Комментарий к постановлению Правительства РФ
от 27.12.2004 г. N 855
Сотрудники ФНС разработали уточненную версию таблицы соответствия старых и новых КБК. Именно этой таблицей и нужно пользоваться, заполняя платежные документы на перечисление налогов и сборов.
Согласно статье 24 Закона "О несостоятельности (банкротстве)" от 26.10.2002 N 127-ФЗ, в круг обязанностей арбитражного управляющего входит выявление признаков преднамеренного или фиктивного банкротства. Новое постановление Правительства РФ от 27.12.2004 N 855 посвящено особенностям этой процедуры.
Что есть что?
Итак, что же такое преднамеренное и фиктивное банкротство? Прежде всего это правонарушения, чрезвычайно распространенные в настоящее время. Преднамеренное банкротство заключается в том, что руководитель (собственник) организации или индивидуальный предприниматель умышленно вызывает неплатежеспособность своего бизнеса. С фиктивным банкротством мы имеем дело, когда фирма объявляет себя несостоятельной, хотя это заявление является заведомо ложным. Цель его - ввести в заблуждение кредиторов предприятия. Причины распространенности таких незаконных действий понятны. Многим бизнесменам кажется заманчивой перспектива, накопив долгов, в один момент ликвидировать их, не погашая. Как правило, чтобы удовлетворять признакам банкротства, организациям не нужно даже прилагать значительных усилий. Критериям несостоятельности фирма соответствует, если она, во-первых, просрочила исполнение своих обязательств больше чем на три месяца. И, во-вторых, если совокупный размер ее долга превышает 100 000 рублей (ст. 3, 6 Закона N 127-ФЗ). Недобросовестная организация передает все ценные активы в дружественные фирмы. И после того как дело о банкротстве будет прекращено, долги аннулируются, а кредиторы смогут претендовать только на оставшуюся на балансе организации малую толику прежних ценностей.
Признаки преднамеренного или фиктивного банкротства часто обнаруживаются в процессе производства по делу при применении процедур банкротства. Раньше официальное заключение об этом могла дать Федеральная служба по финансовому оздоровлению и банкротству. Теперь эта структура ликвидирована. А эффективность работы по выявлению признаков преднамеренного или фиктивного банкротства во многом зависит от арбитражных управляющих.
Окажутся в центре внимания...
Неплатежеспособности организация может достигнуть прежде всего путем отчуждения имущества. Поэтому арбитражный управляющий должен проанализировать все сделки несостоятельной фирмы за период не менее двух лет до возбуждения процедуры о банкротстве (п. 2 постановления N 855). Особое внимание проверяющий обратит на так называемые атипичные соглашения. Имеются в виду сделки с условиями, отличающимися от рыночных (если они повлекли ущерб для организации и существенно снизили ее платежеспособность). Их примерный перечень приведен в пункте 9 постановления N 855. Например, фирма заключает договор о передаче в аренду имущества, без которого основная и единственная ее деятельность невозможна. Тогда она начинает терпеть убытки и в итоге преднамеренно доводит себя до банкротства. Сомнительными будут признаны и соглашения с заведомо невыгодными условиями (например, продажи по существенно заниженным ценам). Законы рынка предполагают, что организация должна стремиться к получению дохода от бизнеса (не случайно именно этот критерий является одним из отличительных признаков предпринимательской деятельности, поименованных в ст. 2 ГК РФ). Естественно, если фирма умышленно создает видимость неплатежеспособности, она преследует противозаконные цели.
При проверке исследуются: учредительные документы должника, бухгалтерская отчетность, список дебиторов и кредиторов, справка о задолженности, отчеты по оценке бизнеса, аудиторские заключения, отчет ревизионных комиссий, материалы судебных процессов и налоговых проверок и т.д. (п. 2 постановления N 855). В этих документах арбитражный управляющий, во-первых, должен найти причины ухудшения финансового состояния фирмы (и установить, нет ли в деле признаков преднамеренного банкротства). И, во-вторых, на основе исследованных материалов он обязан проверить, действительно ли должник не может удовлетворить требования своих кредиторов (т.е. выявить критерии фиктивного банкротства). Об этом сказано в пунктах 7 и 13 нового документа.
По результатам проверки арбитражный управляющий составляет заключение (п. 14 постановления N 855), которое он представляет собранию кредиторов и арбитражному суду. Если собранные документы дают основание полагать, что действия фирмы подпадают под признаки административного проступка или преступления, все материалы будут переданы органам, рассматривающим дела о данных правонарушениях, или органам предварительного расследования.
"Консультант. Комментарии к документам для бухгалтера", N 4, февраль 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Консультант. Комментарии к документам для бухгалтера"
ООО "Международное агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации: ПИ N ФС77-31559 от 04.04.08.