"Уверен - съезд будет конструктивным и деловым"
(интервью с Е.В. Семеняко, президентом Федеральной палаты адвокатов)
Наш журнал стремится отражать значимые события в жизни адвокатских образований и всего сообщества в целом. Одним из таких событий, безусловно, станет Второй Всероссийский съезд адвокатов России, намеченный на начало апреля. О задачах съезда и круге вопросов, которые будут на нем обсуждаться, с президентом Федеральной палаты адвокатов Е.В. Семеняко побеседовал член редакционной коллегии журнала В.Я. Залманов.
Евгений Васильевич, мы с Вами беседуем накануне Всероссийского съезда адвокатов. О чем пойдет речь на съезде? Какие темы будут подниматься?
Тем для разговора на съезде немало. К сожалению, рамки интервью не позволяют мне подробно остановиться на каждой. Поэтому обозначу некоторые из них (может быть, не совсем последовательно).
Думаю, что делегаты съезда не оставят без внимания вопрос о реализации поправок и дополнений к Федеральному закону "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации", которые были приняты в конце декабря прошлого года. Скажу откровенно, эти поправки дались нелегко. Ведь для того, чтобы изменить действующий Закон (замечу, что действовал он на момент начала нашей работы всего-то два года), необходимо было убедить не только законодателя, но и немалое число ведомств, которые в соответствии с процедурой подготовки законопроектов обязаны были высказать свое отношение к проекту. Добавьте к этому разноречивость мнений членов нашего сообщества, которые надо было услышать, проанализировать и привести к общему знаменателю.
Положительному итогу работы над совершенствованием Закона способствовало наше конструктивное взаимодействие с Комитетом Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству и другими комитетами Госдумы, а также поддержка большинства предложений Главным государственно-правовым управлением Президента РФ, юридической службой Правительства РФ, Министерством юстиции РФ.
Извините, что перебиваю, но Вы уверены, что власть заинтересована сделать работу адвокатов проще и комфортнее?
И тем не менее определенный уровень взаимопонимания все-таки достигается. Вот всего несколько примеров.
Сейчас Федеральная палата адвокатов имеет своего постоянного представителя в Конституционном Суде РФ. Достигнуто понимание необходимости присутствия наших представителей на постоянной основе в Совете Федерации и Государственной Думе. Есть проблемы в организации оплаты труда адвокатов, осуществляющих защиту в порядке ст. 51 УПК РФ и оказывающих юридическую помощь бесплатно. Надеемся на понимание Минфина, который в принципе не отвергает наше предложение, чтобы средства на оплату труда адвокатов, осуществляющих защиту в порядке ст. 51, были прописаны в отдельной строке Федерального бюджета. Не могу не сказать о престиже российской адвокатуры в международно-правовой сфере. Буквально накануне съезда в составе очень авторитетной делегации мы были участниками специальных слушаний по российскому законодательству в Страсбургском суде. Позиция Федеральной палаты по совершенствованию уголовно-процессуального законодательства и судебной системы вызвала особый интерес у судей Европейского суда. И еще. Конечно, не стоит особенно обольщаться, но к нам на празднование 140-летия российской адвокатуры приезжали коллеги из адвокатских корпораций всех ведущих европейских стран и США.
Тем не менее в нормативных документах, определяющих новые функции Минюста и его органов, появилась запись о "контроле и надзоре" за соблюдением адвокатами и их структурами законодательства об адвокатуре. Это шаг в сторону?
