасов также возможна.
Для целей финансовой отчетности запасы согласно МСФО должны оцениваться по наименьшей из двух величин: себестоимости и чистой цене продаж. Оценка запасов проводится на момент составления отчетности. Следовательно, на момент составления отчетности для правильной оценки запасов в системе должны храниться как себестоимость, так и чистая цена продаж. Чистая цена продаж может быть взята, например, из зарегистрированных в системе документов (прайс-листы поставщиков, контракты, заказы, соглашения о поставках и т.д.). Помимо этого существует возможность ввода рыночных цен из внешних источников. С помощью специальной операции может быть проведена оценка запаса и при необходимости автоматически сформированы бухгалтерские проводки.
Потери, возникающие в результате переоценки запасов, согласно МСФО обычно признаются в качестве расходов за счет резерва под обесценение. Для определения суммы резерва могут быть использованы стандартные отчеты системы, например отчеты по оборачиваемости запасов.
Оценка отпуска запасов может проводиться также различными методами: себестоимость запаса, произведенного или приобретенного для специальных проектов, должна определяться путем специфической идентификации индивидуальных затрат; для остальных запасов может быть использован метод FIFO или метод средневзвешенной стоимости. Система SAP поддерживает все методы оценки отпуска запасов. Для этого может быть задействована такая функциональность, как учет по партиям (для специфической идентификации индивидуальных затрат) или периодическая переоценка остатка запасов (для метода FIFO). Следует заметить, что под методом FIFO в данном случае понимается оценка остатков запасов на конец периода, а не способ списания запасов в течение периода. Для списания запасов в течение периода по методу FIFO может быть использован учет по партиям с автоматическим выбором запаса из партии, поступившей самой ранней датой.
Для целей отчетности по международным стандартам запас в некоторых случаях (например, при сильных колебаниях курсов валют) может быть оценен в иностранной валюте по историческому курсу. В этом случае может быть задействован Регистр материалов, который позволяет оценивать запас параллельно в нескольких (до трех) валютах по историческому курсу.
Себестоимость готовой продукции для целей учета по международным стандартам может отличаться от себестоимости, рассчитанной по ПБУ. Расчет параллельной себестоимости, тем более в иностранной валюте, может являться для предприятия дорогостоящей и нетривиальной задачей. С помощью системы SAP ее решение возможно наименее трудозатратным и наиболее эффективным способом.
Существует несколько способов расчета параллельной себестоимости:
выделение затрат, входящих в структуру себестоимости по МСФО, в отдельные элементы затрат;
выделение разницы между двумя видами учета в отдельный элемент затрат;
параллельная оценка.
Указанные способы могут быть реализованы в системе с помощью Регистра материалов.
В первых двух способах структура себестоимости готовой продукции будет содержать затраты, дифференцированные удобным для получения отчетности по различным стандартам способом. В себестоимость по российским стандартам включаются элементы затрат, значимые для российского учета, а в себестоимость по МСФО - значимые для учета по международным стандартам.
При параллельной оценке все производственные затраты имеют отдельную стоимость для каждого вида учета. В каждой проводке производственных затрат может быть указано одновременно несколько сумм: одна сумма для целей российского учета, другая - для целей учета по международным стандартам. Система SAP поддерживает такую возможность для всех затратных проводок, значимых для расчета себестоимости. Таким образом может быть рассчитана себестоимость готовой продукции одновременно для двух стандартов учета и отчетности в дифференциации по одним и тем же элементам затрат.
Выбор способа реализации параллельного расчета себестоимости на предприятии зависит от множества факторов, но в любом случае такой проект требует большой методологической подготовки.
Настраиваемые версии баланса и отчета о прибылях и убытках. В SAP основные финансовые отчеты - баланс и отчет о прибылях и убытках - имеют настраиваемую структуру (иерархическое дерево, на нижнем уровне которого указывается счет из плана счетов). Настроенная определенным образом структура хранится в системе в виде версии. Количество версий ограничивается только четырехзначным идентификатором, поэтому для формирования различных по структуре балансов и отчетов о прибылях и убытках достаточно создать версии с соответствующими иерархиями. Например, согласно МСФО дебиторская задолженность в балансе должна быть представлена как сумма выставленных счетов клиентам за минусом резерва по сомнительным и безнадежным долгам. Следовательно, в версии баланса для МСФО в соответствующей строке дополнительно к счетам, на которых учитывается дебиторская задолженность, будут прописаны бухгалтерские счета, на которых ведется учет резервов по сомнительным долгам. Аналогичным образом в пассиве баланса кредиторская задолженность будет представлена как сумма счетов кредиторской задолженности и счетов, на которых ведется учет гарантийных обязательств. При этом для получения детальной информации существует возможность вывода данных с номерами счетов из плана счетов, в качестве которого может быть выбран оперативный или альтернативный. Валюта вывода данных также устанавливается пользователем. Если для предприятия в системе установлено несколько внутренних валют, данные можно выводить в любой из этих валют, причем сальдо будет соответствовать историческому курсу введенных документов. Если для предприятия установлена только одна внутренняя валюта, данные можно вывести в любой имеющейся в системе иностранной валюте, но уже по фиксированному на определенную дату курсу.
