Режим "тайных знаний"
Если ваши конкуренты знают о вас все, то можно прекращать с ними соперничать. Просто пора закрыть "лавочку". Что бы этого не происходило существует понятие "коммерческая тайна". В этой статье мы попытались разобраться, что это за "зверь", и какая от него практическая польза.
Федеральный закон N 98-ФЗ "О коммерческой тайне" увидел свет 29 июля 2004 года. Он вывел само понятие, что это явление из себя представляет, как его можно защитить и что будет тому, кто коммерческую тайну разгласит. Именно об этом подробно рассказал лектор Вячеслав Панкратьев на одном из семинаров, организованном компанией "Тандем-форум", на котором присутствовал наш корреспондент.
Несекретные материалы
"Прежде чем признать коммерческой тайной все сведения о фирме подряд, нужно изучить закон. Ведь есть информация, которая в любом случае не может быть скрыта", - начал лектор свой рассказ.
В статье 5 есть перечень "открытых" сведений. То есть таких, которые не могут стать коммерческой тайной ни при каких условиях. Например, нельзя скрывать содержание учредительных документов, данные лицензий, патентов, свидетельств о регистрации фирмы, "данные о численности и составе работников, о системе оплаты труда..." и т.д.
Нельзя "закрыть" информацию о том, что фирма нарушала закон и привлекалась за это к ответственности.
Не очень секретные материалы
Есть такие сведения, которые фирма вполне может признать своей коммерческой тайной. Но не от всех. Налоговым инспекциям она все равно обязана предоставлять эту информацию. К такой "неполноценной" тайне относится все, что связано с финансово-хозяйственной деятельностью и налогообложением. Кстати, это также подтверждает Закон "О бухгалтерском учете".
Г-н Панкратьев подчеркнул, что по сравнению с прежним перечнем "открытых" сведений (постановление Правительства от 5 декабря 1991 г. N 35), этот существенно расширен.
Принципы таинственности
Лектор обратил внимание слушателей на одну особенность, которую надо учитывать руководителю фирмы, относя какую-либо информацию к коммерческой тайне. Объем сведений, который можно "засекретить", зависит от целей компании. Если нужно всего лишь "напугать" работников бухгалтерии, чтобы внимательнее относились к каждому документу, сделать тайной можно все. И внутреннюю отчетность (которая "закрыта" в любом случае), и годовые балансы, и платежки, и декларации. Просто издать приказ, сутью которого будет небезызвестный лозунг: "Болтун - находка для шпиона".
Если же вы действительно заинтересованы, чтобы важная информация не "ушла на сторону", вам придется организовать целую систему защиты. И как показывает практика, ее эффективность напрямую зависит от объема охраняемой информации - чем меньше, тем лучше.
"Оценивайте все сведения о вашей фирме с двух точек зрения, - посоветовал г-н Панкратьев. - Первое - принесет ли утечка сведений прямой ущерб. Второе - имеют ли эти сведения ценность для конкурентов. Но мой взгляд, делать тайной всю "внешнюю" бухгалтерскую отчетность (балансы, декларации, формы сведений), также как и платежки, например, не имеет смысла. Если объем секретных сведений составляет хотя бы 10 процентов от всей информации о компании, проконтролировать процесс будет очень сложно".
Но в любом случае закон разрешает каждой компании определить перечень сведений самостоятельно. Поэтому в этом вопросе решение только за вами.
Закон о молчании
Но как оказалось, определить, что вы на своей фирме будете считать коммерческой тайной, разработать положение о ней, описав в нем, что вы "засекретили", и ознакомить с ним персонал - это не самое главное и не самое сложное. Еще Вячеслав Панкратьев рассказал, как создать "режим коммерческой тайны" на фирме, создавать который требует от владельцев "секретов" закон.
"Самое главное в этом вопросе - точно определить, кто имеет доступ к засекреченной информации. Установить, как она передвигается по компании, - объяснил лектор. - Имейте в виду: я говорю только о материальных носителях (документах, дискетах). То, что делается в головах, учесть нельзя".
Итак, схема создания "режима коммерческой тайны" выглядит так.
1. Вы определили, что на вашей фирме доступ к секретным сведениям имеют несколько человек. Например, это руководитель и главбух. Если режим коммерческой тайны вводится у вас впервые, нужно будет внести изменения в трудовые договора и должностные инструкции. Там надо прописать, что сотрудник обязан хранить коммерческую тайну, и уточнить, что к ней в вашей компании относится.
- Мы подписываем обычно отдельный договор о сохранении секретных сведений, - поделился своим опытом один из участников семинара. - Там по полочкам раскладываем, какие из документов, с которыми имеет дело этот работник, "засекречены".
- Люди - это самое "слабое звено" во всей системе охраны сведений, - пояснил ситуацию лектор. - Я считаю, мало просто добавить работнику новые обязанности хранить коммерческую тайну. Надо, чтобы он был заинтересован в этом. Сделать надбавку, например, или установить другие льготы. Рассчитывать только на сознательность - наивно.
2. Измените форму договоров с контрагентами. В них надо внести пункт о неразглашении некоторых сведений, которые могут стать им известны в процессе совместной работы.
3. Все документы и другие носители закрытой информации, например, дискеты надо пометить грифом "Коммерческая тайна".
4. Чтобы и "посвященные", и "непосвященные" сотрудники лучше представляли себе весь процесс, надо разработать инструкцию по режиму коммерческой тайны и под расписку ознакомить с ней всех работников. В ней надо описать, по какому принципу вы относите информацию к коммерческой тайне и порядок допуска к ней сотрудников. Кроме того, здесь же надо определить порядок использования, учета, хранения, маркировки "секретных материалов".
Еще г-н Панкратьев объяснил, что на создание режима коммерческой тайны фирме могут потребоваться деньги, и немалые. Ведь если нет, например, сейфа, - нельзя требовать, чтобы "секретные" документы находились в нем. А на его покупку потребуются финансы.
Кара за болтливость
- А были случаи привлечения к ответственности за разглашение коммерческой тайны? - задал вопрос один из участников семинара.
- Закон, к сожалению, не разрешил главной проблемы в этой сфере ответственности, - объяснил Вячеслав Панкратьев, - я не знаю случая, когда бы человека привлекли за такой проступок. И с ущербом вопрос не решен. Ведь в Трудовом кодексе установлено, что возмещается, конечно, полный, но реальный ущерб. Что может быть применительно к коммерческой тайне: стоимость листа бумаги или дискеты? Это несерьезно. А упущенную выгоду работник фирме не возмещает.
- Но уволить-то можно за это. Ведь есть такое положение в статье 81, - продолжил другой слушатель.
- Сначала вам придется доказать вину работника. Сделать это сложно. Если у вас есть подозрения, что он нарушил инструкцию о режиме коммерческой тайны, можно попытаться от него избавиться. Предложить выбор между увольнением за разглашение (а такой записи в трудовой никто не обрадуется) или уйти по собственному желанию. Хотя, конечно, о возмещении ущерба речи не будет.
А самое главное - режим коммерческой тайны должен работать на упреждение. Заставьте работников отнестись к нему серьезно. Постоянно проводите проверки, объясняйте, разъясняйте... Только так можно добиться какого-то толка и сохранить в тайне важную для вашей фирмы информацию.
И. Черновалова
"Расчет", N 4, апрель 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Расчет"
Учредитель - ООО "РедСо"
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ N ФС77-28195
Адрес редакции: 107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 14, стр. 1
тел. 8 (495) 737-76-24
e-mail: info@raschet.ru