Абсолютно нет. Уровень нашего взаимопонимания с Минюстом остался прежним. Контроль и надзор осуществим исключительно в рамках Закона об адвокатуре. Ничего нового в упомянутых Вами новых документах нет. Не может быть никакого возврата к прежнему "общему руководству". Контрольные и надзорные функции реализуются через те положения Закона об адвокатуре, которые и ранее, и сейчас определяют взаимоотношения государства и адвокатуры. Например, ведение государственного реестра, выдача удостоверений, участие представителей Минюста в квалификационных экзаменах, постановка вопроса о лишении статуса адвоката (заметьте, только постановка вопроса), решение проблем, связанных с открытием юридических консультаций и т.д. В свете сказанного мне представляется вполне оправданным, к примеру, когда орган Минюста, выдающий в соответствии с законом удостоверение адвоката, ставит перед палатой вопрос о том, что адвокаты не принимают надлежащих мер к сохранности своих удостоверений. Здесь как раз присутствует и контроль, и надзор. Конечно же, ни о каком надзоре и контроле непосредственно в сфере адвокатской деятельности не может быть и речи. И, кстати, никто на это не претендовал.
Евгений Васильевич, давайте вернемся к началу и продолжим разговор о проблемах, волнующих адвокатов.
Давайте. Одна из них- совершенствование Кодекса профессиональной этики адвоката, который регламентирует не только профессиональное поведение адвоката, но и его ответственность за нарушение этих правил. Предложений на этот счет поступило уже достаточно, и, надеюсь, все они весьма достойны, ибо должны способствовать укреплению профессиональной дисциплины, и не побоюсь сказать - более активному освобождению от тех, кто своими поступками умаляет честь адвокатуры. Конечно же, здесь не останутся без внимания и вопросы совершенствования процедур подготовки и рассмотрения дисциплинарных производств, возбуждаемых в отношении адвокатов.
Я думаю, будут обсуждаться и вопросы реализации новых полномочий органов адвокатского самоуправления. Это - регламентация ведения реестров адвокатских образований, организация профессиональной учебы адвокатов, регулирование порядка изменения членства в адвокатских палатах, учет и контроль оказания адвокатами юридической помощи при ведении дел в порядке ст. 51 УПК РФ.
По-прежнему актуальной остается защита профессиональных прав адвокатов. Федеральная палата, конечно, не может быть неким коллективным защитником каждого адвоката, но в отношении всей корпорации мы стараемся такую функцию выполнять. В этих целях Палатой направляются представления об устранении нарушений прав адвокатов в соответствующие инстанции подготовлен ряд методических материалов, в необходимых случаях используются и личные контакты руководства Палаты.
Острая проблема - совершенствование положений УПК в части, относящейся к укреплению гарантий адвокатской деятельности. Прямо скажем: корреспондирующие связи между гарантиями адвокатской деятельности, изложенными в нашем Законе, и соответствующими нормами УПК пока отсутствуют. Не решена и проблема оплаты труда адвокатов, которые выступают в судах по назначению в порядке ст. 50 ГПК РФ.
Совершенно не удовлетворяет нас ситуация с предоставлением адвокатским образованиям помещений. Во многих субъектах РФ власти занимают отстраненную позицию в этом вопросе, рассматривают адвокатскую деятельность как некую часть предпринимательства. Поэтому потребуются решения на федеральном уровне. Кстати, когда рассматривались изменения к Закону, мы предлагали законодательное решение этой проблемы, которое, к сожалению, не было поддержано.
Не удалось пока существенно изменить отношение государства к оценке деятельности адвокатов. По-прежнему в списках награжденных юристов практически невозможно увидеть фамилии наших коллег. Конечно, у нас есть и свои, не менее почетные награды, но признание заслуг адвокатов государством способствует повышению статуса адвокатуры в целом. Я убежден, что труд адвоката является вполне сравним по значимости с трудом следователей и судей.
Наверное, кроме обмена мнениями по поводу того, как реализовать новые изменения к Закону, оценки деятельности Совета ФПА, предложений по совершенствованию его деятельности, на съезде будут решаться какие-то организационные вопросы?
Вы совершенно правы. У съезда есть и специальная задача: исполнить то, что по Закону об адвокатуре отнесено к его компетенции. Прежде всего, это обновление состава Совета, которое должно проходить по новой процедуре. Она прописана в Законе, и я бы не хотел касаться ее деталей. Отмечу только, что в настоящее время в адвокатском сообществе совершенно иная атмосфера, чем два года назад. Достигнута необходимая консолидация российской адвокатуры, существует понимание взаимных интересов, есть уверенность в наших силах и убежденность в действиях. Поэтому уверен, что эта весьма непростая процедура пройдет достойно.
