Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 23 марта 2005 г. N КА-А40/1809-05
(извлечение)
Открытое акционерное общество "Нижневартовское нефтегазодобывающее предприятие" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением, с учетом его изменения, о признании частично недействительным письма Межрайонной инспекции МНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 от 16.04.2004 N 52-04-11/03790 и обязании налогового органа зачесть сумму излишне уплаченного налога на пользователей автомобильных дорог в бюджет субъекта Российской Федерации - Ханты-Мансийского автономного округа - в размере 40005707 руб. в счет предстоящих платежей по налогу на прибыль.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 25.10.2004, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 13.01.2005, заявленные требования удовлетворены частично, а именно: признано недействительным письмо Инспекции от 16.04.2004 в части отказа в проведении зачета излишне уплаченного налога на пользователей автодорог за 2000 год в сумме 18185625 руб., на налоговый орган возложена обязанность зачесть налогоплательщику сумму излишне уплаченного налога на пользователей автодорог за 2000 год в сумме 18185626 руб. в бюджет субъекта Российской Федерации в счет предстоящих платежей по налогу на прибыль.
В остальной части требований отказано, так как в соответствии со ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит зачету излишне уплаченная сумма налога на пользователей автодорог в территориальный дорожный фонд по платежам, в отношении которых Обществом соблюден трехгодичный срок на подачу заявления о зачете, то есть с 09.06.2001 по 12.11.2001.
Законность и обоснованность судебных актов проверена в порядке ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с кассационной жалобой Общества, в которой он просил решение и постановление судов отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, поскольку судом неверно произведен расчет излишне уплаченного налога на пользователей автомобильных дорог; излишне уплаченные суммы налога были внесены налогоплательщиком в бюджет в период с 09.06.2001 по 12.11.2001, то есть с соблюдением срока, предусмотренного ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с чем сумма излишне уплаченного налога на пользователей автомобильных дорог составляет 36060821,64 руб.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы кассационной жалобы, представитель Инспекции в отзыве на кассационную жалобу и в судебном заседании кассационной инстанции возражал против ее удовлетворения по мотивам, изложенным в судебных актах.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, 26.03.2004 Обществом в налоговый орган направлен уточненный расчет налога на пользователей автомобильных дорог за 2000 год, по которому налог в территориальный дорожный фонд излишне уплачен в сумме 40005707 руб. в бюджет субъекта Российской Федерации и письмо о зачете излишне уплаченных сумм налога на пользователей автомобильных дорог за 2000 год в размере 40005707 руб. в бюджет субъекта Российской Федерации в счет предстоящих платежей по налогу на прибыль от 26.03.2004. Инспекция письмом от 16.04.2004 N 52-04-11/03790 отказала в зачете в связи с истечением трехгодичного срока для проведения налоговой проверки за 2000 год, установленного ст. 87 Налогового кодекса Российской Федерации и пропуском срока для подачи заявления о зачете.
Частично удовлетворяя требования Общества, суды первой и апелляционной инстанций правомерно исходили из того, что налогоплательщик за 2000 год начислял и уплачивал налог в территориальный дорожный фонд Ханты-Мансийского автономного округа по ставке 2 процента, в то время как в соответствии с Постановлением Думы ХМАО от 20.06.1997 N 156 "О налоговых платежах, направляемых в территориальный дорожный фонд" установлена ставка налога в размере 1,25%, что подтверждается правовой позицией Конституционного Суда Российского Суда, сформулированной в определениях от 10.04.2002 N 83-О, от 06.11.2003 N 422-О. При этом подлежит зачету разница 0,75% между примененной Обществом ставкой 2 процента и подлежащей применению 1,25 процентов в отношении сумм налога, уплаченных по платежным поручениям в период с 09.06.2001 по 12.11.2001.
Таким образом, согласно проведенной совместной сверке уплаченных платежей в результате неправильно примененного порядка исчисления налога на пользователей автомобильных дорог Общество за 2000 год излишне исчислило и уплатило в бюджет субъекта Российской Федерации 18185625 руб.
Статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено право налогоплательщика на зачет или возврат излишне уплаченных сумм налога, сбора и пени.
Учитывая, что статьей 87 Налогового кодекса Российской Федерации право налоговых органов на проведение налоговой проверки ограничено тремя годами, к требованию налогоплательщика в порядке ст. 78 НК РФ о зачете излишне уплаченных сумм налоговых платежей и к требованию об их возврате должен применяться единый правовой режим.
Согласно Постановлению от 29.06.2004 N 2046/04 Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации при толковании положений пункта 8 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации указывает, что в случае, когда налог за определенный период уплачивается несколькими платежами, то исчисление срока на подачу соответствующего заявления о зачете излишне уплаченного налога в налоговый орган должно осуществляться с даты каждого платежа.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что в отношении сумм налога на пользователей автомобильных дорог, уплаченных по платежным поручениям в период с 09.06.2001 по 12.11.2001 за 2000 год трехлетний срок, установленный вышеуказанными нормами, Обществом не пропущен, в связи с чем налог в размере 18185625 руб. подлежит зачету.
Довод налогоплательщика о том, что для определения суммы излишне уплаченного налога, подлежащего зачету, необходимо определить налоговую базу в целом за 2000 год и учитывать все платежи налога за 2000 год, противоречит правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.06.2004 N 2046/04, а также сложившейся судебно-арбитражной практике (дела N А40-37440/04-127-432, N А40-11418/04-118-144, N КА-А40/802-05).
При таких обстоятельствах оснований для отмены судебных актов не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение от 25.10.2004 по делу N А40-37443/04-118-395 Арбитражного суда г. Москвы и постановление от 13.01.2005 N 09АП-6448/04-АК Девятого арбитражного апелляционного суда оставить без изменения, а кассационную жалобу ОАО "Нижневартовское нефтегазодобывающее предприятие" без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 23 марта 2005 г. N КА-А40/1809-05
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании