Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации"
Целью предлагаемого проекта федерального закона является внесение изменений и дополнений в Земельный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в связи с необходимостью ликвидации пробелов и недостатков нормативного регулирования земельных отношений, выявленных в процессе реализации Земельного кодекса Российской Федерации.
Предлагаемые проектом изменения и дополнения в Земельный кодекс Российской Федерации являются результатом анализа правоприменительной практики, обобщения выявленных правовых коллизий, а также проведенного анализа норм на предмет противоречий между ними. Анализ статей Земельного кодекса Российской Федерации показал также необходимость внесения в них некоторых редакционных поправок с тем, чтобы ликвидировать неточности изложения норм закона и возможность их неоднозначного толкования. Поскольку законопроект не направлен на введение или отмену налогов, освобождение от их уплаты, выпуск государственных займов, изменение финансовых обязательств государства и не предусматривает расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, заключения Правительства Российской Федерации, предусмотренного пунктом 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации, не требуется.
Также следует отметить, что предлагаемые законопроектом изменения и дополнения входят в сферу гражданского законодательства.
Применение несогласованных норм Гражданского и Земельного кодексов Российской Федерации приводит к противоречивому регулированию оборота недвижимости. Более того, действующая редакция п. 3 ст. 3 Земельного кодекса Российской Федерации необоснованно расширяет полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в регулировании гражданско-правовых отношений, что в силу п. "о" ст. 71 Конституции Российской Федерации является исключительной компетенцией Российской Федерации и, в свою очередь, требует уточнения редакции п. 3 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации.
В настоящее время нет достаточных экономических и правовых оснований для закрепления принципа единой судьбы в том виде, как он обозначен в действующей редакции пп. 5 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации. Правовое регулирование должно способствовать созданию так называемого "единого объекта" недвижимости, однако на сегодняшний день говорить о наличии такого объекта преждевременно. Это не означает, что юридически земельный участок и здание, расположенное на нем, должны быть абсолютно обособлены и независимы друг от друга. Напротив, для нормального использования объектов недвижимости и упорядочения оборота важно, чтобы лицо, обладающее недвижимым имуществом, имело определенное право на земельный участок (вещное или обязательственное). А в тех случаях, когда земельный участок и расположенный на нем объект недвижимого имущества находятся в собственности одного лица, важно установить правило, согласно которому земельный участок и расположенный на нем объект не подлежат раздельному отчуждению.
Имеется коллизия норм Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в части обязанности юридических лиц, не указанных в статье 20 Земельного кодекса Российской Федерации, переоформить свои права на земельные участки в собственность или аренду, и норм пункта 4 статьи 27 Кодекса. В соответствии с данным пунктом из оборота изъяты, например, земли под объектами использования атомной энергии, пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ. Большинство организаций, осуществляющих указанные виды деятельности, функционируют в форме федеральных государственных унитарных предприятий и обязаны переоформить свои права на землю, но в соответствии с требованиями статьи 27 Кодекса они этого сделать не могут, поскольку земли изъяты из оборота. Внесение предлагаемых изменений в статью 20 Земельного кодекса Российской Федерации обусловлено необходимостью устранения указанной коллизии норм, при которой изъятые из оборота земельные участки предоставлены лицам, не указанным в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации.
Поскольку в соответствии со статьей 23 Гражданского кодекса Российской Федерации к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила Гражданского кодекса Российской Федерации, регулирующие деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, законопроектом предлагается исключить возможность для граждан, являющихся предпринимателями без образования юридического лица, однократного бесплатного приобретения в собственность земельных участков, находящихся в их постоянном (бессрочном) пользовании или в пожизненном наследуемом владении.
Законопроектом предлагается случаи предоставления земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в безвозмездное срочное пользование, определенные пунктом 1 статьи 24 Земельного кодекса Российской Федерации, дополнить случаем, когда на земельном участке расположен объект недвижимого имущества, предоставленный в соответствии с федеральными законами в безвозмездное пользование. Это обусловлено тем, что рядом федеральных законов (например, Федеральным законом "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации") предусмотрена возможность предоставления объектов недвижимого имущества, не подлежащих отчуждению из государственной собственности, отдельным юридическим лицам в безвозмездное пользование. При этом земельные участки, занятые указанными объектами, также находятся в государственной собственности и не подлежат отчуждению из нее. Однако Земельным кодексом Российской Федерации проблема предоставления таких земельных участков не решена. Законопроект устраняет этот правовой пробел, что будет способствовать обеспечению равных условий пользования земельными участками и расположенными на них объектами недвижимого имущества с точки зрения формирования единого объекта недвижимости.
Требует уточнения статья 27 Земельного кодекса Российской Федерации в части включения в перечень земельных участков, ограниченных в обороте, земельных участков общего пользования из земель поселений. В настоящее время запрет на приватизацию указанных земельных участков установлен статьей 85 Земельного кодекса Российской Федерации, однако установление такого запрета не является предметом правового регулирования данной статьи.
Сложившаяся практика принятия уполномоченными органами власти решений о предоставлении земельных участков показала необходимость увеличения указанных сроков до одного месяца вместо установленного в настоящее время Земельным кодексом Российской Федерации двухнедельного срока со дня обращения.
Требуют уточнения нормы статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, могут быть предоставлены не только гражданам, но и юридическим лицам.
Согласно действующей редакции пункта 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения прав на земельные участки граждане и юридические лица совместно обращаются в орган власти с заявлением о приобретении прав на земельный участок. Вместе с тем на практике соблюдение данного условия затруднительно, так как получить согласие всех владельцев и собственников помещений не всегда возможно.
Законопроектом предлагается дополнить указанный пункт положением, определяющим условия, при которых один или несколько собственников помещений в здании, строении или сооружении вправе самостоятельно обратиться в орган власти для переоформления прав на земельный участок. Кроме того, устанавливается порядок переоформления прав на землю в случае невозможности совместного обращения лиц.
Затруднено применение на практике нормы п. 3 ст. 53 Земельного кодекса Российской Федерации о добровольном отказе лица от права постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения земельным участком, поскольку в данном пункте говорится только о том, что распоряжение таким земельным участком осуществляется соответствующим государственным или муниципальным органом власти, а сам порядок прекращения права отсутствует. В этой связи пункт 3 статьи 53 Кодекса изложен в новой редакции, устанавливающей такой порядок в случае отказа граждан или юридических лиц от указанных прав на земельный участок.
Предлагаемое дополнение статьи 55 Земельного кодекса Российской Федерации определяет полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере определения порядка подготовки и принятия решения об изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков для нужд Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд, отнеся их соответственно к компетенции Правительства Российской Федерации, органов государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Предлагается из статьи 66 Кодекса исключить п.3, определяющий, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость земельного участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости. Такой подход представляется ошибочным, поскольку рыночная стоимость земельных участков может колебаться в зависимости от конъюнктуры рынка и других внешних факторов, в то время как кадастровая стоимость является налоговой базой земельного налога и должна носить более постоянный и прогнозируемый характер.
Согласно действующей редакции статьи 82 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения могут быть предоставлены в собственность государственным и муниципальным унитарным предприятиям, что не соответствует положениям статьи 113 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество, в том числе земельные участки. В этой связи в статью 82 Кодекса вносится соответствующее уточнение.
Цели использования земельных участков из земель поселений в составе жилых зон дополняются возможностью использования указанных земельных участков для целей дачного строительства.
В целях устранения противоречия Земельного кодекса Российской Федерации и Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", которое возникает в связи с упомянутым выше дополнением пункта 1 статьи 24 Кодекса, статьей 2 законопроекта вносится в пункт 2 статьи 3 указанного Федерального закона изменение, предусматривающее возможность переоформления юридическими лицами права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками также на право безвозмездного срочного пользования в случаях, когда это допускается Земельным кодексом.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации"
Введение в действие федерального закона "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия иных законодательных актов.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации"
Введение в действие федерального закона "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" не потребует введения или отмены налогов, освобождения от их уплаты, выпуска государственных займов, изменения финансовых обязательств государства, а также иных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.
В соответствии с частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации на указанный законопроект не требуется заключения Правительства Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.