Транзакции ручного ввода документов. Как известно, существует ряд хозяйственных операций, которые по-разному отражаются в российском и международном учете. Одной из таких операций является регистрация подписанного клиентом Акта выполненных работ. В российском учете эта операция не отражается, в учете по международным стандартам сумма такой операции отражается в качестве accruals. В подобной ситуации необходима регистрация операции отдельно в определенном виде учета. SAP предоставляет такую возможность. Для этой цели существуют транзакции ручного ввода документа, специальные транзакции прямых проводок.
Инструменты фильтрации и конвертации данных. SAP содержит специальные регистры, которые обеспечивают фильтрацию, трансформацию и конвертацию данных. Например, если предприятие - клиент SAP приняло решение о переходе на МСФО, но работает в системе только с одной внутренней валютой (рублем) и одним планом счетов (российским), то самым простым способом достижения этой цели будет использование спецрегистров. Механизм спецрегистров позволит автоматически взять из российского учета только те операции, которые релевантны для международного учета, пересчитать их в соответствующую валюту, ввести напрямую операции, которые не отражаются в российском учете (например, accruals), рассчитать себестоимость и сформировать отчетность. Следует отметить, что себестоимость, рассчитанная с помощью спецрегистров, является менее детализированной, чем рассчитанная в регистре материалов. Тем не менее выбор способа расчета зависит от условий и потребностей конкретного предприятия.
Средства консолидации. В систему SAP входит функциональность консолидации, которая предназначена для формирования сводной отчетности по группе предприятий. Указанная функциональность, кроме механизмов погашения встречных задолженностей и обязательств внутри группы предприятий, внутренних прибылей и убытков и т.д., содержит средства конвертации данных в иностранную валюту, средства фильтрации и прямого ввода информации.
Различные комбинации перечисленных инструментов позволяют получить целый ряд вариантов построения учета в соответствии с МСФО. Рассмотрим некоторые из них.
Вариант 1. Используются такие инструменты, как оперативный план счетов, альтернативный план счетов, параллельная внутренняя валюта, соотношение финансового и календарного годов, область оценки основных средств, книга материалов (в качестве средства оценки запасов), версии отчетов, процедура ручного ввода.
Вариант 2. Используются те же инструменты, что и в варианте 1, кроме альтернативного плана счетов, вместо него используется план счетов концерна.
Вариант 3. Используются инструменты, перечисленные в варианте 1, а также спецрегистры.
Вариант 4. Используются оперативный план счетов, альтернативный план счетов, область оценки основных средств, книга материалов, версии отчетов, процедура ручного ввода, спецрегистры.
Вариант 5. Используются оперативный план счетов, план счетов концерна, параллельная внутренняя валюта, соотношение финансового и календарного годов, область оценки основных средств, книга материалов (в качестве средства оценки запасов), версии отчетов, процедура ручного ввода и функциональность консолидации.
Вариант 6. Используются все инструменты, приведенные в варианте 5, кроме параллельной внутренней валюты.
Каждый из указанных вариантов является жизнеспособным и применяется, как минимум, несколькими клиентами SAP во всем мире.
Предприятия, которые находятся в настоящее время в процессе внедрения системы SAP, могут выбрать для себя любой вариант. Иначе обстоит дело с переходом на МСФО предприятий, давно работающих c решениями SAP. Для них мы рекомендуем применять вариант 6, т.е. задействовать функциональность консолидации. В качестве аргументов в пользу этого варианта можно привести следующие:
независимость от имеющегося у клиента набора функциональности. Дело в том, что практически все клиенты SAP в России используют разную конфигурацию функциональности, при этом некоторые инструменты (например, альтернативный номер счета) могут быть заняты под другие цели, в частности под номер из старого плана счетов. Такая ситуация накладывает определенные ограничения на использование других вариантов. Функциональность же консолидации может быть внедрена независимо от того, что на данный момент использует клиент;
наличие в функциональности консолидации трех независимых валют, в которые могут быть конвертированы данные. Некоторые российские клиенты SAP используют только одну внутреннюю валюту, и этой валютой является, естественно, рубль. Поэтому для формирования отчетности по МСФО требуется пересчет рублевых сумм в иностранную валюту;
возможность формирования отчетности в соответствии с МСФО как по отдельному предприятию, так и по группе предприятий, холдингу, концерну.
О. Ковалева,
архитектор бизнес-решений,
Ю. Соломатина,
консультант SAP в странах СНГ и Балтии
"Финансовая газета", N 14, 15, апрель 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета"
Учредители: Министерство Финансов Российской Федерации, Главная редакция международного журнала "Проблемы теории и практики управления"
Газета зарегистрирована в Госкомпечати СССР 9 августа 1990 г.
Регистрационное свидетельство N 48
Издается с июля 1991 г.
Индексы 50146, 32232
Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3
Телефон +7 (499) 166 03 71