На балансе организации находится здание, помещения которого сдаются в аренду под офисы. Организация решила произвести перепланировку одного блока, состоящего из трех комнат, из офисного помещения в актовый зал, который также будет сдаваться в аренду. Перепланировка включает в себя демонтаж стеновых перегородок, грунтовку стен, оклейку их обоями, укладку ламината и т.д. Можно ли отнести вышеперечисленные расходы на прочие по статье "Ремонт основных средств" или расходы по перепланировке помещения относятся на увеличение стоимости здания?
Восстановление зданий может осуществляться посредством ремонта или реконструкции (модернизации), где под ремонтом здания понимается комплекс строительных работ и организационно-технических мероприятий, связанных с восстановлением его эксплуатационных качеств, утраченных в процессе эксплуатации, а под реконструкцией - комплекс строительных работ и организационно-технических мероприятий, связанных с изменением основных технико-экономических показателей (общей площади такого объекта, вместимости или пропускной способности или его назначения) в целях улучшения условий проживания или других эксплуатационных качеств (п. 26 ПБУ 6/01 "Учет основных средств", утв. Приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. N 26н).
В вашем случае часть работ можно отнести к ремонту, а часть - к реконструкции здания. Для того чтобы определить, к какой именно группе отнести вышеуказанные расходы, вы должны определить причину выполнения этих работ. Например, если причина всех работ - перепланировка помещения, то все работы относятся к реконструкции. Если причина этих работ - "демонтаж ветхих перегородок", то все работы относятся к ремонтным работам.
Что касается порядка учета расходов на проведение вышеуказанных работ, то необходимо отметить следующее. Ремонт зданий (офисных помещений) или их реконструкция могут проводиться как самой организацией (хозяйственный способ), так и силами сторонних организаций (подрядный способ). При этом в соответствии с п. 7 ПБУ 10/99 "Расходы организации" (утв. Приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. N 33н) расходы организации на ремонт зданий (офисных помещений), используемых в производственной деятельности и принадлежащих организации на праве собственности, выполненный любым способом (хозяйственным или подрядным), относятся в бухгалтерском учете к расходам по обычным видам деятельности и в соответствии с п. 27 ПБУ 6/01 отражаются в составе расходов того отчетного периода, к которому они относятся. Затраты же на реконструкцию здания (офисного помещения) после ее окончания должны увеличить первоначальную стоимость такого объекта.
В бухгалтерском учете средства, потраченные на ремонт здания (офисного помещения), используемого в производственной деятельности, учитывают на счетах 20 "Основное производство", 23 "Вспомогательное производство", 26 "Общехозяйственные расходы" и т.д. Расходы на ремонт объектов, используемых в непроизводственной сфере, отражаются на счете 91 "Прочие доходы и расходы". Затраты на реконструкцию обобщаются на счете 08 "Вложения во внеоборотные активы".
В налоговом учете в соответствии со ст. 260 НК РФ расходы на ремонт зданий (офисных помещений), произведенные организацией, рассматриваются как прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией, и признаются для целей налогообложения в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат, а затраты на реконструкцию, так же как и в бухгалтерском учете, включаются в первоначальную стоимость реконструируемых основных средств (п. 2 ст. 257 НК РФ).
Обратите внимание!
При отнесении работ, связанных с восстановлением здания, к ремонту (текущему, среднему, капитальному) или модернизации (реконструкции) для целей налогообложения необходимо учитывать следующее. В налоговом учете к реконструкции относится переустройство зданий, связанное с совершенствованием производства и повышением его технико-экономических показателей и осуществляемое по проекту их реконструкции в целях увеличения производственных мощностей, улучшения качества и изменения номенклатуры продукции (п. 2 ст. 257 НК РФ).
Учтите, что после выполнения всего комплекса работ (как подрядным, так и хозяйственным способом) всегда оформляется Акт приемки-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов (форма N ОС-3), утвержденный Постановлением Госкомстата России от 21 января 2003 г. N 7. При этом если организация сама проводила ремонт или реконструкцию здания (офисного помещения), Акт составляется в одном экземпляре работником структурного подразделения, ответственного за приемку основных средств. Если ремонт, реконструкцию и модернизацию выполняет сторонняя организация, Акт составляется в двух экземплярах. Первый экземпляр остается в организации, второй - передается организации, проводившей ремонт, реконструкцию, модернизацию.
К сведению!
После приемки отремонтированных объектов основных средств в их инвентарную карточку (форма N ОС-6) должны быть внесены записи о проведенных работах и изменениях в характеристике объекта после проведения ремонта или реконструкции.
Е. Бондарь,
ведущий эксперт "БП"
1 апреля 2005 г.
Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь", выпуск 16, апрель 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Предлагаемый материал содержится в еженедельнике "Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь". Газета зарегистрирована в Министерстве печати и массовой информации РФ, регистрационный N 1065. E-mail редакции "Бухгалтерского приложения" - buhgalt@akdi.ru.