Комментарий к приказу Минфина РФ от 3 марта 2005 г. N 29н
"Об утверждении формы налоговой декларации
по водному налогу и порядка ее заполнения"
С 1 января 2005 года вступила в силу новая глава 25.2 "Водный налог"*(1) Налогового кодекса. Декларацию по этому "платежу" Минфин утвердил приказом от 03.03.2005 N 29н. И недавно (28 марта 2005 года) этот документ зарегистрировал Минюст. Отчитаться водопользователям по этой декларации в первый раз нужно уже в апреле, поэтому у них остается не так много времени, чтобы разобраться в тонкостях ее заполнения. Однако водный налог является по сути "преемником" платы за пользование водными объектами, и различия между этими "сборами" не столь существенны, поэтому водопользователям скорее всего не составит особого труда заполнить опубликованную декларацию.
Кто, когда и куда подает декларацию?
Платить водный налог должны организации и физические лица, которые пользуются водными объектами в специальном или особом порядке (ст. 333.8 НК РФ). Однако, несмотря на формулировку, плательщиками этого налога, конечно, являются не все граждане. Поскольку к специальному водопользованию относятся снабжение водой населения и удовлетворение производственных потребностей в воде с применением специальных устройств и сооружений. А к особому - использование водных объектов для обеспечения государственных и муниципальных нужд. То есть плательщиками водного налога наряду с фирмами фактически являются именно предприниматели.
Подавать данную декларацию водопользователи должны раз в квартал, до 20-го числа следующего за ним месяца (ст. 333.11, 333.15 НК РФ). Так, в частности, за I квартал 2005 года необходимо отчитаться до 20 апреля.
Плательщикам водного налога необходимо обратить внимание на то, что декларацию по нему в отличие от отчета по водной плате необходимо подавать по местонахождению водного объекта. А иностранные организации должны направить копию отчета еще и в инспекцию, которая курирует учреждение, выдавшее лицензию на водопользование. Напомним, что ранее по водной плате организации и предприниматели отчитывались по месту своей регистрации и направляли копии отчетов по местонахождению водных объектов.
Состав отчетности и новые требования к заполнению
Водным налогом облагаются четыре вида водопользования (п. 1 ст. 333.9 НК РФ). Показатели, необходимые для расчета налога по каждому из них, необходимо отражать в специальных разделах декларации. Так, раздел 2.1 предназначен для расчета налога при заборе воды, раздел 2.2 нужно заполнять при использовании акватории водных объектов, кроме лесосплава в плотах и кошелях; в разделе 2.3 отражаются показатели, связанные с использованием водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики, а раздел 2.4 предназначен для плательщиков, которые занимаются лесосплавом.
Обратите внимание: в отличие от платы водный налог не взимается за сброс сточных вод. Таким образом законодатели исключили двойное налогообложение, ведь за сброс загрязняющих веществ в водные объекты взимается плата за негативное воздействие на окружающую среду.
Водопользователи должны включать в состав декларации, подаваемой по местонахождению объекта, титульный лист, раздел 1, а также разделы с расчетом налога по видам деятельности, осуществляемым на этом объекте.
Достоверность данных, указанных на страницах "водной" декларации, должна быть заверена одновременно подписями и руководителя организации, и ее главного бухгалтера. Прежде страницы отчета по плате за пользование водными объектами могли заверяться одним из лиц, поставивших подпись на титульном листе декларации.
Водопользователям при заполнении декларации нужно учесть, что теперь нельзя оставлять пустыми незаполненные ячейки - в них следует проставлять ноль или прочерк.
Титульный лист
При заполнении водной декларации, как, впрочем, и любой другой, необходимо проставлять на титульном листе код вида документа 1 (если декларация сдается впервые) или 3 (при подаче уточненной формы). При этом через дробь следует указать, какое по счету это исправление (например, 3/2 - если отчет изменяется во второй раз) .
Обратите внимание: при подаче уточненных отчетов водопользователь не должен учитывать в них результаты налоговых проверок, проведенных за период, к которому относится корректируемая декларация.
Налогоплательщики, конечно, обратят внимание на то, что в поле "Налоговый период" на титульном листе уже стоит значение 3. Это не опечатка! Дело в том, что в отличие от отчетности по водной плате декларации по водному налогу все категории плательщиков, в том числе и физические лица и организации (как малые, так и прочие) обязаны подавать раз в квартал. То есть значение в этом поле всегда будет равно 3. Поэтому законодатели решили облегчить задачу водопользователям: им теперь остается лишь проставить номер квартала, за который подается отчет.
В отличие от декларации по водной плате в опубликованном отчете на первой странице титульного лица плательщики должны указать помимо своего названия и ОГРН еще и код деятельности по ОКВЭД. Причем тот код, который является основным для водопользователя.
Как отразить сумму налога к уплате?
