Визиты в инспекции станут виртуальными для московских бухгалтеров
Учебно-методологический центр при ФНС по заданию московского управления налоговой службы запускает новый проект, призванный облегчить жизнь налогоплательщиков. Он предусматривает сдачу налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности через интернет без посредника - специализированного оператора связи. В дальнейшем у столичных фирм появится еще больше возможностей по виртуальному контакту с инспекциями.
Сегодня бухгалтеры московских компаний имеют возможность представлять отчетность в налоговые несколькими способами. Можно прийти в инспекцию и сдать отчеты на бумаге или на дискете, а можно переслать их по электронной почте. У всех этих способов есть свои недостатки. Сдача отчетности на бумаге - это долго и ненадежно, а документ на дискете является всего лишь копией и не освобождает бухгалтера от личного посещения инспекции. Передача по электронке предполагает наличие еще и оператора связи, а значит, и дополнительные финансовые расходы, по мнению многих, неоправданные. Несмотря на то, что последний способ явно имеет преимущества перед остальными, большинство фирм его не очень-то жалуют. В скором времени у плательщиков появятся более удобные варианты общения с налоговыми инспекциями.
Концепцию такого проекта, которая недавно была представлена на рассмотрение в ФНС, разработали сотрудники Учебно-методологического центра совместно с методологами УФНС по г. Москве. Она направлена на развитие системы обмена информацией в электронном виде и предполагает диалог бухгалтера и налоговой службы в режиме on-line. Это значит, что отчетность в инспекцию можно будет передавать мгновенно и сразу видеть результаты своих действий, а весь процесс обмена данными станет прозрачным.
Проект сводит к минимуму разнообразие в программном обеспечении, что очень удобно как для бухгалтеров, так и для инспекций. Авторы концепции предусмотрели два варианта работы в режиме on-line: через Web-приложение (интернет-страницы) и в автоматическом режиме, когда бухгалтерская компьютерная программа сама взаимодействует с системой инспекции.
Первая схема очень проста: бухгалтер заполняет форму декларации при помощи обычного интернет-браузера и ставит свою электронно-цифровую подпись (ЭЦП). Система налоговой автоматически принимает пакет документов, подписывает его и ставит дату приема отчетности. Для такого диалога не нужны никакие особенные программы. Необходимо лишь обеспечить налогоплательщика средствами криптографической защиты данных. Единственный недостаток - бухгалтеру придется заполнять формы вручную. Кстати, при помощи того же приложения можно будет получить доступ к своему лицевому счету и другой разрешенной информации на сервере УФНС.
Второй вариант электронного общения с инспекциями еще больше облегчает труд учетного работника. В этом случае компьютерная программа, которой пользуется бухгалтер, будет непосредственно взаимодействовать с аналогичной программой, установленной в налоговой инспекции. Самому счетному работнику останется только заполнить декларацию и нажать на кнопку.
Причем плательщик сможет воспользоваться той системой, к которой он привык. Для этого налоговая откроет доступ к форматам электронных сообщений, чтобы разработчики бухгалтерского ПО смогли добавить в свои программы необходимые дополнительные функции. При виртуальном общении с инспекциями учетные работники смогут воспользоваться даже стандартными программами из пакета Microsoft Office.
Так как в этом варианте проекта необходимо участие фирм-разработчиков бухгалтерских систем, нужно сформировать единые стандарты электронного обмена информацией. Их отсутствие сегодня является основным препятствием для работы по новой схеме. Поэтому уже сейчас УМЦ совместно с Главным научно-исследовательским вычислительным центром (ГНИВЦ) и руководством ФНС пытаются создать ассоциацию, которая объединит налоговую службу и производителей программных средств. Тогда можно будет разработать единые стандарты электронного взаимодействия.
Оба варианта помимо сложностей с программным обеспечением потребуют и изменения нормативно-правовой базы.
Денис Викторович Фокин, заместитель директора УМЦ при ФНС, начальник отдела разработки и сопровождения, сказал нам, что уже скоро проект частично заработает: "Мы предполагаем, что к концу нынешнего года налогоплательщики смогут заполнять отчетные формы в текстовом режиме на интернет-страницах, не посещая налоговые инспекции.
Однако есть некоторые вопросы, которые нужно оперативно решить. В частности, у плательщиков пока нет электронно-цифровых подписей. В России, да и в Москве нет единой сети удостоверяющих центров, выдающих ЭЦП. Возможно, для нашего проекта сеть таких центров будет создана на базе ГНИВЦ ФНС. Развитие системы цифровых подписей позволит бухгалтеру сдавать отчетность и на дискетах, ведь в этом случае документы в электронном виде будут иметь такую же юридическую силу, как и написанные на бумаге.
К сожалению, пока бухгалтеры не слишком доверяют электронному документообороту. Мне кажется, что это недоверие возникает и от недостатка знаний о современных информационных технологиях.
К тому же у нас слишком часто меняются форматы документов, поэтому приходится постоянно менять и программное обеспечение. В результате возникают технические проблемы в инспекциях с приемом деклараций в электронном виде. Часто бывают заминки из-за несогласованности версий программного обеспечения налогоплательщиков, операторов связи и инспекций. Те, кто вносит изменения в законодательство, должны это учитывать.
Но мы не сдаемся и планируем развивать гибкость системы. Стоит задача обеспечить поддержку версионности документальных форматов. Это значит, что программное обеспечение должно одновременно работать с разными форматами документов.
Для того чтобы стандарт электронного взаимодействия стал массовым, нужно привлечь к его разработке производителей бухгалтерских программ. Если проект будет успешным и налогоплательщики им заинтересуются, то бухгалтерские системы, поддерживающие этот стандарт электронного взаимодействия, могут получить конкурентное преимущество.
Хочу отметить, мы не единственные в мире, кто движется в этом направлении. За рубежом существуют специальные ассоциации, которые занимаются разработкой стандартов для обмена информацией в электронном виде. Такой опыт есть у корпорации Microsoft, которую мы также планируем вовлечь в наш проект наряду с другими крупными фирмами, разрабатывающими и продвигающими бухгалтерские и интернет-системы и программы. Во многих странах фирмы и граждане уже общаются с государственными структурами с помощью интернета. Мы стремимся к тому же, ведь это очень удобно в первую очередь для налогоплательщиков. Очень мешает недоверие людей к электронным каналам связи и отсутствие общепринятых стандартов".
В дальнейшем, после того как решится вопрос со сдачей отчетности в режиме on-line, возможно, появятся и другие услуги для бухгалтеров. Например, авторы проекта планируют обеспечить налогоплательщиков системой оповещения, выставления требований об уплате налогов, доступом к лицевым счетам и другой полезной информацией.
О. Маркечко
"Московский бухгалтер", N 4, апрель 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Московский бухгалтер"
ООО "Международное агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС 77-27516 Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия от 07.03.2007