Экономическое правосудие: единство правоприменения*(1)
Анализ статистических данных за истекшие два года действия главы 36 АПК РФ, регламентирующей пересмотр Высшим Арбитражным Судом РФ вступивших в законную силу судебных актов, позволяет сделать некоторые выводы о наметившихся тенденциях.
Прежде всего, заметно сократилось количество поступивших в ВАС РФ обращений по указанным вопросам: в 2003 г. их было зарегистрировано 21 830, в 2004 г. стало 19 935 - на 1895 (8,7%) меньше. Эти изменения, как показывают имеющиеся материалы, произошли за счет весьма существенного уменьшения количества заявлений, которые поданы с нарушением требований, предусмотренных ст. 292 и 294 АПК РФ. Если в 2003 г. по различным основаниям, установленным этим Кодексом, было возвращено 6234 обращения (почти 29% от числа поступивших), то в истекшем году - 3860 (немногим более 19%). Надо полагать, что этап освоения новых положений, касающихся содержания и формы направляемых в ВАС РФ документов, подходит к концу. Ошибок в оформлении обращений стало значительно меньше.
Что касается заявлений и представлений, принятых к производству, по которым дела переданы на рассмотрение Президиума ВАС РФ, то количество таких дел уменьшилось с 239 (в 2003 г.) до 224 (в 2004 г.).
Как известно, при наличии оснований для проверки законности обжалованных судебных актов по делам, которые по тем или иным причинам не рассматривались в кассационном суде, коллегиальный состав судей ВАС РФ в соответствии с ч. 6 ст. 299 АПК РФ наделен полномочиями направить дело в кассационную инстанцию для проверки и принятия соответствующего постановления. В 2004 г. в кассационную инстанцию для рассмотрения направлено 135 дел, в то время как в предшествующем году их было 246. Эти цифры позволяют предположить, что участники арбитражного процесса стали более полно использовать все имеющиеся процессуальные возможности для проверки законности того или иного судебного акта (в том числе апелляцию и кассацию), прежде чем обращаться в ВАС РФ, как того и требует правило, закрепленное в ч. 3 ст. 292 АПК РФ.
Президиум ВАС РФ в 2004 г. рассмотрел 240 дел (в 2003 г. - 260).
Улучшение работы первой, апелляционной и кассационной инстанций, как и другие факторы, призванные способствовать повышению эффективности правосудия в арбитражных судах, и в будущем должны оказывать стабилизирующее влияние на пересмотр в ВАС РФ судебных актов в порядке надзора.
Комментарий к делу N 7326/04
(постановление Президиума ВАС РФ от 2 ноября 2004 г.)
Фрахтователь судна по договору фрахтования (бербоут-чартера), равно как и по договору субфрахтования (суббербоут-чартера), в соответствии с условиями этих договоров на основании ст. 215 и 218 Кодекса торгового мореплавания (КТМ) РФ от своего имени осуществляет эксплуатацию судна и несет все связанные с этим расходы, включая уплату портовых сборов (в том числе маячного сбора).
Поэтому для установления надлежащего ответчика по делу об уплате маячного сбора необходимо установить, кто являлся фрахтователем судна в период оказания услуг, за которые взыскивается маячный сбор.
Нарушение единообразия в толковании и применении указанных статей КТМ РФ повлекло отмену Президиумом ВАС РФ вынесенных по делу судебных актов.
Комментарий к делу N 10680/04
(постановление Президиума ВАС РФ от 2 ноября 2004 г.)
Поворот исполнения судебного решения о выдаче векселя (взамен утраченного) в связи с его отменой вышестоящей судебной инстанцией производится в порядке, установленном процессуальным законодательством.
При этом данный порядок применяется независимо от того, что в период действия судебного решения вексель был передан третьему лицу и по нему произведен платеж.
Взыскание вексельной суммы с применением норм ГК РФ о неосновательном обогащении Президиум ВАС РФ признал неправильным, подтвердив законность судебных актов апелляционного и кассационного судов об отказе в иске.
Комментарий к делу N 2745/04
(постановление Президиума ВАС РФ от 2 ноября 2004 г.)
