С чего начинать изучение инструкции N 70н
Приказом Минфина России от 26.08.2004 N 70н утверждена Инструкция по бюджетному учету (далее - Инструкция), в основе которой положены совершенно новые для бюджетных учреждений принципы организации и методология ведения учета. Инструкция объединила учетный процесс практически всех бюджетных структур (табл. 1), в ней также прослеживается сближение коммерческого и бюджетного учета.
Общение с бухгалтерами бюджетных учреждений позволило выявить основную проблему, возникающую при изучении Инструкции. Значительный объем цифровых знаков в плане счетов вызывает психологические барьеры. До сих пор, несмотря на значительный объем публикаций, многие бухгалтеры испытывают некоторое непонимание порядка построения счета, что затрудняет ориентацию в плане счетов, а следовательно, и не способствует эффективному освоению Инструкции. Поэтому считаю целесообразным предложить воспользоваться приведенными таблицами, наглядно отражающими построение счета. Этот материал был использован в ряде семинаров, проводимых для бухгалтеров бюджетных учреждений, и показал свою практическую значимость. Он отражает систему, положенную в основу построения счета, и позволяет в короткие сроки не только ознакомиться с кодами объектов учета, но и легко их запомнить.
Таким образом, первоочередной задачей в изучении инструкции является изучение структуры счета (см. схему). Из двадцати шести знаков счета двадцать знаков (разряды 1-17 и 24-26) формируют код бюджетной классификации, шесть знаков (разряды 18-24) - непосредственно код счета бюджетного учета.
Рассмотрим конкретные коды объектов учета.
Код классификации доходов, ведомственной, функциональной
классификации расходов бюджетов, классификации
источников финансирования дефицита
бюджетов (разряды 1-17)
Для того чтобы правильно определить первые семнадцать разрядов счета, необходимо представлять все виды классификаций, которые в этом случае используются (см. приказ Минфина России от 10.12.2004 N 114н "Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ при составлении и исполнении бюджетов всех уровней, начиная с бюджетов на 2005 год"). В табл. 2-4 показана структура кода классификаций, первые семнадцать значений которых используются в номере счета. В функциональной классификации расходов - 14 знаков, которые переносятся в номер счета с добавлением впереди трехзначного кода администратора.
Как показала практика общения с бухгалтерами, многие из них считают, что первые семнадцать знаков счета будут определены для их учреждения однозначно для всех номеров плана счетов, используемых ими в учете. Это не так. В табл. 5 приведено правило выбора применяемой классификации для групп объектов учета.
Таблица 1
Субъекты бюджетного учета
Субъекты учета | Название органов | Метод учета |
Исполнители бюджета | Главные распорядители, распорядители бюджет- ных средств, получатели (бюджетные учрежде- ния) |
Метод начисления |
Органы, организующие исполне- ние бюджета |
Финансовые органы | Кассовый метод |
Органы, осуществляющие кассо- вое исполнение бюджета |
Органы казначейства | Кассовый метод |
Структура счета
Код бюджетной классификации (20) знаков
---------------------------------------
/--------------------/ \-----------------------------------\
| /-----------------------------------\
| | Код счета бюджетного | |
/--------------------------------------------------------------| учета (6 знаков) | |
|--------------------------------------------------------------+-----------------------+-----------|
| 1| 2| 3| 4 | 5 | 6| 7| 8| 9| 10| 11| 12| 13| 14| 15| 16| 17| 18| 19| 20| 21| 22| 23| 24| 25| 26|
|--------------------------------------------------------------+---+-----------+-------+-----------|
|Код классификации доходов, ведомственной, функциональной клас-| | | \-------/ | \---/ | \------/ |
|сификации расходов бюджетов, классификации источников финанси-| | | | | | | | |
|рования дефицита бюджетов | | | | | | | | |
\--------------------------------------------------------------/ | | | | | | |
/-------------------------| | | | | | |
| Код вида деятельности | | | | | | |
\-------------------------/ | | | | | |
| | | | |
/--------------------------| | | | |
|Код синтетического счета | | | | |
\--------------------------/ | | |
/----------------------------------| | |
|Код аналитического счета | | |
\----------------------------------/ |
/----------------------------------------------------------------|
