О криминализации воинских общественно опасных деяний,
совершаемых в военное время
В настоящее время в России многие вопросы, связанные с обороноспособностью государства остаются не решенными. Одним из них является вопрос об установлении уголовной ответственности военнослужащих за преступления, совершаемые в военное время.
Специфика военной службы в военное время требует установления особого порядка выполнения гражданами своих обязанностей. Этот порядок отличается от порядка мирного времени сложными условиями, в которых он должен соблюдаться, и тяжкими общественно опасными последствиями, наступающими в результате ненадлежащего исполнения или неисполнения военнослужащими своих обязанностей.
Преступления против военной службы в военное время способны причинить существенный вред обороноспособности государства. В этой связи возникает необходимость уголовно-правового регулирования соответствующих видов отношений в военное время. Законодательно должны быть установлены правоотношения внутри воинских коллективов, правила поведения военнослужащих в бою, правила обращения со средствами ведения войны, правила обращения с военнопленными, а также порядок отношений военнослужащих с гражданским населением в районе боевых действий и на оккупированной территории.
При рассмотрении современных систем зарубежных военно-уголовных законодательств военного времени обнаруживается, что они имеют больше сходства, чем различий*(1). Объяснить такое положение можно объективными факторами: особым положением вооруженных сил в политической системе любого общества; теми задачами, которые возлагаются на военные организации государств; требованиями, которые предъявляются к их личному составу в военное время, и т.д.
В конечном счете независимо от типа государства цели уголовно-правового регулирования в условиях вооруженных сил едины. Основные из них - обеспечить эффективную защиту государства в период войны, пресечь преступные деяния, причиняющие вред обороноспособности государства и обеспечить надлежащее исполнение военнослужащими своих обязанностей в военное время, а если требования военно-уголовного закона военного времени нарушены - обеспечить неотвратимость ответственности. Следовательно, если место вооруженных сил в политической системе общества соответствует неким абстрактным мировым стандартам, то безотносительно к типу государства национальная система военно-уголовного законодательства военного времени хотя бы в общих чертах, но должна содержать общепризнанные нормы уголовно-правового обеспечения обороноспособности государства, включая нормы международного гуманитарного права.
В процессе криминализации воинских общественно опасных деяний, совершаемых в военное время, необходимо также учитывать, что для эффективного регулирования уголовных правоотношений в военное время одних норм международного гуманитарного права недостаточно.
Разработать эффективную уголовно-правовую защиту обороноспособности Российской Федерации без использования уголовно-правовых норм военного времени, содержавшихся ранее в национальном военно-уголовном законодательстве, не представляется возможным.
При разработке военно-уголовного законодательства военного времени необходимо, прежде всего, использовать уголовно-правовые нормы военного времени, содержавшиеся в Положении о воинских преступлениях 1927 г. и Законе о воинских преступлениях 1958 г., поскольку в данных нормативных правовых актах, по мнению автора, нормы военного времени детализированы и систематизированы законодателем наиболее удачно*(2).
Отправной точкой в процессе разработки современного военно-уголовного законодательства военного времени должно стать решение о соотношении военно-уголовного законодательства военного времени с уголовным законодательством в целом.
В зависимости от юридических технологий и военной доктрины, принятых в том или ином государстве, принадлежности национальной системы права к той или иной правовой семье, а также положения вооруженных сил в политической системе общества и особенностей правового статуса военнослужащих обособление военно-уголовного законодательства военного времени может быть осуществлено в виде:
а) самостоятельного военно-уголовного закона (кодекса) военного времени;
б) отдельного раздела (главы) в кодексе о военной юстиции или в законодательстве о дисциплине в армии - комплексных источниках военного права;
в) специальных норм в Особенной части действующего уголовного законодательства.
В России в период демократизации уголовного права законодатель не включил в новый уголовный закон статьи о преступлениях против военной службы в военное время, санкции которых предусматривали суровые наказания, в том числе смертную казнь.
В УК РФ 1996 г. предусмотрено наличие отдельного уголовного закона военного времени (ч. 3 ст. 331 УК РФ), по поводу чего в последнее время развернулась дискуссия не только в научных кругах, но и в среде общественных деятелей и политиков. Это действительно спорное законодательное решение, поскольку в соответствии с ч. 1 ст. 1 УК РФ отдельного уголовного закона, устанавливающего ответственность за преступления против военной службы в военное время, как такового существовать не может, поскольку последний в любом случае подлежит включению в УК РФ. В связи с этим, по мнению автора, нет необходимости разрабатывать отдельный уголовный закон военного времени. Предпочтительней доработать и принять соответствующий законопроект о внесении изменений и дополнений в гл. 33 УК РФ*(3).
Практические работники считают отсутствие в военно-уголовном законодательстве норм об ответственности за воинские преступления, совершенные в военное время и в боевой обстановке, существенным пробелом в праве*(4).
Законодатель де-факто признал необходимость включения норм военного времени в действующий УК РФ*(5). Однако данный вопрос пока не нашел своего законодательного решения. При этом в теории военно-уголовного законодательства по-прежнему существуют два противоположных мнения о необходимости включения в УК РФ составов преступлений, которые могут быть совершены в условиях военного времени.
Одни авторы полагают, что такое включение будет излишним, поскольку с точки зрения криминализации преступлениями могут быть признаны такие деяния, которые фактически совершаются либо для совершения которых имеются реальные предпосылки*(6).
Другие авторы, которых большинство, ссылаясь на предпочтительность превентивной криминализации, высказываются за включение в УК РФ составов преступлений, совершаемых в военное время*(7).
По данному вопросу целесообразно согласиться с позицией и аргументацией отдельных авторов о том, что такие деяния все-таки должны быть известны уже в мирное время, и, следовательно, гл. 33 УК РФ должна быть дополнена статьями о преступлениях военного времени*(8).
Однако даже при включении военно-уголовных норм военного времени в военно-уголовное законодательство необходимо учитывать, что они в своей совокупности образуют самостоятельную отрасль законодательства, которая отличается как от уголовного законодательства в целом, так и от военно-уголовного законодательства тем, что имеет свои собственные институты (специальный вид уголовного наказания - направление осужденного в штрафное подразделение, специальный вид отсрочки отбывания наказания - до окончания военных действий, в связи с направлением осужденного военнослужащего в действующую армию, специальный вид освобождения от уголовной ответственности - в связи с искуплением вины в период непосредственного участия в боевых действиях и проявленные при этом стойкость, мужество и героизм).
Наличие в военно-уголовном законодательстве военного времени своих собственных институтов объясняется тем, что основным фактором, оказывавшим влияние на его становление и развитие, являлись войны.
В ходе военных действий выявлялись общественно опасные деяния, их общественно опасные последствия, устанавливались наказания за совершение этих деяний. Говоря иначе, война выявляла потребность в криминализации тех или иных общественно опасных деяний. Под уголовным запретом оказывались, прежде всего, действия (бездействие) лиц, которые причиняли существенный вред обороноспособности государства и успешному ведению войны с противником.
Под криминализацией воинских общественно опасных деяний, совершаемых в военное время, по мнению автора, следует понимать осуществляемое органами законодательной власти определение и закрепление в уголовном законе преступных деяний, посягающих на обороноспособность государства.
Криминализируя общественно опасные деяния против военной службы в военное время, следует учитывать, что обороноспособность государства может охраняться не только нормами военно-уголовного законодательства военного времени*(9). Кроме того, военно-уголовное законодательство военного времени должно включать не только составы, посягающие на обороноспособность государства, но и составы, посягающие на иные социальные ценности, например на жизнь и здоровье гражданских лиц в зоне боевых действий.
Общенаучные основы криминализации, изложенные в ряде работ
посвященных проблемам теории криминализации*(10), служат методологической базой для выделения трех групп воинских общественно опасных деяний военного времени:
1) воинские общественно опасные деяния, содержащиеся в УК РФ, которые необходимо дополнить квалифицирующим признаком - совершение преступления в военное время, например: неисполнение приказа (ст. 332 УК РФ) и дезертирство (ст. 338 УК РФ);
2) принципиально новые воинские правонарушения, не имеющие аналогов в действующем общеуголовном и военно-уголовном законодательстве, например: добровольная сдача в плен; сдача или оставление противнику средств ведения войны; оставление раненого на поле боя; мародерство; самовольное оставление боевого порядка (бегство с поле боя); незаконное ношение знаков Красного Креста и Красного Полумесяца и злоупотребление ими;
3) воинские общественно опасные деяния, выделяемые из действующих уголовно-правовых норм, например, путем дифференциации уголовно-правовых норм, содержащихся в ст. 356 (применение запрещенных средств и методов ведения войны) на отдельные составы: жестокое обращение с военнопленными; жестокое обращение с гражданским населением; разграбление национального имущества на оккупированной территории; применение в вооруженном конфликте средств и методов, запрещенных международным договором Российской Федерации.
По мнению автора, выделять воинские общественно опасные деяния, совершаемые в военное время, из действующих уголовно-правовых норм целесообразно по следующим основаниям:
- объекту посягательства и высокой степени общественной опасности;
- ярко выраженной воинской природе данных деяний;
- отсутствию возможности обеспечения эффективной охраны обороноспособности государства действующими общеуголовными и военно-уголовными нормами;
- направленности данных деяний на причинение ущерба различным сторонам обороноспособности государства (боеспособности войск, надлежащему выполнению боевой задачи и т.д.);
- предмету посягательства (материальным и нематериальным благам, имеющим важное значение для обеспечения обороноспособности государства, таким как: средства ведения войны и беспрекословное исполнение боевого приказа);
- многообъектности преступлений, поскольку вред может причиняться как обороноспособности государства - основному объекту, так и другим социальным ценностям, например, жизни и здоровью гражданского населения в районе боевых действий и на оккупированной территории, имуществу гражданских лиц, историческим и культурным ценностям - дополнительным (необходимым или факультативным) объектам;
- специфическим видам общественно опасных последствий рассматриваемых преступлений, таким как: снижение уровня боеспособности воинских подразделений, срыв выполнения боевой задачи и неоправданные потери личного состава.
