Дела давно минувших дней
Налоговые органы отказываются принять у налогоплательщика уточненную налоговую декларацию. Налоговый период, который уточняется, уже был проверен налоговым органом в ходе выездной налоговой проверки, а повторно проводить проверки запрещено законом. Но суд напомнил налоговым органам, что существуют еще и камеральные проверки, т.е. помех для проверки правильности поданной уточненной декларации нет.
Причина спора
Организация обнаружила переплату налога, образовавшуюся в результате неприменения в 2000 г. налоговой льготы. В налоговую инспекцию была подана уточненная налоговая декларация. Но налоговая отказалась ее принять, сославшись на то, что за уточняемый налоговый период уже проведена выездная налоговая проверка.
Организация, не согласившись с таким отказом, обратилась в суд.
/------------------------------------\ /------------------------------------\
| Позиция налоговой инспекции |------- ---------| Позиция организации |
\------------------------------------/ \------------------------------------/
Налоговый кодекс РФ не предусматри- /--------------\ В 2000 г. был неверно произведен
вает возможность представления уто- |Право уточнить| расчет суммы налога. Чтобы исправить
чненных налоговых деклараций по тем |расчеты за те| ошибку, в налоговый орган была
налоговым периодам, которые уже |налоговые пе-| подана уточненная налоговая
проверены налоговыми органами в ходе |риоды, которые| декларация.
выездной налоговой проверки. Такие |были охвачены| Налоговые органы не имеют права
декларации не могут быть приняты еще |выездной нало-| отказать налогоплательщикам в приеме
и потому, что их нельзя проверить, |говой провер-| деклараций, в т.ч. уточненных. И
ведь налоговым органам запрещено |кой | если содержащиеся в них изменения и
проводить повторные выездные \--------------/ дополнения верны, налоговые органы
налоговые проверки по одним и тем же обязаны отразить их в лицевом счете
налогам за один и тот же налоговый налогоплательщика.
период. |
/-------------------------------------\
| Решение в пользу организации |
\-------------------------------------/
Позиция суда
Действующее законодательство наделило налоговые органы полномочиями проверять правильность начисления налогов налогоплательщиками по представленным налоговым декларациям.
Если у налогоплательщика есть основания, он вносит в налоговую декларацию необходимые дополнения и изменения, т.е. составляет уточненную налоговую декларацию. Налоговый орган не вправе отказать в принятии такой налоговой декларации, более того, он по просьбе налогоплательщика обязан поставить отметку о ее принятии.
При этом налоговый орган имеет право на основании принятой налоговой декларации провести камеральную налоговую проверку, и это никак не связано с тем, проводились ранее выездные налоговые проверки или нет.
Данное решение отражено в постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 16.06.04 по делу N Ф04/3257-1392/А27-2004.
Наш комментарий
Суд верно указал на то, что налоговые органы не вправе отказать налогоплательщику в принятии любой налоговой декларации, в т.ч. уточненной, причем независимо от того, проверялась ли ранее деятельность налогоплательщика. Такая обязанность налоговых органов закреплена в п. 2 ст. 80 НК РФ.
Однако не стоит забывать, что подача уточнений ограничена во времени. Это следует из ст. 87 НК РФ "Налоговые проверки". Налоговые органы проводят камеральные и выездные налоговые проверки налогоплательщиков (плательщиков сборов и налоговых агентов), охватывая только три календарных года деятельности налогоплательщика (плательщика сбора и налогового агента), непосредственно предшествовавшие году проведения проверки.
Этому правилу четко следуют правоприменители (см., например, письмо Минфина России от 15.07.04 N 03-03-05/1/80) и судебные органы. В постановлении Президиума ВАС РФ от 29.06.04 N 2046/04 суд, рассматривая вопрос о возможности зачета излишне уплаченного налога, указал, что это право налогоплательщика ограничено тремя годами со дня уплаты налога, поскольку право налоговых органов на проведение налоговой проверки ограничено этим же сроком.
В нашем случае суд отклонил как не относящийся к предмету спора довод налогового органа о том, что законодательством установлен запрет на проведение повторных выездных налоговых проверок по одним и тем же налогам. Но даже если бы подобный аргумент был принят судом к рассмотрению, вряд ли это повлияло на судебное решение. Как следует из ст. 87 НК РФ, запрет проводить повторные проверки относится только к выездным налоговым проверкам. Это значит, что налоговые органы, получив уточненную декларацию, вправе проверить достоверность содержащихся в ней сведений в рамках камеральной налоговой проверки.