| Код классификации операций сектора государственного управления |
\----------------------------------------------------------------/
Таблица 2
Классификация доходов бюджетов РФ
Администратор | Код вида доходов | Код классификации доходов бюджетов РФ |
Экономическая классификация |
||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
Номер главно- го распоряди- теля |
Группа | Подгруппа | Статья | Подстатья | Элемент | Программа | Код классификации операций сектора гос. управления |
Таблица 3
Функциональная классификация расходов бюджетов РФ
Направления финансовых ресурсов на выполнение функций государства |
Код целевой статьи расходов |
Код вида расходов |
|||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | ||
Раздел | Подраздел |
Таблица 4
Классификация источников финансирования дефицитов бюджетов РФ
Администратор | Код вида источников финансирования дефицитов бюджетов РФ | Экономическая классификация |
|||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
Номер главно- го распоряди- теля |
Группа | Подгруппа | Статья | Подстатья | Элемент | Программа | Код классификации операций сектора гос. управления |
Таблица 5
Правило определения вида применяемой классификации
Счета | Вид классификации |
Нефинансовые активы | Функциональная классификация расходов |
Финансовые активы: все денежные средства и все счета финансовых вложений |
Классификация источников финансирования дефицита бюд- жета |
Бюджетные ссуды и кредиты | Функциональная классификация расходов |
Расчеты с дебиторами по доходам | Классификация доходов |
Расчеты с подотчетными лицами и выданным авансам |
Функциональная классификация расходов |
Расчеты по поступлениям с финансовыми орга- нами |
В части доходов: классификация доходов В части привлечения долга: классификация источников финансирования дефицита бюджета |
Расчеты по поступлениям | Классификация доходов |
Кредиторская задолженность | Функциональная классификация расходов |
Задолженность по гос. долгу | Классификация источников финансирования дефицита бюд- жета |
Общее правило: чем в конечном итоге по кассе закончится операция, тем и будет определяться вид классификации |
Код вида деятельности (разряд 18)
Восемнадцатый разряд номера указывает вид деятельности, за счет поступлений от которой осуществляется учитываемая операция (табл. 6). Применение этого разряда является уже знакомым для бухгалтеров бюджетных учреждений. Однако есть и новые правила его определения. Так, ряд поступлений, скорее всего, перейдет из разряда целевых в разряд поступлений от деятельности, приносящей доход (ждем методических указаний по применению инструкции). Например, родительская плата за содержание детей в дошкольных учреждениях. Это позволит сблизить бухгалтерский и налоговый учет. Следует обратить внимание на знак "О". Он кодирует те операции, по которым отсутствует возможность отнесения к определенному виду деятельности. Однако впоследствии эти суммы должны быть конкретизированы и оформлены соответствующими цифрами: 1,2 или 3.
Продолжает действовать и правило отнесения приобретенного актива за счет различных источников на бюджетный признак в случае использования бюджетных средств в совокупности с другими источниками (предпринимательскими, целевыми). Недопустимо пропорциональное распределение сумм по приобретению объекта источникам финансирования, так как в этом случае нарушается его целостность.
Код синтетического счета (разряды 19-21)
Код синтетического счета является основным бухгалтерским номером. Он отражает объекты учета (табл. 7). В новой Инструкции объекты учета разделены на пять групп (это соответствует и разделам учета). Нефинансовые и финансовые активы составляют актив баланса, обязательства и финансовый результат-пассив баланса. Санкционирование расходов бюджета является отдельным объектом учета, который не отражается в балансе учреждения.
В плане счетов отсутствует счет расходов, так как Инструкцией предусмотрено их отнесение непосредственно на счет финансовых результатов. При этом и сами расходы определяются по-новому. Основным признаком определения расходов как таковых является влияние их осуществления на итог валюты баланса. Если приобретаются активы, то фактического расходования средств не производится, а происходит лишь перераспределение в структуре актива. Если в процессе оттока средств снижается итоговая величина активов, то такая операция учитывается как снижение финансового результата, т.е. действительное расходование средств.