В соответствии с требованиями п. 1 ст. 485 ГК РФ, если цена сдаваемого покупателю молока (исходя из его жирности, определяемой в соответствии с действующим порядком) договором не была предусмотрена, оплата производится по цене, определяемой согласно п. 3 ст. 424 ГК РФ (взимаемой обычно при сравнимых обстоятельствах).
Поэтому для разрешения спора суд должен исследовать доказательства правильности определения цены, взимаемой при сравнимых обстоятельствах, использованной в данном случае.
Комментарий к делу N 9515/04
(постановление Президиума ВАС РФ от 9 ноября 2004 г.)
При рассмотрении требования о сносе самовольной постройки - надстройки здания, являющегося памятником истории и культуры, суд должен установить следующее: 1) соблюден ли установленный законом порядок отнесения здания, над которым возведена надстройка, к объектам, представляющим историческую, научную, художественную или иную культурную ценность; 2) является ли комитет по контролю, использованию и охране памятников истории и культуры, обратившийся с иском, надлежащим истцом; 3) кто фактически осуществил самовольную постройку - ответчик или другое лицо (институт), к которому перешло право собственности на здание ко времени рассмотрения дела судом первой инстанции; 4) кто являлся собственником здания при осуществлении самовольной постройки.
Суд первой инстанции и кассационный суд допустили нарушения закона, явившиеся основанием для пересмотра судебных актов Президиумом ВАС РФ.
Суд первой инстанции удовлетворил иск комитета к обществу о сносе, не установив, кто является собственником здания в период самовольной постройки.
Суд кассационной инстанции, приняв дополнительно представленные ответчиком документы о переходе права собственности на здание к другому лицу (институту), в нарушение требований ст. 286 АПК РФ дал оценку этим документам как доказательствам, вышел за пределы кассационного рассмотрения дела.
Решение и кассационное постановление приняты о правах и обязанностях лица (института), не привлеченного к участию в деле, что в соответствии с п. 4 ч. 4 ст. 270 и п. 4 ч. 4 ст. 288 АПК РФ является безусловным основанием к отмене этих решения и постановления.
Комментарий к делу N 5915/04
(постановление Президиума ВАС РФ от 23 ноября 2004 г.)
Распоряжение, принятое органом управления и предписывавшее произвести снос ветхого здания, добровольно исполненное собственником, не может быть признано недействительным по иску собственника-правопредшественника на том основании, что после принятия указанного распоряжения право собственности на снесенное строение судом было признано за прежним собственником.
Комментарий к делу N 8400/04
(постановление Президиума ВАС РФ от 23 ноября 2004 г.)
ОАО (равно как и любое другое юридическое лицо) не могло быть ликвидировано и исключено из Единого государственного реестра юридических лиц в период действия принятых арбитражным судом обеспечительных мер о приостановлении исполнения решения собрания акционеров о ликвидации ОАО.
Налоговая инспекция, внесшая в реестр в соответствии с решением собрания акционеров запись о ликвидации ОАО, но затем признавшая эту запись ошибочной на основании определения суда о принятии обеспечительных мер, поступила в соответствии с законом (ст. 16 АПК РФ).
Суды первой, апелляционной и кассационной инстанций не имели законных оснований признавать действия налоговой инспекции неправильными.
Обеспечительные меры приняты судом по другому делу, по иску акционеров ОАО, оспаривающих решение общего собрания акционеров о ликвидации ОАО.
Президиум ВАС РФ в соответствии с п. 1 и 2 ст. 304 АПК РФ судебные акты, принятые по делу, отменил и отклонил требование о признании недействительными решений, принятых налоговой инспекцией.
Б.Я. Полонский,
заслуженный юрист РФ
"Законодательство", N 2, февраль 2005 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Тексты постановлений, упомянутых в обзоре, см.: СПС "Гарант".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Экономическое правосудие: единство правоприменения
Автор
Б.Я. Полонский - заслуженный юрист РФ
Практический журнал для руководителей и юристов "Законодательство", 2005, N 2