Московские компании осваивают
японские технологии
Еще недавно столичному предпринимателю для достижения успеха в бизнесе достаточно было выполнить следующую последовательность действий: найти свою нишу на рынке, разработать продукт, наладить производство, продать и получить доход. Времена меняются. На каждый бизнес сейчас претендуют десятки, если не сотни компаний по всей Москве. Именно поэтому столичные компании в последнее время обратились к зарубежному опыту эффективного управления фирмами. И без помощи бухгалтера здесь не обойтись.
Мечтой любого предпринимателя является получение максимально возможной прибыли. При этом затраты на производство должны быть минимальными. В России все проблемы руководители компаний решают экспериментальным путем - методом проб и ошибок. На Западе все иначе. Экономисты разрабатывают специальные теории для конкретной отрасли или фирмы. Они могут быть основаны как на практике, так и на многовековой истории того или иного бизнеса, но не на субъективном личном опыте.
Московские предприятия являются наиболее подходящими для экспериментов по применению иностранных технологий, повышающих эффективность работы. Провинциальным компаниям они не подходят по двум основным причинам. Во-первых, в регионах меньше плотность населения. Во-вторых, недостаточно развита техническая база производства. Что говорить, если далеко не каждая региональная фирма обеспечена необходимым количеством телефонов и компьютеров. Современные технологии Москва осваивает намного быстрее периферии.
Иностранные концепции - в столичный бизнес
В Москве первой на японскую "бережливую" концепцию обратила внимание небольшая компания, занимающаяся проектированием и установкой офисных перегородок. Ее владельцев совсем не смутило то, что их товар далеко не похож на сборку автомобилей. Ведь практику Lean Manufacturing начали использовать именно автомобильные производители. Уже начав внедрять технологию, они не только сократили на треть сроки выполнения заказов, но и увеличили в полтора раза обороты своего бизнеса.
Качество продукции и невысокие цены не вызывали у клиентов недовольства, поэтому доходы были весьма неплохими. Однако руководству показалось, что можно зарабатывать намного больше. Геннадий Михайлов, финансовый директор фирмы, рассказал о своем опыте. Для анализа эффективности работы фирмы выделили два показателя: административный и производственный. Административный процесс - все, что происходит с момента приема звонка клиента до разработки спецификации изделия и передачи его в производство. Производственный - с момента закупки материалов до завершения монтажа перегородки в офисе клиента.
Проанализировав данные, специалисты пришли к потрясающим выводам. Отношение общего времени выполнения заказа к "полезному", которое фактически создает товар, составил для обоих процессов около шести к одному. Технически Lean Manufacturing поначалу было трудно обеспечить. Однако постепенно руководители фирмы начали отказываться от складов, от постоянных поставщиков, которые доставляли сырье большими партиями и не в нужный срок, уволили часть персонала, сократили огромный штат бухгалтеров. Создали систему "передаточных подписей". На каждом производственном этапе по личным распискам стали отслеживать объем бесполезного времени и затрат. В случае обнаружения сбоев руководители отделов немедленно вносят коррективы.
Первые результаты последовали через несколько месяцев. Затраты сократились почти наполовину. Прибыли начали расти. Клиентов прибавилось, ведь быстрые сроки выполнения заказов всегда привлекают потребителей.
Что касается бухгалтерского учета, то его процедура упростилась и "прозрачность" значительно повысилась. Технические процессы стали намного меньше заботить финансовых работников. Учет настолько стал легче, что практически ничем не отличается от отчетности небольшой торговой точки. Теперь реализация товара - офисных перегородок и операции по закупке сырья - главные операции для бухгалтера компании. Данные для отчетности бухгалтеры получают от технических специалистов на начальном и конечном этапах выполнения заказа. Расчеты идут в основном безналичные. Фирма работает "вбелую", так что проблем с налоговыми служащими у них не возникает.
Несмотря на результаты, полученные от внедрения Lean Manufacturing, руководство признает, что проект далек от завершения. Так, по словам Геннадия Михайлова, он пока не до конца может оценить экономический эффект от улучшений, однако процесс становится более контролируемым.
Однако в компании уже решили распространить практику одного из бизнес-направлений на другие виды деятельности.
"Бережливая" концепция становится популярной
Возможно, следуя опыту этой компании, изучив данные по зарубежному опыту, ряд фирм в Москве заинтересовался данной технологией. По оценкам экспертов, в основном это те же небольшие мебельные компании - производители или дилеры, которые хотят объединить все направления отрасли в рамках одной фирмы.
По словам владельца небольшой столичной фирмы Вячеслава Грозовского, занимающейся поставкой и сборкой мебели, "бережливая" концепция "сразила его наповал". Опыт первой столичной компании, применившей Lean Manufacturing, подвигнул на аналогичное изменение процесса производства и сокращение штата работников.
Новые правила начали разрабатывать около месяца назад. Постепенно стали арендовать все меньше складских помещений. Производство разделили на участки, на которых удобно отслеживать результативность работы сотрудников. По словам руководителя компании, прибыли расти пока не начали. Однако и не упали. Положительным эффектом он назвал приток новых клиентов, что уже само по себе вдохновляет.
Идеальна ли японская философия бизнеса?
По словам Евгения Ракова, финансового директора фирмы, занимающейся продажей компьютерного оборудования, японская концепция идеальна лишь в теории. По его мнению, она принесет пользу фирмам, которые уже наладили производство и имеют клиентскую базу. Более того, у них должны быть средства для реинвестирования. Компаниям, только начинающим бизнес, такие "изыски" недоступны. Ведь для того чтобы найти покупателей, они должны иметь на складе все необходимое для заказчика. Однако Евгений Раков считает, что за такими технологиями будущее. Сначала "бережливую" концепцию освоит Москва, а потом и региональные фирмы.
Справочно
Одним из примеров новейших иностранных технологий сокращения издержек и упрощения бухгалтерского учета является Lean Manufacturing, или так называемая "бережливая" концепция. Отец теории Тайити Оно - исполнительный директор компании "Тойота". Идея концепции состоит в том, чтобы производить продукцию не большими, а малыми партиями. Это значит выпускать те изделия и в таком объеме, который требует следующая производственная стадия. Такой подход исключает массу ненужных расходов на закупку и обслуживание лишних станков, аренду площадей, перевозку и хранение деталей, оплату услуг дополнительного персонала и содержание складов.
Справочно
К сложностям работы по Lean Manufacturing можно отнести лишь техническое обеспечение производства. А вот финансовые результаты поражают. Помимо того, что прибыли начинают быстро расти, упрощается работа бухгалтеров. Практически отпадает надобность вести учет складских операций. Пропадает необходимость принимать, а потом увольнять ненужный персонал - в моменты повышения спроса на товары фирма может нанять временных работников. Бухгалтер практически должен только четко вести отчетность по реализации продукции.
Ф. Филина
"Московский бухгалтер", N 4, апрель 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Московский бухгалтер"
ООО "Международное агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС 77-27516 Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия от 07.03.2007