Таблица 6
Соответствие знака 18-го разряда номера счета виду осуществляемой
деятельности
Знак | Вид деятельности |
1 | Бюджетная деятельность |
2 | Предпринимательская и иная деятельность, приносящая доход |
3 | Деятельность за счет целевых средств и безвозмездных поступлений |
0 | Отсутствие возможности отнесения к определенному виду деятельности |
Таблица 7
Объекты учета в бюджетном учреждении
Раздел | Объекты учета | Номер счета |
1 | Нефинансовые активы | 100 |
Основные средства | 101 | |
Непроизведенные активы | 102 | |
Нематериальные активы | 103 | |
Амортизация | 104 | |
Материальные запасы | 105 | |
Вложения в нефинансовые активы | 106 | |
Нефинансовые активы в пути | 107 | |
2 | Финансовые активы | 200 |
Денежные средства учреждения | 201 | |
Финансовые вложения | 204 | |
Расчеты с дебиторами по доходам | 205 | |
Расчеты по выданным авансам | 206 | |
Расчеты с подотчетными лицами | 208 | |
Расчеты по недостачам | 209 | |
Расчеты с прочими дебиторами | 210 | |
3 | Обязательства | 300 |
Расчеты с кредиторами по долговым обязательствам | 301 | |
Расчеты с поставщиками и подрядчиками | 302 | |
Расчеты по платежам в бюджет | 303 | |
Прочие расчеты с кредиторами | 304 | |
Расчеты по выплате наличных денег органами, осуществляющими кассовое обслуживание исполнение бюджетов" |
306 | |
4 | Финансовый результат | 400 |
Финансовый результат учреждения | 401 | |
5 | Санкционирование расходов бюджета | 500 |
Лимиты бюджетных обязательств | 501 | |
Принятые бюджетные обязательства текущего года | 502 |
Код аналитического счета (разряды 22-23)
В номере счета присутствует код аналитического учета (табл. 8). Он конкретизирует объекты учета, формируя внутри них определенные группы. Новым планом счетов предусмотрена высокая детализация расчетов.
Таблица 8
Аналитический счет
Объекты учета | Знак |
Основные средства (101) | |
Жилые помещения | 01 |
Нежилые помещения | 02 |
Сооружения | 03 |
Машины и оборудование | 04 |
Транспортные средства | 05 |
Произведенный и хозяйственный инвентарь | 06 |
Библиотечный фонд | 07 |
Мягкий инвентарь | 08 |
Драгоценности и ювелирные изделия | 09 |
Прочие основные средства | 10 |
Непроизведенные активы(102) | |
Земля | 01 |
Ресурсы недр | 02 |
Прочие непроизведенные активы | 03 |
Нематериальные активы(103) | |
Нематериальные активы | 01 |
Амортизация(104) | |
Жилых помещений | 01 |
Нежилых помещений | 02 |
Сооружений | 03 |
Машин и оборудования | 04 |
Транспортных средств | 05 |
Производственного и хозяйственного инвентаря | 06 |
Нематериальных активов | 07 |
Материальные запасы (105) | |
Медикаменты и перевязочные средства | 01 |
Продукты питания | 02 |
Горюче-смазочные материалы | 03 |
Строительные материалы | 04 |
Прочие материальные запасы | 05 |
Готовая продукция | 06 |
Вложения в нефинансовые активы (капитальные вложения 106) | |
Капитальные вложения в основные средства | 01 |
Капитальные вложения в нематериальные активы | 02 |
Капитальные вложения в непроизведенные активы | 03 |
Изготовление материалов, готовой продукции | 04 |
Нефинансовые активы в пути (107) | |
Основные средства в пути | 01 |
Нематериальные активы в пути | 02 |
Материалы в пути | 03 |
Денежные средства учреждения (201) | |
На банковских счетах | 01 |
Во временном распоряжении | 02 |
В пути | 03 |
Касса | 04 |
Денежные документы | 05 |
Аккредитивы | 06 |
В иностранной валюте | 07 |
Финансовые вложения (204) | |
Депозиты | 01 |
Акции и иные формы участия в капитале | 02 |
Облигации, векселя | 03 |
Расчеты с дебиторами по доходам (205) | |
По налоговым доходам | 01 |
По доходам от собственности | 02 |
По доходам от рыночных продаж товаров, работ услуг | 03 |
По суммам принудительного изъятия | 04 |
По поступлениям от других бюджетов бюджетных системы РФ | 05 |
От наднациональных организаций и правительств иностранных госу- дарств |
06 |
От международных финансовых организаций | 07 |
По взносам, отчислениям на социальные нужды | 08 |
По доходам от реализации активов | 09 |
По прочим доходам | 10 |
Расчеты по выданным авансам (206) | |
За услуги связи | |
За транспортные услуги | |
За коммунальные услуги | |
За арендную плату за пользованием имуществом | |
За услуги по содержанию имущества | |
За прочие услуги | |
По прочим расходам | |
За приобретение основных средств | |
За приобретение нематериальных активов | |
За приобретение непроизведенных активов | |
За приобретение материальных запасов | |
За приобретение ценных бумаг (кроме акций) | 12 |
За приобретение акций и иных форм участия в капитале | 13 |
С дебиторами по пособиям по социальному страхованию населения | 14 |
