Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 28 апреля 2005 г. N КА-А40/2959-05
(извлечение)
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД") обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании недействительным решения Федеральной антимонопольной службы (далее - ФАС России) от 19.05.04 в части наличия согласованности действий ОАО "РЖД" и ОАО "ЖАСО" в незаключении ОАО "РЖД" с ООО "ЖАСО-Полис" договора, необходимого для оформления билетными кассирами полисов добровольного страхования в автоматизированном режиме с использованием терминалов АСУ "Экспресс".
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены ОАО "ЖАСО" и ООО "ЖАСО-Полис".
Решением названного арбитражного суда от 27.10.04, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 12.01.05, в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ОАО "РЖД" подало кассационную жалобу, в которой просит их отменить как незаконные. При этом указало, что выводы суда первой и апелляционной инстанций не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
В отзыве на жалобу ФАС России возражала против ее удовлетворения, считая обжалованные по делу судебные акты соответствующими законодательству и имеющимся в деле доказательствам.
В судебном заседании представители ОАО "РЖД" и ОАО "ЖАСО" поддержали жалобу по изложенным в ней доводам. Представители ФАС России и ООО "ЖАСО-Полис" просили жалобу отклонить.
Обсудив доводы жалобы и возражения на нее, проверив в порядке ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Решением от 19.05.04 ФАС России признала согласованными действия ОАО "ЖАСО" и ОАО "РЖД", выразившиеся в направлении письма от 15.10.03 N 1955, телеграмм от 31.10.03 N НР 6227 и от 10.11.03 N НРН/490 и незаключении ОАО "РЖД" с ООО "ЖАСО-Полис" договора, необходимого для оформления билетными кассирами полисов добровольного страхования в автоматизированном режиме с использованием терминалов АСУ "Экспресс". В решении указано, что эти действия направлены на ограничение доступа ООО "ЖАСО-Полис" на рынок добровольного страхования пассажиров железнодорожного транспорта, устранение с него названной страховой организации и противоречат требованиям ст. 6 Федерального закона от 23.06.1999 N 117-ФЗ "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг" (п. 1). Пунктом 2 этого решения должностным лицам правового управления ФАС России поручено рассмотреть вопрос об обращении в арбитражный суд с заявлением об обязательном заключении договора, указанного в п. 1 решения. Согласно п. 3, 4 решения антимонопольный орган прекратил производство по признакам нарушения ст. 6 вышеупомянутого Федерального закона в отношении ОАО "ЖАСО" и ОАО "РЖД" в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства в части осуществления согласованных действий, выразившихся в направлении письма N 1955 и издании телеграмм N 6227 и N HP H/490 (т.к. телеграммой от 28.01.04 N Н/1095 первого заместителя начальника Московской железной дороги Цимермана В.А. было отменено действие телеграмм от 10.11.03 N HP H/490 и от 31.10.03 N 6227), и в отношении ФГУП "Московская железная дорога" в связи с неподтверждением наличия в его действиях факта нарушения антимонопольного законодательства.
ОАО "РЖД" оспорило это решение ФАС России в части наличия согласованности его действий и ОАО "ЖАСО" в незаключении с ООО "ЖАСО-Полис" договора, необходимого для оформления билетными кассирами полисов добровольного страхования в автоматизированном режиме с использованием терминалов АСУ "Экспресс". При этом сослалось на то, что в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства производство по делу в отношении ОАО "РЖД" в части осуществления согласованных действий, выразившихся в незаключении ОАО "РЖД" с ООО "ЖАСО-Полис" договора, также подлежало прекращению.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, арбитражный суд первой и апелляционной инстанции признал, что в оспариваемой части решение от 19.05.04 не нарушает права и законные интересы общества.
Выводы суда являются правильными.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 23.03.1999 N 117-ФЗ "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг" не допускаются и признаются полностью или частично недействительными достигнутые в любой форме соглашения или согласованные действия финансовых организаций между собой и с любыми юридическими лицами, если они имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции на рынке финансовых услуг, в том числе если прямо или косвенно направлены на ограничение доступа на рынок финансовых услуг или устранение с него других финансовых организаций.
Утверждение ОАО "РЖД" о том, что в его бездействии по незаключению договора с ООО "ЖАСО-Полис" отсутствуют согласованные действия с ОАО "ЖАСО" и, как следствие, ограничение конкуренции на рынке страховых услуг, отклоняется. Оспариваемое по делу решение ФАС России подтверждает, что действия ОАО "РЖД" рассматривались в комплексе, с учетом последовательности совершения и достигнутого результата. Незаключение договора с ООО "ЖАСО-Полис" явилось следствием направления ОАО "ЖАСО" в адрес ОАО "РЖД" письма с требованием прекратить деятельность ООО "ЖАСО-Полис" на рынке страхования пассажиров, приобретающих билеты в кассах ОАО "РЖД", издании последним телеграмм, запрещающих пассажирам оформлять страховые полисы ООО "ЖАСО-Полис" и обязывающих осуществлять страхование пассажиров только с ОАО "ЖАСО".
Ссылка ОАО "РЖД" на нарушение вынесенным решением его прав и законных интересов, поскольку общество обязано заключить с ООО "ЖАСО-Полис" договор, что противоречит его экономическим интересам и создает прецедент для аналогичных обращений антимонопольных органов в арбитражные суды об обязании его заключать договоры со страховыми компаниями, отклоняется. Оспариваемое по делу решение ФАС России не предполагает совершение обществом каких-либо действий, не возлагает на него каких-либо обязанностей, не создает препятствий для осуществления предпринимательской деятельности. Предписание о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ОАО "РЖД" не выносилось.
Довод жалобы о том, что закрепленное в ст. 23 Федерального закона от 23.06.1999 N 117-ФЗ "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг" полномочие на обращение в арбитражный суд подлежит реализации при неисполнении обязанным лицом решения и предписания антимонопольного органа по правилам ст. 32 этого Закона, отклоняется как ошибочный. Предусмотренное в ст. 23 Федерального закона право на обращение в суд не обусловлено обязательной выдачей предписания и представляет собой реализацию самостоятельного полномочия, направленного на устранение нарушения. Сам факт обращения в суд не может нарушить права и законные интересы общества.
При изложенных обстоятельствах суд кассационной инстанции не усматривает предусмотренных ст. 288 АПК РФ оснований для отмены обжалованных по делу судебных актов.
Руководствуясь ст.ст. 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 27.10.04 по делу N А40-45130/04-84-421, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 12.01.05 N 09АП-6641/04-АК по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 28 апреля 2005 г. N КА-А40/2959-05
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании