Пояснительная записка к проекту федерального закона "О внесении изменений
в статьи 54 и 55 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации, признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации, предоставлении отдельных гарантий сотрудникам органов внутренних дел, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и упраздняемых федеральных органов налоговой полиции в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления"
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 11 марта 2003 г. N 306 и Федеральным законом от 30 июня 2003 г. N 86-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации, признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации, предоставлении отдельных гарантий сотрудникам органов внутренних дел, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и упраздняемых федеральных органов налоговой полиции в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления" (далее - Федеральный закон) Федеральная служба налоговой полиции Российской Федерации упразднена с 1 июля 2003 года, а сотрудники федеральных органов налоговой полиции уволены со службы в органах налоговой полиции.
Концепция Федерального закона предусматривала сохранение за бывшими сотрудникам органов налоговой полиции социальных гарантий и компенсаций (льгот), которые действовали до 1 июля 2003 года, а также возлагает пенсионное обеспечение пенсионеров органов налоговой полиции на МВД России.
Вместе с тем в Федеральном законе не в полной мере учтена система социальных гарантий, которая действовала в отношении сотрудников органов налоговой полиции. В связи с этим оказались необоснованно ущемленными права тысяч бывших сотрудников налоговой полиции (и членов их семей) в части медицинского и жилищного обеспечения, обеспечения санаторно-курортного обслуживания и предоставления ритуальных услуг.
Так, в соответствии со статьями 54 и 55 Федерального закона медицинское и санаторно-курортное обслуживание осуществляется МВД России в отношении лиц (и членов их семей), уволенных из органов налоговой полиции и перешедших на службу в органы внутренних дел, либо в отношении лиц (и членов их семей), уволенных с правом на пенсию и имеющих выслугу 20 лет и более в системе МВД России.
При этом лицам, уволенным со службы в органах налоговой полиции с законным правом на пенсию, но не имеющим 20 лет выслуги исключительно в системе МВД России (и членам их семей), отказывается в предоставлении соответствующего медицинского обслуживания в медицинских учреждениях системы МВД России, а также в получении соответствующей денежной компенсации. При таком подходе право на медицинское обслуживание и санаторно-курортное обеспечение сохранено лишь за теми, кто пришел служить в органы налоговой полиции, уже имея 20 летнюю выслугу, а последующее прохождение службы в органах налоговой полиции не учитывается.
Таким образом, данная категория пенсионеров ставится в неравное социальное положение с иными пенсионерами правоохранительных органов в вопросах медицинского и санаторно-курортного обслуживания, что вызывает с их стороны обоснованные обращения в различные судебные инстанции.
Федеральный закон не регламентирует вопросы жилищного обеспечения, а также предоставление ритуально-погребальных услуг лицам, умершим после увольнения со службы в органах налоговой полиции. Вместе с тем подобные нормы были установлены в Положении о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации.
Одновременно, применение отдельных норм Федерального закона на практике вызвало их неоднозначное толкование правоприменителем, что повлекло различного рода жалобы и обращения в суды бывших налоговых полицейских по вопросам зачета выслуги лет, обеспечения жильем и иным важным социальным вопросам.
Результаты рассмотрения подобных исков вызывают дополнительные расходы из бюджета за счет расходов на государственную пошлину, выплату моральной компенсации и иных судебных издержек.
В связи с этим возникла необходимость внесения изменений в Федеральный закон в части дополнения его нормами, устраняющими правовые коллизии в вопросах предоставления отдельных социальных гарантий лицам, уволенным со службы в органах налоговой полиции и определения федерального органа исполнительной власти, обеспечивающего предоставление соответствующих социальных гарантий.
Кроме того, принятым Федеральным законом "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" произошла замена действующих социальных гарантий (льгот и компенсаций) на денежную компенсацию. Поэтому также возникла необходимость привести отдельные нормы Федерального закона (в части социальных гарантий бывших сотрудников налоговой полиции) в соответствии с концепцией по их "монетизации".
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статьи 54 и 55 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации, признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации, предоставлении отдельных гарантий сотрудникам органов внутренних дел, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и упраздняемых федеральных органов налоговой полиции в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления"
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 11 марта 2003 г. N 306 федеральные органы налоговой полиции упразднены с 1 июля 2003 г.
Денежные средства, необходимые для медицинского, жилищного обеспечения, санаторно-курортного обслуживания пенсионеров федеральных органов налоговой полиции, а также на выплату им пенсий и иных социальных пособий и гарантий до момента упразднения органов налоговой полиции были предусмотрены в федеральном бюджете на содержание ФСНП России.
В соответствии с Федеральным законом от 30 июня 2003 г. N 86-ФЗ пенсионное обеспечение бывших сотрудников органов налоговой полиции с 1 июля 2003 года осуществляется МВД России. Необходимые для этого денежные средства предусмотрены федеральным бюджетом на содержание МВД России.
При принятии законопроекта для его реализации МВД России потребуются дополнительно к пенсионным выплатам уволенным из органов налоговой полиции с правом на пенсию производить расходы, связанные с предоставлением данным лицам и их семьям компенсационных выплат за санаторно-курортное лечение и оздоровительный отдых, оказание ритуальных услуг.
Принимая во внимание информацию ликвидационной комиссии ФСНП России и МВД России о ежегодных затратах на указанные социальные гарантии (в тех размерах, которые действуют по состоянию на 1 июля 2004 года, т.е. до вступления в силу Федерального закона от 22.08.04 г. N 122-ФЗ), а также учитывая число лиц, перешедших на пенсионное обеспечение в МВД России (12834), предполагается, что затраты на реализацию законопроекта составят максимально не более 74 млн. рублей в год (расчет прилагается).
Покрытие данных расходов предусматривается за счет бюджетных средств, предусмотренных ежегодно на содержание МВД России и учитываемых в федеральном бюджете по соответствующим статьям ведомственной структуры расходов.
Расчет бюджетных ассигнований (в размерах, применяемых до вступления в силу Федерального закона от 22.08.04 г. N 122-ФЗ, после вступления в силу которого размер и порядок выплаты денежной компенсации устанавливается Правительством России)
1. Численность уволенных со службы в федеральных органах налоговой полиции, состоящих с 1 июля 2003 года на пенсионном обеспечении в МВД России - 12834 человека.
2. Расходы на выплату ежегодной денежной компенсации в размере средней стоимости путевки в санаторно-курортные учреждения и дома отдыха пенсионеру и членам их семей (из расчета по одному члену семьи).
12834 чел. х 600 руб. + 12834 чел. х (600 руб. х 25%) = 9,63 млн. руб.
3. Возмещение расходов по проезду к месту проведения санаторно-курортного лечения и оздоровительного отдыха (и обратно) пенсионеру и одному члену его семьи (с учетом наличия соответствующего права льготного проезда у различной категории пенсионеров - инвалид, участник ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, участник боевых действий и т.д.).
((12834 чел. х 50) + (12834 чел. *50%)) х (2300 руб. х 2) = 59,04 млн. руб.
4. Расходы на оказание ритуальных услуг (погребение, установку надгробного памятника) в соответствии с постановлением Правительства России от 6.05.1994 г. N 460 (с учетом среднестатистической смертности 2% в год).
(12834 чел. х 2% х 6000) + (12834 чел. х2 % х 12000) = 4,62 млн. руб.
Итого: потребность в бюджетных ассигнованиях составляет
9,63 + 59,04 + 4,62 = 73, 29 млн. руб.
(примечание: указанная сумма составляет 0,04% от расходов, запланированных в ведомственной структуре расходов федерального бюджета на 2005 год для МВД России)
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 54 и 55 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации, признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации, предоставлении отдельных гарантий сотрудникам органов внутренних дел, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и упраздняемых федеральных органов налоговой полиции в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления"
Принятие законопроекта не потребует признания утратившими силу, приостановления или принятия актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.