С дебиторами по пособиям по социальной помощи населению | 15 |
Расчеты с подотчетными лицами (208) | |
По оплате труда | 01 |
По оплате услуг связи | 02 |
По оплате транспортных услуг | 03 |
По оплате коммунальных услуг | 04 |
По оплате арендной платы за пользование имуществом | 05 |
По оплате услуг по содержанию имущества | 06 |
По оплате прочих услуг | 07 |
По оплате пособий по социальному страхованию населения | 08 |
По оплате социальной помощи населению | 09 |
По оплате социальных пособий, выплачиваемых организациями сек- тора государственного управления |
10 |
По оплате прочих расходов | 11 |
По приобретению основных средств | 12 |
По приобретению нематериальных активов | 13 |
По приобретению материалов | 14 |
По приобретению ценных бумаг (кроме акций) | 15 |
По приобретению акций и иных форм участия в капитале | 16 |
Расчеты по недостачам (209) | |
Основных средств | 01 |
Непроизведенных активов | 02 |
Нематериальных активов | 03 |
Материальных запасов | 04 |
Финансовых активов | 05 |
Расчеты с прочими дебиторами (210) | |
По НДС по приобретенным материальным ценностям, работам, услу- гам |
01 |
По поступлениям в бюджет с органами, организующими исполнение бюджетов |
02 |
Расчеты с кредиторами по долговым обязательствам (301) | |
По внутренним долговым обязательствам | 01 |
По внешним долговым обязательствам | 02 |
Расчеты с поставщиками и подрядчиками (302) | |
По оплате труда | |
По оплате услуг связи | |
По оплате транспортных услуг | |
По оплате коммунальных услуг | |
По оплате арендной платы за пользование имуществом | |
По оплате услуг по содержанию имущества | |
По оплате прочих услуг | |
По субсидиям государственным организациям | |
По субсидиям негосударственным организациям | |
По перечислениям другим бюджетам бюджетной системы РФ | |
По перечислениям наднациональным организациям и правительствам иностранных государств |
|
По перечислениям международным организациям | |
По пособиям по социальному страхованию населения | |
По пособиям по социальной помощи населению | |
По социальным пособиям, выплачиваемым организациями сектора го- сударственного управления |
|
По прочим расходам | |
По приобретению основных средств | |
По приобретению нематериальных активов | |
По приобретению непроизведенных активов | |
По приобретению материальных запасов | |
По приобретению ценных бумаг, кроме акций | |
По приобретению акций и иных форм участия в капитале | |
По приобретению денежных документов | |
Расчеты по платежам в бюджет (303) | |
По налогу на доходы физических лиц | 01 |
По единому социальному налогу и страховым взносам на обязатель- ное пенсионное страхование в РФ |
02 |
По налогу на прибыль | 03 |
По налогу на добавленную стоимость | 04 |
По прочим платежам в бюджет | 05 |
По обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний |
06 |
Прочие расчеты с кредиторами (304) | |
Расчеты по средствам, полученным во временное распоряжение | 01 |
Расчеты с депонентами | 02 |
Расчеты по удержаниям из заработной платы | 03 |
Внутренние расчеты между главными распорядителями (распорядите- лями) и получателями средств |
04 |
Расчеты по платежам из бюджета с органами, организующими испол- нение бюджетов |
05 |
Финансовый результат учреждения (401) | |
Финансовый результат текущей деятельности учреждения | 01 |
Финансовый результат по резервному фонду | 02 |
Финансовый результат прошлых отчетных периодов | 03 |
Доходы будущих периодов | 04 |
Лимиты бюджетных обязательств (501) | |
Утвержденные лимиты бюджетных обязательств | 01 |
Лимиты бюджетных обязательств распорядителей бюджетных средств | 02 |
Лимиты бюджетных обязательств получателей бюджетных средств | 03 |
Переданные лимиты бюджетных обязательств | 04 |
Полученные лимиты бюджетных обязательств | 05 |
Лимиты бюджетных обязательств в пути | 06 |
Лимиты бюджетных обязательств невыясненные | 07 |
Принятые бюджетные обязательства (502) | |
Принятые бюджетные обязательства текущего года | 01 |
Код классификации операций сектора государственного управления
(разряды 24-26)
Последние три знака счета определяются в соответствии с правилами, указанными в табл. 9 и 10. Разряд 24 кодируется знаком в зависимости от объекта учета и влиянием операции на изменение этого объекта. Например:
- при поступлении объектов основных средств в организацию разряд 24 будет определяться знаком 3 (увеличение нефинансовых активов), а их выбытие - знаком 4 (уменьшение нефинансовых активов);
- при начислении заработной платы происходит увеличение задолженности перед работниками, разряд 24 определяется знаком 7, при выплате заработной платы - знаком 8 (уменьшение задолженности по оплате труда).
Последние два разряда определяются в зависимости от объекта учета. Например:
- если необходимо в бухгалтерской проводке отразить счет по движению денежных средств, то разряды 24-25 обозначаются знаком 10;
Таблица 9
Правило определения значения разряда 24
Раздел | Объекты учета | Влияние на объект | |
увеличение | уменьшение | ||
1 | Нефинансовые активы | 3 | 4 |
2 | Финансовые активы | 5 | 6 |
3 | Обязательства | 7 | 8 |
4 | Финансовый результат | 1 (доходы) |
2 (расходы) |
5 | Санкционирование расходов бюджета | Осуществление расходов 2 Приобретение активов 3, 5 Погашение долговых обяза- тельств 8 |
|
3 | - Расчеты между главными распорядителями и получателями средств (счет по 18-23 разряду: "30404"); - Расчеты по платежам из бюджета с органами, организующими исполнение бюджетов (счет по 18-23-му разрядам: "30405") |
Таблица 10
Правило определения значения разрядов 25-26
1. Нефинансовые активы | ||||||||||||||||
Непроизве- денные ак- тивы Основные средства |
Нематери- альные активы |
Материаль- ные запасы |
Вложения в не- финансовые ак- тивы |
Амортизация | Нефинансовые активы в пути | |||||||||||
30 10 |
20 20 |
40 40 |
В зависимости от вида актива 10, 20, 30, 40 |
В зависимос- ти от амор- тизируемого объекта 10, 20 |
В зависимости от вида актива 10, 20, 40 |
|||||||||||
2. Финансовые активы | ||||||||||||||||
Денежные средства |
Финансовые вложения | Дебиторская задолженность | ||||||||||||||
депозиты | акции | облигации, векселя | ||||||||||||||
10 | 10 | 30 | 20 | 60 | ||||||||||||
3. Обязательства | ||||||||||||||||
Расчеты с кредиторами по долговым обязательствам |
Расчеты с поставщиками и подрядчиками | |||||||||||||||
внутренним | внешним | |||||||||||||||
10 | 20 | 30 | ||||||||||||||
4. Финансовый результат | ||||||||||||||||
Доходы | Расходы | |||||||||||||||
в соответствии с экономической | в соответствии с экономической классификацией | |||||||||||||||
10, 20, 30, 40, 50, 51, 52, 53, 60, 70, 71, 72, 73, 80 |
10, 11, 12, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 30, 31,32, 40, 41, 42, 50, 51, 52, 53, 60, 61, 62, 63, 80 |
|||||||||||||||
5. Санкционирование расходов бюджета (из раздела 3: Расчеты между главными распорядителями и получателями средств (счет по 18-23 разряду: "30404");Расчеты по платежам из бюджета с органами, организующими исполнение бюджетов (счет по 18-23 разряду: "30405)) |
||||||||||||||||
Осуществление расходов | Приобретение активов | Погашение до- лговых обяза- тельств |
||||||||||||||
В соответствии с экономической классификацией расходов |
Основных средств |
Немате- риальных активов, ценных бумаг (кроме акций) |
Непроизве- денных ак- тивов, ак- ций |
Материаль- ных запа- сов, бюд- жетных ссуд и кредитов |
Иных фина- нсовых ак- тивов |
внут- ренних |
внеш- них |
|||||||||
10, 11, 12, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 30, 31, 32, 40, 41, 42, 50, 51, 52, 53, 60, 61, 62, 63,80 |
10 |
20 |
30 |
40 |
50 |
10 |
20 |
|||||||||
- если осуществляется расходование средств, то последние два знака определяются в соответствии с экономической классификацией расходов, приведенной в табл. 11 (оказание транспортных услуг отражается как расходы, и последние два знака в номере счета имеют значение 22)
- если поступают средства от оказания платных услуг, то последние два знака определяются в соответствии с экономической классификацией доходов, приведенной в табл. 12, и последние два знака определяются значением 30.