По мнению автора, ввиду высокой степени общественной опасности и специфических общественно опасных последствий преступлений против военной службы в военное время законодателем за их совершение должны быть установлены предельные санкции.
А.В. Лещев,
старший инспектор Пограничной службы ФСБ России,
майор юстиции
"Право в Вооруженных Силах", N 2, февраль 2005 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) См.: Сидорин В.В., Шулепов Н.А. Теоретические основы совершенствования военно-уголовного законодательства с использованием опыта зарубежных стран: Монография. М., 2000.
*(2) Положение о воинских преступлениях 1927 г. содержало:
1. Воинские изменнические преступления: военный шпионаж (ст. 24); способствование начальником неприятелю (ст.ст. 20, 21); переход на сторону неприятеля (ст. 22).
2. Преступления в сфере порядка ведения боевых действий: нарушение начальником долга боевой службы (ст.ст. 20, 21); самовольное оставление поля сражения (ст. 22); сдача в плен (ст. 22); оставление погибающего военного корабля (ст. 23).
3. Преступления против законов и обычаев войны: преступления в отношении имущества населения в районе военных действий (ст. 28); насильственные действия в отношении населения в районе военных действий (ст. 28); мародерство (ст. 27); дурное обращение с военнопленными (ст. 29); нарушение правил пользования знаками Красного Креста и Красного Полумесяца (ст.ст. 30, 31).
Закон о воинских преступлениях 1958 г. содержал:
1. Преступления в сфере порядка ведения боевых действий: оставление погибающего военного корабля (ст. 26); сдача начальником вверенных ему военных сил, а равно оставление противнику средств ведения войны, если указанные действия совершены не в целях способствования врагу (ст. 25); самовольное оставление поля сражения во время боя или отказ во время боя действовать оружием (ст. 27); добровольная сдача в плен по малодушию или трусости (ст. 28).
2. Преступления против законов и обычаев войны: насилие над населением в районе военных действий (ст. 31); мародерство (ст. 30); дурное обращение с военнопленными (ст. 32); незаконное ношение знаков Красного Креста и Красного Полумесяца и злоупотребление ими (ст. 33).
3. Посягательства на порядок поведения военнослужащего в плену: преступные действия военнослужащего, находящегося в плену (ст. 2).
*(3) Законопроект "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации (в части совершенствования военно-уголовного законодательства)" N 130883-3 был внесен в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации 19 сентября 2001 г. и рассмотрен Советом Госдумы (Протокол N 86, п. 97). 24 июня 2004 г. законопроект повторно внесен в Государственную Думу (новая редакция законопроекта доработана рабочей группой с учетом замечаний и предложений, поступивших из Правительства Российской Федерации и Правового управления Аппарата Государственной Думы). 8 июля 2004 г. законопроект рассмотрен Советом Государственной Думы (Протокол N 38, п. 17).
*(4) См.: Наряд Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации N 5. Т. 3-а. С. 366.
*(5) 21 сентября 2001 г. проведены парламентские слушания на тему: "Проблемы совершенствования военно-уголовного законодательства", на которых рассмотрен проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации". По мнению участников парламентских слушаний, в качестве одной из первоочередных мер по решению проблем уголовно-правового обеспечения обороноспособности и безопасности России необходимо считать восстановление в УК РФ норм об ответственности за преступления военного времени.
*(6) См., например: Абдуллаев З.М. Теоретические основы криминализации воинских общественно опасных деяний: Дисс. : канд. юрид. наук. М., 1991. С. 42-43.
*(7) См., например: Шупленков В.П. Проблемы уголовно-правовой борьбы с преступлениями против обороны СССР: Дисс. : докт. юрид. наук. М., 1986. С. 60-61; Загорский Г.И. Осуществление правосудия в Вооруженных Силах СССР в период Великой Отечественной войны: Дисс. : докт. юрид. наук. М., 1986. С. 245-260.
*(8) См., например: Шупленков В.П. Указ. соч. С. 62-63; Косован О.А. К вопросу о криминализации воинских общественно опасных деяний, совершаемых в военное время или в боевой обстановке. // Военно-уголовное право (вкладка в журнал "Право в Вооруженных Силах" 2003 г. N 8). 2003. N 8.
*(9) См., например, ч. 1 ст. 281 УК РФ.
*(10) См., например: Злобин Г.А., Келина С.Г. Некоторые теоретические вопросы криминализации общественно опасных деяний // Проблемы правосудия и уголовного права. М., 1978. С. 45-58; Яковлев А.М. Социальные функции процесса криминализации // Советское государство и право. 1980. N 2. С. 83-97.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
О криминализации воинских общественно опасных деяний, совершаемых в военное время
Автор
А.В. Лещев - старший инспектор Пограничной службы ФСБ России, майор юстиции
"Право в Вооруженных Силах", 2005, N 2