Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации"
Проект федерального закона "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации" разработан в целях оптимизации порядка ликвидации организаций, фактически прекративших свою хозяйственную деятельность, не уплачивающих налоговые платежи и не представляющих налоговую отчетность, а также упорядочения единого государственного реестра налогоплательщиков в части исключения из него указанных организаций.
Внесение в Гражданский кодекс Российской Федерации предлагаемых изменений позволит также исключить возможность финансирования преступной деятельности и мошеннических операций с использованием реквизитов юридических лиц, фактически не осуществляющих свою деятельность, и применения "схем" уклонения от уплаты налогов и сборов.
Действующий в настоящее время порядок судебной ликвидации рассматриваемой категории налогоплательщиков согласно статьям 61-65 Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" не может быть реализован по следующим причинам:
значительное количество рассматриваемых организаций не позволяет судебным органам при имеющейся в наличии численности арбитражных управляющих эффективно осуществлять процесс ликвидации указанных организаций даже при условии определения источника выплаты вознаграждения конкурсному управляющему. Так, на учете в налоговых органах Челябинской области состоит более 33 тыс. организаций, фактически не осуществляющих свою деятельность и не прошедших в установленном порядке государственную регистрацию после 1 июля 2002 года;
в связи с отсутствием организации и ее учредителей суд (при осуществлении ликвидации в судебном порядке) обязан при открытии конкурсного производства утвердить конкурсного управляющего с оплатой его деятельности за счет средств федерального бюджета в размере не менее 10000 рублей в месяц, что требует необоснованного увеличения расходов бюджета, так как на практике деятельность конкурсного управляющего не дает никаких конкретных результатов.
Свидетельством низкой эффективности процедуры ликвидации организаций судом являются следующие оценочные показатели:
в Челябинской области исполняется менее 40 процентов принятых судом решений о ликвидации организаций. В результате количество организаций, находящихся в процессе ликвидации, но не ликвидированных из года в год увеличивается. Так, по состоянию на 1 января 2003 года таких организаций было 17 251, на 1 января 2004 года - 19 351, а на 1 января 2005 года - 20 143.
Применение внесудебной ликвидации, предлагаемой в законопроекте, позволит экономить значительные бюджетные средства, так как не предполагает необходимости назначения конкурсного управляющего.
Функции по принятию решений об осуществлении внесудебной ликвидации целесообразно возложить на Федеральную налоговую службу и ее территориальные органы.
При этом налоговые органы имеют возможность эффективно реализовывать указанные дополнительные полномочия, так как в их компетенцию в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и постановлением Правительства Российской Федерации от 17 мая 2002 года N 319 входит осуществление государственной регистрации юридических лиц и физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, ведение соответствующих государственных реестров, а также контроль за соблюдением налогового законодательства, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджет налоговых и иных платежей.
Порядок осуществления основных стадий предлагаемой внесудебной процедуры ликвидации юридического лица должен определяться нормативным актом Правительства Российской Федерации и включать в себя следующие последовательные действия:
1) руководителем налогового органа направляется в адрес налогоплательщика, нарушившего законодательство о налогах и сборах в части непредставления налоговой декларации в течение более чем одного календарного года по истечении установленного срока представления такой декларации, официальное предупреждение о необходимости устранения указанных нарушений законодательства;
2) в случае неустранения налогоплательщиком указанных нарушений налогового законодательства в течение одного месяца со дня получения официального предупреждения, руководителем налогового органа принимается решение о ликвидации данного юридического лица;
3) указанное решение налогового органа публикуется в средствах массовой информации (печатном органе, публикующем данные о государственной регистрации юридических лиц) с сообщением о начале осуществления налоговым органом внесудебной процедуры ликвидации юридического лица, фактически не осуществляющего свою деятельность.
При этом налоговым органом указывается, что данное решение налогового органа может быть в течение трех месяцев обжаловано в вышестоящий налоговый орган и (или) в суд как самим ликвидируемым юридическим лицом, так и его кредиторами и иными заинтересованными лицами. В случае признания судом или вышестоящим налоговым органом решения налогового органа недействительным процедура внесудебной ликвидации прекращается.
В течение указанного трехмесячного срока уполномоченному лицу (органу) ликвидируемого юридического лица также предоставляется возможность устранения указанного нарушения налогового законодательства. В случае представления в налоговый орган соответствующей налоговой отчетности процедура внесудебной ликвидации также прекращается;
4) в случае, если в течение трехмесячного срока решение налогового органа не было обжаловано в вышестоящий налоговый орган и (или) в суд, и ликвидируемым юридическим лицом не была представлена соответствующая налоговая отчетность, налоговый орган принимает решение о внесении в единый государственный реестр налогоплательщиков и в единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации юридического лица;
5) руководитель налогового органа принимает решение о списании признанной безнадежной к взысканию задолженности ликвидированного юридического лица перед бюджетами всех уровней и государственными внебюджетными фондами в дополнительно установленном порядке.
Таким образом, предлагаемый настоящим законопроектом упрощенный внесудебный порядок ликвидации организаций, фактически прекративших свою хозяйственную деятельность, предусматривает возможность защиты прав организаций и граждан посредством обжалования действий уполномоченного государственного органа в вышестоящий налоговый орган и (или) в суд, а также устранения допущенных организацией нарушений.
Законопроект также предусматривает защиту интересов кредиторов ликвидируемых организаций. Так, рассматриваемая процедура внесудебной ликвидации не может быть проведена при наличии у ликвидируемой организации имущества, за счет которого могут быть удовлетворены претензии кредиторов.
Дополнительно кредиторы (наравне с учредителями ликвидируемой организации) имеют право обжаловать решение налогового органа о ликвидации организации в вышестоящем налоговом органе и (или) в суд.
Законопроектом также предлагается в статьях 62 и 63 Гражданского кодекса Российской Федерации слово "орган" заменить словами "его уполномоченный орган" с целью устранения различного толкования формулировки, так как в соответствии с пунктом 11 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13 января 2000 года N 50 "Обзор практики разрешения споров, связанных с ликвидацией юридических лиц (коммерческих организаций)" указания, содержащиеся в пункте 1 статьи 62 Гражданского кодекса Российской Федерации, относятся к случаям, когда решения о ликвидации юридического лица принимаются его учредителями (участниками) либо органом, уполномоченным на то учредительными документами, и не распространяются на судебные органы. Кроме того, в соответствии с пунктом 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" при решении вопросов, связанных с назначением ликвидатора, определением порядка ликвидации, и других суд применяет соответствующие положения законодательства о банкротстве в соответствии с пунктом 1 статьи 6 Гражданского кодекса Российской Федерации (аналогия закона).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.