Следует отметить, что имеет место некоторое несоответствие экономических классификаций доходов и расходов плану счетов. Например:
- в плане счетов присутствует счет с последними знаками "173" (счет по разрядам 19-26: "Чрезвычайные доходы от операций с активами 40101173"), а в экономической классификации доходов этот код отсутствует;
- в плане счетов присутствуют счета с последними знаками 270, 271, 272, 273 последних трех разрядов (счета по разрядам 19-26: "Расходы резервного фонда по операциям с активами 40102270", "Расходы резервного фонда на амортизацию основных средств и нематериальных активов 40102271", "Расходование материальных запасов резервного фонда 40102272", "Чрезвычайные расходы резервного фонда по операциям с активами 40102273"), а в экономической классификации эти коды отсутствуют;
- в плане счетов присутствует знак 280 (счета по разрядам 19-26: "Прочие расходы резервного фонда 40102280"), в экономической классификации расходов присутствует код 290 "Прочие расходы".
Таблица 11
Экономическая классификация расходов бюджетов
Расход | Код |
Оплата труда и начисления на оплату труда | 210 |
Заработная плата | 211 |
Прочие выплаты | 212 |
Начисления на оплату труда | 213 |
Приобретение услуг | 220 |
Услуги связи | 221 |
Транспортные услуги | 222 |
Коммунальные услуги | 223 |
Арендная плата за пользование имуществом | 224 |
Услуги по содержанию имущества | 225 |
Прочие услуги | 226 |
Обслуживание долговых обязательств | 230 |
Обслуживание внутренних долговых обязательств | 231 |
Обслуживание внешних долговых обязательств | 232 |
Безвозмездные и безвозвратные перечисления организациям | 240 |
Безвозмездные и безвозвратные перечисления государственным и муниципальным организациям |
241 |
Безвозмездные и безвозвратные перечисления организациям, за исключением государственных и муниципальных организаций |
242 |
Безвозмездные и безвозвратные перечисления бюджетам | 250 |
Перечисления другим бюджетам бюджетной системы РФ | 251 |
Перечисления наднациональным организациям и правительствам иностранных государств |
252 |
Перечисления международным организациям | 253 |
Социальное обеспечение | 260 |
Пособия по социальному страхованию населения | 261 |
Пособия по социальной помощи населению | 262 |
Социальные пособия, выплачиваемые организациями сектора гос. управления |
263 |
Прочие расходы | 290 |
Поступления нефинансовых активов | 300 |
Увеличение стоимости основных средств | 310 |
Увеличение стоимости нематериальных активов | 320 |
Увеличение стоимости материальных запасов | 340 |
Увеличение задолженности по бюджетным ссудам и кредитам | 540 |
Выбытие финансовых активов | 600 |
Уменьшение стоимости ценных бумаг, кроме акций и иных форм участия в капитале |
620 |
Уменьшение задолженности по бюджетным ссудам и кредитам | 640 |
Таблица 12
Экономическая классификация доходов бюджетов
Доход | Код |
Налоговые доходы | 110 |
Доходы от собственности | 120 |
Доходы от оказания платных услуг | 130 |
Суммы принудительного изъятия | 140 |
Безвозмездные и безвозвратные поступления от бюджетов | 150 |
Поступления от других бюджетов бюджетной системы РФ | 151 |
Перечисления наднациональных организаций и представительств иностранных государств |
152 |
Перечисления международных финансовых организаций | 153 |
Взносы, отчисления на социальные нужды | 160 |
Доходы от операций с активами | 170 |
Доходы от переоценки активов | 171 |
Доходы от реализации активов | 172 |
Прочие доходы | 180 |
Уменьшение стоимости основных средств | 410 |
Уменьшение стоимости непроизведенных активов | 420 |
Уменьшение стоимости материальных запасов | 440 |
Пример. Воспользуемся таблицами для формирования счета, на котором будет отражено поступление в организацию горюче-смазочных материалов (см. табл. 13).
Таблица 13
Отражение счета оприходования горюче-смазочных материалов
Разряд счета |
Содержание | Вспомогательная таблица |
Значение разряда |
19-21 | Нефинансовые активы: материальные запасы |
7 | 105 |
22-23 | Горюче-смазочные материалы | 8 | 03 |
24 | Увеличение нефинансовых активов | 9 | 3 |
25-26 | Материальные запасы | 10 | 40 |
Номер счета плана счетов | 10503340 |
После освоения структуры счета бухгалтеру в процессе изучения Инструкции важно овладеть общей схемой проводок. Далее рассмотрен порядок учета объектов (основных средств, денежных средств, финансового результата), правила которого значительно отличаются от порядка учета старой Инструкции N 107н.
