Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя М.В.Баглая, судей Н.С.Бондаря, Н.В.Витрука, Ю.М.Данилова, Л.М.Жарковой, Г.А.Жилина, В.Д.Зорькина, Т.Г.Морщаковой, Ю.Д.Рудкина, Н.В.Селезнева, А.Я.Сливы, В.Г.Стрекозова, О.И.Тиунова, О.С.Хохряковой, Б.С.Эбзеева, В.Г.Ярославцева,
рассмотрев в пленарном заседании вопрос о соответствии жалобы гражданки Э.Д.Сенченко требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", установил:
1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданка Э.Д.Сенченко просит проверить конституционность:
положений части шестой статьи 1 и части второй статьи 4 Федерального закона от 21 июля 1997 года "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий", устанавливающих ограничение отношения среднемесячного заработка пенсионера к средней заработной плате в стране размером 0,7 и возможность выплаты пенсии, исчисленной по нормам этого Закона, только после прекращения выполнения оплачиваемой работы;
абзаца первого пункта "б" части первой статьи 7 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 21 июля 1997 года), не предусматривающего при определении индивидуального коэффициента пенсионера включения в трудовой стаж времени учебы;
положения части второй статьи 1 Федерального закона от 31 октября 1994 года "О повышении минимального размера пенсии и порядке индексации и перерасчета пенсий, установленных в соответствии с Законом РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" о том, что индексации подлежит размер пенсии, исчисленной в соответствии с Законом Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации", без учета компенсации;
Рекомендаций по реализации Федерального закона от 21 июля 1997 года N 113-ФЗ "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий" (Письмо Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 1 декабря 1997 года и Пенсионного фонда Российской Федерации от 4 декабря 1997 года);
Разъяснения "О применении ограничений, установленных Федеральным законом "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий", утвержденного постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 1999 года N 54.
Секретариат Конституционного Суда Российской Федерации в пределах своих полномочий на основании части второй статьи 40 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" уведомлял Э.Д.Сенченко о несоответствии ее жалобы требованиям названного Закона. Однако в повторной жалобе, поступившей 16 февраля 2000 года, она требует принятия Конституционным Судом Российской Федерации решения по поставленным ею вопросам.
2. Конституция Российской Федерации гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), но не предусматривает права гражданина на установление пенсии определенного размера. Это право реализуется в пенсионных правоотношениях с учетом правовых оснований назначения государственных пенсий и порядка их исчисления. Закрепляя их в законе, как того требует статья 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации, федеральный законодатель в целях обеспечения конституционного права каждого на государственную пенсию вправе определять порядок исчисления трудовых пенсий исходя из имеющихся в государстве на данном этапе его развития финансовых средств. Именно это предусмотрено Федеральным законом "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий", установившим отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в стране в размере 0,7, и подтверждается Указами Президента Российской Федерации от 15 апреля 2000 года N 680 "Об отношении среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в стране, применяемом при определении индивидуального коэффициента пенсионера" и N 681 "О компенсационной выплате пенсионерам", а также постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2000 года N 338 "Об утверждении среднемесячной заработной платы в стране за 1 квартал 2000 года для исчисления и увеличения государственных пенсий с 1 мая 2000 года".
Проверка таких норм с точки зрения их соответствия Конституции Российской Федерации в данном случае фактически означала бы оценку целесообразности и экономической обоснованности решения законодателя, что, по смыслу части второй статьи 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", не относится к полномочиям Конституционного Суда Российской Федерации.
Следует учитывать также, что право выбора - исчислять пенсию по нормам либо названного Закона, либо Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" - оставлено за пенсионерами. При этом в целях реализации данного права органы социальной защиты населения сообщают им, не приведет ли к снижению размера назначенной пенсии ее перерасчет с применением индивидуального коэффициента. Как следует из жалобы, для гражданки Э.Д.Сенченко предпочтительным оказалось получение пенсии по возрасту в размере, исчисленном по нормам Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации".
Таким образом, законодатель, предоставляя гражданам возможность выбора того способа исчисления пенсии, который в большей мере отвечает их интересам, не ввел каких-либо ограничений конституционного права на социальное обеспечение в сравнении с ранее действовавшим регулированием. Следовательно, нормы названного Закона, определяющие порядок определения индивидуального коэффициента пенсионера, а также Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 21 июля 1997 года) о порядке исчисления трудового стажа для определения индивидуального коэффициента не могут быть признаны нарушающими это конституционное право заявительницы, и ее жалоба, по смыслу статей 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", не является допустимой.
Что касается Рекомендаций по реализации Федерального закона от 21 июля 1997 года N 113-ФЗ "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий" и Разъяснения "О применении ограничений, установленных Федеральным законом "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий", то они являются ведомственными нормативными актами и их конституционность, в силу статьи 125 Конституции Российской Федерации и статьи 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", не может быть проверена Конституционнным Судом Российской Федерации.
Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктами 1 и 2 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Сенченко Эммы Дмитриевны как не отвечающей критерию допустимости обращений в соответствии с требованиями Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" и ввиду неподведомственности поставленных в ней вопросов Конституционному Суду Российской Федерации.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации |
М.В.Баглай |
Судья-секретарь
Конституционного Суда
Российской Федерации |
Н.В.Селезнев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 19 апреля 2000 г. N 63-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Сенченко Эммы Дмитриевны на нарушение ее конституционных прав положениями Федерального закона "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий", Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и Федерального закона "О повышении минимального размера пенсии и порядке индексации и перерасчета пенсий, установленных в соответствии с Законом РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР"
Текст Определения официально опубликован не был