В арбитражной практике есть дело, по которому суд указал, что налоговый орган может изучить обстоятельства, связанные с внесением налогоплательщиком изменений и уточнений в налоговые декларации даже в ходе рассмотрения дела в арбитражном суде (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 16.03.04 по делу N А31-2227/1). Из решения по этому делу следует, что налогоплательщик представил все первичные учетные и отчетные документы в суд, поскольку налоговый орган не стал их рассматривать. Суд принял эти документы и посчитал, что налоговая инспекция также может их изучить в судебном заседании и оценить правильность исчисления налогоплательщиком сумм налогов за прошлые годы.
По рассматриваемому нами спору суд пришел к выводу, что внесение изменений и дополнений в налоговую декларацию - это право налогоплательщиков. Мы считаем, что такое суждение суда вызвано тем, что у организации была переплата по налогу.
Согласно п. 1 ст. 81 НК РФ, если налогоплательщики обнаружат в декларации неотраженные сведения, либо ошибки, приводящие к занижению суммы налога, они обязаны внести необходимые дополнения и изменения в налоговую декларацию. Эта обязанность налогоплательщика вытекает и из самого понятия налоговой декларации (п. 1 ст. 80 НК РФ). Налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) других данных, связанных с исчислением и уплатой налога. А эти данные должны быть достоверными. Поэтому, как только налогоплательщик выявит неотраженные сведения или ошибки, он должен их устранить.
В статье 81 НК РФ четко определены случаи, с которыми закон связывает обязанность налогоплательщика вносить изменения и дополнения в налоговую декларацию. Это не отражение или не полное отражение сведений в первоначально поданных налогоплательщиком налоговых декларациях, либо выявление ошибок, приводящих к занижению сумм налога.
Прочитав эту норму в отрыве от других норм НК РФ, можно решить, что исправлять декларации нужно только тогда, когда содержащиеся в них сведения приводят к занижению суммы налога, т.е. к недоимке, и, соответственно, к налоговой ответственности (ст. 120, 122 НК РФ). Недаром в той же ст. 81 НК РФ предусмотрены условия освобождения налогоплательщика от ответственности.
Однако это не так. Обратившись к понятию налоговой декларации и учитывая принцип достоверности учета и отчетности, можно прийти к выводу, что и при наличии ошибок, приводящих к переплате налоговых платежей, декларации тоже нужно уточнять.
Пример 1
Организация ошибочно включила в расходы текущего периода часть сумм, посчитав их затратами на ремонт. Фактически же произведенные работы относились к реконструкции. Эта ошибка повлекла уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль и занижение суммы налога.
Выявив ошибку по истечении налогового периода, во избежание налоговой ответственности, организация должна подать в налоговый орган уточненную налоговую декларацию, при этом до ее подачи уплатить сумму налога и пени.
Пример 2
Организация в 2002 г. ошибочно не включила в состав расходов командировочные расходы. Тем самым увеличилась налоговая база по налогу на прибыль и сумма налога (образовалась переплата).
В 2005 г. бухгалтер решил исправить ошибку и включить в состав расходов командировочные, тем самым уменьшить налогооблагаемую базу по налогу на прибыль за 2002 г. Для этого он подает в налоговый орган уточненную налоговую декларацию по налогу на прибыль за 2002 г. и заявление о возврате излишне уплаченного налога (при условии, что у налогоплательщика отсутствует недоимка).
"Налоговые споры", N 2, февраль 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговые споры"
Официальный печатный орган палаты налоговых консультантов России
Учредители:
Палата налоговых консультантов России
Международный центр финансово-экономического развития (ЗАО "МЦФЭР")
Издатель: ЗАО "МЦФЭР"
Лицензия на издательскую деятельность:
код 221, серия ИД, N 00445 от 15.11.99 Свидетельство: ПИ N 77-16544 от 13.10.2003
Адрес редакции: 129164, Москва, ул. Ярославская, д. 8, корп. 5, а/я 9
Тел.: (095) 937-90-80. Факс: (095) 937-90-85
E-mail: palata.magazine@mcfr.ru
Подписные индексы
по каталогу агентства "Роспечать" - 82989, 82990
по каталогу "Пресса России" - 15157, 15158 по каталогу "Почта России" - 16676, 16677