Важное внимание должно быть уделено финансовым вопросам. Среди них - повышение отчислений на содержание органов Федеральной палаты. Причин этому много. Возрастают организационно-технические расходы: аренда помещения, оплата коммунальных услуг, средств связи и т.д. Необходимо ездить в регионы, проводить конференции, издавать литературу и оплачивать командировки, когда мы приглашаем коллег с мест для участия в мероприятиях Федеральной палаты.
Мы с Вами затронули довольно-таки обширный круг вопросов и проблем, которые будут обсуждаться на съезде. А что, на Ваш взгляд, будет воспринято как данное, позитивное и не требующее дискуссий?
Я уже говорил о некоторых наших достижениях, если их так можно обозначить. К числу уже решенных вопросов я бы отнес следующие.
В лице Совета и его рабочего аппарата создана надежная организационная структура, позволяющая держать постоянную связь с адвокатскими палатами субъектов РФ, оперативно реагировать на поступающие запросы (не только по адвокатской деятельности, но и в отношении федеральных органов власти и управления), проводить различные мероприятия. Словом, Совет ФПА уже в состоянии в полной мере выполнять свои организационные функции - получать и обобщать информацию, анализировать и решать возникающие проблемы.
Региональные палаты достаточно оперативно обеспечиваются нормативными материалами, разработка которых по Закону возлагается на Федеральную палату. В Российской академии адвокатуры была организована профессиональная учеба президентов палат, членов квалификационных комиссий, проводились семинары и конференции. Особенно хочется отметить проведение научно-практической конференции, посвященной 140-летию российской адвокатуры, в которой приняли участие не только адвокаты, но и представители органов государственной власти, ученые, широкая юридическая общественность.
Более полутора тысяч адвокатов были награждены адвокатскими наградами, учрежденными Федеральной палатой в честь 140-летия российской адвокатуры. В одном из лучших московских залов - Колонном - прошло торжественное собрание, посвященное этой знаменательной дате.
Создан и успешно работает Научно-консультативный Совет ФПА, разворачивается работа над подготовкой и изданием многотомного труда об истории российской адвокатуры.
Главное, чего удалось достичь в практическом плане - ФПА совместно с Минюстом весьма оперативно разрешила проблему утверждения ставок и порядка оплаты труда адвокатов, проводящих дела по назначению в порядке ст. 51 УПК РФ.
Евгений Васильевич, позвольте последний вопрос в завершение беседы. На страницах нашего журнала развернулась дискуссия, начало которой положила статья П. Баренбойма и Г. Резника "Адвокатура как защитник гражданского общества". Основная идея выдвинутой ими доктрины вынесена в заголовок статьи. Как Вы относитесь к этой доктрине?
Я вполне принимаю подобный подход к институту адвокатуры и не вижу причин не соглашаться с авторами. Более того, считаю, что разработка теоретических вопросов нам необходима, поскольку благодаря этому легче решать и практические задачи. Однако поскольку вопрос далеко не однозначен, все-таки высказываться по этой теме гораздо уместнее отдельно - в рамках специальной статьи.
И самое последнее, что я хотел бы отметить, подытоживая сказанное. Вопросов для обсуждения на съезде, как Вы убедились, будет немало. Я убежден, что участники высшего адвокатского форума будут на уровне тех важных задач, которые стоят перед российской адвокатурой.
В.Я. Залманов,
член редакционной коллегии журнала
"Адвокат", N 3, март 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Уверен - съезд будет конструктивным и деловым" (интервью с Е.В. Семеняко, президентом Федеральной палаты адвокатов)
Автор
В.Я. Залманов - член редакционной коллегии журнала
"Адвокат", 2005, N 3