Отзыв Комитета Совета Федерации по правовым вопросам Федерального
Собрания РФ от 20 декабря 2004 г. N 3.2-01/1008 на проект федерального закона N 108159-4 "О внесении изменений в статью 73 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (но вопросу направления для отбывания наказания лиц, осужденных за организованные преступления и преступления, связанные с терроризмом), внесенный депутатами Государственной Думы В.А. Васильевым, В.И. Илюхиным, A.M. Розуваном 11 ноября 2004 года
Законопроект предлагает внести изменения в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации (далее - УИК РФ) в части, касающейся изменения порядка определения места отбывания наказания в виде лишения свободы для лиц, осужденных за организованные преступления и преступления, связанные с терроризмом. Для этого в статью 73 УИК РФ предлагается внести изменения.
В соответствии со статьей 73 УИК РФ, осужденные к лишению свободы отбывают наказание в исправительных учреждениях в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором они проживали или были осуждены. В исключительных случаях по состоянию здоровья осужденных или для обеспечения их личной безопасности либо с их согласия осужденные могут быть направлены для отбывания наказания в соответствующее исправительное учреждение, расположенное на территории другого субъекта Российской Федерации.
При отсутствии по месту жительства или по месту осуждения исправительного учреждения соответствующего вида или невозможности размещения осужденных в имеющихся исправительных учреждениях, в соответствии с частью 2 статьи 73 УИК РФ, осужденные могут быть направлены в ближайшие исправительные учреждения, расположенные на территории данного субъекта Российской Федерации, либо, по согласованию с соответствующими вышестоящими органами управления уголовно-исполнительной системы, в исправительные учреждения, расположенные на территории другого ближайшего субъекта Российской Федерации, в котором имеются условия для их размещения.
Исключения из вышеуказанного общего правила предусмотрены в части 3 статьи 73 УИК РФ.
В соответствии с указанным положением уголовно-процессуального законодательства, осужденные при особо опасном рецидиве преступлений, осужденные к пожизненному лишению свободы, осужденные к отбыванию лишения свободы в тюрьме, осужденные, которым смертная казнь в порядке помилования заменена лишением свободы, осужденные женщины, несовершеннолетние осужденные, а также осужденные - иностранные граждане и лица без гражданства направляются для отбывания наказания по месту нахождения соответствующих исправительных учреждений.
Авторы законопроекта предлагают новую редакцию части 3 статьи 73 УИК РФ: "Осужденные женщины, несовершеннолетние осужденные, а также осужденные - иностранные граждане и лица без гражданства направляются для отбывания наказания по месту нахождения соответствующих исправительных учреждений".
Кроме того, в законопроекте предложено дополнить статью 73 УИК РФ частью 4, где предусмотреть направление некоторых категорий осужденных для отбывания наказания в виде лишения свободы в соответствующие исправительные учреждения, расположенные в местах, определяемых федеральным органом уголовно-исполнительной системы.
Данное правило распространяется на следующие категории лиц:
1) осужденных за преступления, предусмотренные в статьях, перечисленных в предлагаемой части 4 статьи 73 УИК РФ;
2) осужденные при особо опасном рецидиве преступлений;
3) осужденные к пожизненному лишению свободы;
4) осужденные к отбыванию наказания в тюрьме;
5) осужденные, которым смертная казнь в порядке помилования заменена лишением свободы.
Целесообразность принятия подобного изменения не вызывает сомнений, поскольку обеспечение надлежащего исполнения наказания в виде лишения свободы в отношении лиц, осужденных за преступления террористического характера, а равно за преступления, совершенные в составе организованных преступных групп, по месту жительства или по месту осуждения часто затруднено из-за напряженной обстановки или коррупционных проявлений.
Предлагаемое изменение позволит федеральному органу уголовно-исполнительной системы принимать решения о месте отбывания наказания в виде лишения свободы вышеуказанными категориями осужденных с учетом необходимости нейтрализации названных негативных факторов.
Вместе с тем, представляется необходимым высказать некоторые замечания по тексту законопроекта:
1) текст законопроекта представляется необходимым увязать не со статьями Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ), а с частями 3 и 4 статьи 35 УК РФ и законодательством о терроризме (в настоящее время - это Федеральный закон "О терроризме"), где дано понятие преступлений, связанных с терроризмом. С учетом выше изложенного, данная категория, по нашему мнению, должна быть определена в части 4 статьи 73 УИК РФ следующим образом: "4. Осужденные за преступления, совершенные в составе организованной группы или преступного сообщества (преступной организации), осужденные за преступления, совершенные в террористических целях, ... " далее по предлагаемому в законопроекте тексту;
2) представляется необходимым изменение названия законопроекта, поскольку он не только изменяет, но и дополняет УИК РФ. Следовательно, проект Федерального закона более корректным будет назвать "О внесении изменений и дополнений в статью 73 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации".
3) из содержания законопроекта следует, что женщины и несовершеннолетние лица, независимо от того, какое преступление ими было совершено, отбывают наказание в виде лишения свободы по месту нахождения соответствующих исправительных учреждений. Такое решение вопроса нам представляется непоследовательным. По причинам указанным выше, место отбывания наказания в виде лишения свободы для лиц, осужденных за преступления, совершенные в составе организованной группы или преступного сообщества (преступной организации), осужденных за преступления, совершенные в террористических целях, независимо от пола и возраста, должно определяться федеральным органом уголовно-исполнительной системы.
Сделанные выше замечания носят дискуссионный характер и не влияют на общую положительную оценку концепции законопроекта.
Исходя из вышеизложенного, концепция данного законопроекта поддерживается.
Председатель Комитета |
С.В. Вавилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.