Общая схема учета рассмотрена с указанием синтетического счета (разряды 19-21), в некоторых случаях с указанием синтетического и аналитического счетов (разряды 19-23).
Схема основных проводок
Основные средства (101)
Общая схема учета основных средств
4
/-------------------------------------\
/--------\ | /--------\ | /--------\
| 101 | | | 106 | | | 104 |
| Д | К |/ | Д | К | | | Д | К |
\--------/ \--------/ | \--------/
| \----/ |
| /--------\ | | /--------\ |
| | 302 | 1 | | | 401 | |
| | Д | К |----/ | | Д | К | |
| \--------/ | \--------/ |
| 2 | 3 |
\---------------------------/ \----------------/
1. Поступление основных средств:
- приобретение:
Д 106 "Увеличение капитальных вложений";
К 302 "Увеличение кредиторской задолженности";
- безвозмездное получение:
Д 106 "Увеличение капитальных вложений";
К 401 "Доходы от безвозмездных поступлений";
- прочие расходы, связанные с приобретением основных средств:
Д 106 "Увеличение капитальных вложений"
К 302 "Увеличение кредиторской задолженности";
2. Принятие основных средств к учету:
- Д 101 "Увеличение стоимости основных средств";
- К 106 "Уменьшение капитальных вложений";
3. Начисление амортизации:
стоимостью от 1 000 руб. до 10 000 руб. (100 % балансовой стоимости при выдаче в эксплуатацию):
Д 401 "Расходы на амортизацию";
К 104 "Амортизация";
стоимостью свыше 10 000 руб.:
Д 401 "Расходы на амортизацию";
К 104 "Амортизация";
4. Выбытие основных средств:
- передача объектов стоимостью до 1 000 руб. в эксплуатацию:
Д 401 "Расходы учреждения";
К 101 "уменьшение основных средств";
- списание объектов с баланса:
Д 104 "Амортизация";
К 101 "Уменьшение стоимости основных средств";
Денежные средства учреждения (безналичные расчеты)
Операции по движению денежных средств не через органы,
осуществляющие кассовое обслуживание исполнения бюджетов (через счет
в банке), а также полученных от предпринимательской деятельности (201)
Общая схема учета денежных средств (счет в банке)
/------------------------------\ /-------------------------------\
| /-------\ 2 /-------\ | | /-------\ 3 /-------\ |
| | 302 | | 201 | | | | 30404 | | 401 | |
\| Д | К | | Д | К |--/ \-| Д | К | | Д | К |-/
\-------/ \-------/ \-------/ \-------/
1 |
\-------------------------/
1. Поступление средств из бюджета получателю на счет в банке:
- Д 201 "Поступление средств на банковские счета";
- К 30404 "Внутренние расчеты между главными распорядителями и получателями средств". Одновременно забалансовый счет 17 с добавлением кода экономической классификации расходов.
2. Списание средств со счета в погашение принятых обязательств:
- Д 302 "Уменьшение кредиторской задолженности";
- К 201 "Денежные средства учреждения на банковских счетах".
Одновременно забалансовый счет 18 с добавлением кода экономической классификации расходов.
3. Объем полученных средств в конце года списываются:
- Д 30404 "Внутренние расчеты между главными распорядителями и получателями средств";
- К 401 "финансовый результат прошлых отчетных периодов".
Операции по движению денежных средств через органы, осуществляющие
кассовое обслуживание исполнения бюджетов (304)
1. Списание средств со счета в погашение принятых обязательств:
- Д 302 "Уменьшение кредиторской задолженности"
- К 30405 "Расчеты по платежам из бюджета с органами, организующими исполнение бюджетов"
2. Объем полученных средств в конце года списываются:
- Д 30405 "Расчеты по платежам из бюджета с органами, организующими исполнение бюджетов"
- К 401 "Финансовый результат прошлых отчетных периодов"
Общая схема учета денежных средств (обслуживание через органы
казначейства)
/----------------------------------------\
/---------\ | /---------\ 2 /---------\ |
| 302 | | | 30405 | | 401 | |
| Д | К | \---| Д | К | | Д | К |-/
\---------/ \---------/ \---------/
1 |
\--------------------------------/
Денежные средства учреждения (наличные расчеты - касса 20104)
Операции по движению денежных средств не через органы, осуществляющие
кассовое обслуживание исполнения бюджетов (через счет в банке), а также
полученных от предпринимательской деятельности (201)
Поступление денежных средств в кассу:
- Д 20104 "Поступления в кассу";
- К 20101 "Выбытия денежных средств с банковских счетов".
Выдача денежных средств из кассы:
- Д 302 "Уменьшение кредиторской задолженности" и т.д.;
- К 20104 "Выбытия из кассы".
Внесение наличных денежных средств на счет учреждения в банке:
- Д 20101 "Поступления денежных средств учреждения на банковские счета";
- К 20104 "Выбытия из кассы".
Операции по движению денежных средств через органы, осуществляющие
кассовое обслуживание исполнения бюджетов (304)
Общая схема учета движения средств в кассе
/---------\ /---------\ /---------\
| 30405 | 1 | 20104 | | 302 |
| Д | К |---------------| Д | К | | Д | К |
\---------/ \---------/ \---------/
| | | 2
3 \-+-----------------/
\--------------------------------/
1. Поступление денежных средств в кассу:
- Д 20104 "Поступления в кассу";
- Д 30405 "Расчеты по платежам из бюджета с органами, организующими исполнение бюджетов".
2. Выдача денежных средств из кассы:
- Д 302 "Уменьшение кредиторской задолженности и т.д.;
- К 20104 "Выбытия из кассы".
3. Внесение наличных денежных средств на счет, открытый в органе, осуществляющем кассовое обслуживание исполнения бюджетов:
Д 30405 "Расчеты по платежам из бюджета с органами, организующими исполнение бюджетов";
К 20104 "Выбытия из кассы".
Лимиты бюджетных обязательств (500)
Общая схема проводок по лимитам бюджетных обязательств
/----------------------------\
| 2
/---------\ /---------\ /---------\
| 50105 | | 50103 | | 50201 |
| Д | К | | Д | К | | Д | К |
\---------/ \---------/ \---------/
1 |
\-------------------------------/
1. Полученные суммы лимитов бюджетных обязательств:
- Д 50105 "Полученные лимиты бюджетных обязательств";
- К 50103 "Лимиты бюджетных обязательств получателей бюджетных средств".
2. Принятие денежных обязательств:
Д 50103 "Лимиты бюджетных обязательств получателей бюджетных средств";
К 50201 "Принятые бюджетные обязательства текущего года".
Финансовый результат учреждения (401)
Признание доходов:
- Д 100 "Нефинансовые активы", 200 "Финансовые активы", 300 "Обязательства";
К 401 "Доходы учреждения".
Начисление налогов и платежей:
Д 401 "Доходы учреждения";
К 303 "Расчеты по платежам в бюджет".
Списание расходов:
- Д 401"Расходы учреждения";
- К 100 "Нефинансовые активы", 200 "Финансовые активы", 300 "Обязательства".
Заключение счетов текущего финансового года:
1. Д 40103 "Финансовый результат прошлых отчетных периодов"; К 40101200 "Расходы учреждения".
2. Д 40101100 "Доходы учреждения"; К 40103 "Финансовый результат прошлых отчетных периодов".
Структура счета 401
100, 200, 300 401 100, 200, 300
----------------- -------------------------------- ---------------
Д | К Д | К Д | К
| | Расходы учреждения|Доходы учреждения | |
| | Суммы начисленных |Договорная стоимость ---/ |
| \----- налогов Балансовая|выполненных работ |
| стоимость реализо-| |
| ванных активов | |
------------------+--------------------
Сальдо: отрицатель-|Сальдо: положительный
ный результат |результат
| |
| 1 |2
| |
/-----------------------------------------\
| 40103 |
| Д | К |
| | |
\-----------------------------------------/
Практика проведенных семинаров по изучению Инструкции показала, что, используя приведенные таблицы и схемы, бухгалтеры могут самостоятельно и без особых затруднений освоить проводки по хозяйственным операциям.
Л.П. Курочкина,
кандидат экономических наук, доцент кафедры
бухгалтерского учета и аудита
Костромского государственного
технологического института
"Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", N 6, март 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях"
Учредитель: АООТ "Фининнова"
Издатель: ООО "Издательский дом "Финансы и Кредит"
Журнал зарегистрирован в Государственном комитете Российской Федерации по печати. Свидетельство о регистрации N 017199
Редакция журнала:
111401, Москва, а/я 10,
ООО "ИД "Финансы и Кредит"
Телефон/факс: (495) 721-85-75
E-mail: post@fin-izdat.ru
Адрес в Internet: http://www.fin-izdat.ru
Журнал реферируется в ВИНИТИ РАН. Журнал включен в Российский индекс научного цитирования (РИНЦ).