Сумму налога, которую следует уплатить по местонахождению водного объекта, организации и граждане-плательщики должны отразить в специальном разделе 1.
По строке 020 этого раздела необходимо указать следующее значение КБК - 182 1 07 03000 01 1000 110.
А в строках 030 и 040 нужно соответственно отразить код ОКАТО и сумму водного налога, которая рассчитана по всем видам водопользования объекта, расположенного на территории с таким кодом административно-территориального деления. То есть фактически по строке 040 должна быть указана сумма показателей следующих строк: 120 раздела 2.1, 070 раздела 2.2, 070 раздела 2.3 и 080 раздела 2.4 (если по строкам 020 данных разделов указано одинаковое значение ОКАТО).
Перечислять в бюджет водный налог необходимо до 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом. То есть до 20 апреля водопользователи должны заплатить за I квартал 2005 года.
Особенности заполнения разделов 2.1-2.4
Разделы 2.1-2.4 декларации внешне сильно отличаются от тех, в которых ранее производился расчет водной платы с аналогичных видов водопользования. Но несмотря на это, сам налог плательщикам придется рассчитывать точно так же, как и водную плату. Причем даже в отношении лесосплава, хотя налоговой базой по этому виду водопользования теперь является не просто объем древесины, а произведение этого показателя и расстояния сплава, деленное на 100. Фактически же для расчета налога с лесосплава, как и при начислении водной платы, придется перемножать три величины: объем древесины (строка 050 раздела 2.4), расстояние сплава (строка 060 раздела 2.4) и налоговую ставку (строка 070 раздела 2.4), и делить полученное значение на 100.
При заполнении декларации нужно обратить внимание на следующие особенности. По строкам 010 разделов 2.1-2.4 отчета необходимо указывать КБК, значение которого мы привели выше.
Кроме этого в строке 025 каждого их этих разделов плательщику следует приводить наименование используемого водного объекта, а в строках 030 - реквизиты лицензии, если она имеется. При наличии нескольких лицензий водопользователю придется заполнять на каждую из них отдельный лист. Обратите внимание: серию, номер и вид лицензии необходимо отделять друг от друга точкой с запятой.
В декларации по водному налогу законодатели ввели показатель "код водопользования". Его значение нужно проставлять по строкам 040 разделов 2.1-2.4 и выбирать из приложения 3 к Порядку ее заполнения. Классификатор, приведенный в приложении, фактически повторяет ту разбивку по бассейнам рек, озер, морей и экономическим районам, которая использована в статье 333.12 Налогового кодекса при утверждении ставок водного налога. Получается, что каждому значению этого кода будет соответствовать определенная ставка.
По строке 050 раздела 2.1 плательщики должны указать код цели забора воды. Его значение следует выбирать из приложения 4 к классификатору. Например, в случае забора воды для снабжения ею населения показатель будет равен 3. При этом инспектор будет знать, что водопользователь может рассчитать налог по специальной пониженной ставке - 70 рублей за 1000 куб. м воды.
В отличие от декларации по водной плате в разделах 2.1-2.4 данного отчета нет строк для отражения показателей, относящихся к безлицензионному водопользованию. Дело в том, что в Налоговый кодекс не была перенесена норма из закона о водной плате, которая обязывала в таких случаях рассчитывать платежи по повышенной ставке.
Нет в декларации по водному налогу и строк для отражения льгот. Дело в том, что их предоставление не предусмотрено в главе о водном налоге. В ней лишь закреплен закрытый перечень видов водопользования, которые не признаются объектами налогообложения (п. 2 ст. 333.9 НК РФ).
Проиллюстрируем на примере порядок расчета водного налога и заполнения декларации.
Пример
ООО "Северянка", расположенное в Северо-Западном экономическом районе, использует для технологических нужд забор поверхностных вод реки Нева. "Северянка" имеет лицензию на водопользование серии СПБ N 57432 вид ЦРЭЗХ. Лимит водопользования на 2005 год установлен для "Северянки" в размере 100 000 куб. м воды. Квартальный лимит в лицензии не указан. По данным журнала первичного использования воды в I квартале 2005 года объем забранной воды составил 30 000 куб. м. Таким образом, объем воды, забранной сверх установленного лимита, равен:
30 000 куб. м - (100 000 куб. м : 4) = 5 000 куб. м
Ставка налога при заборе в пределах лимита составляет 258 руб. за 1000 куб. м воды. За сверхлимитный забор придется заплатить по ставке, увеличенной в 5 раз.
Водный налог, который нужно перечислить за I квартал 2005 года, "Северянка" рассчитает так:
(30 000 куб. м - 5000 куб. м) x 258 руб. / 1000 куб. м + 5000 куб. м x 258 руб. / 1000 куб. м x 5 = 12 900 руб.
Значение кода ОКАТО по местонахождению объекта - 40273563000. Код водопользования - 11023, а код цели забора воды - 3.
Раздел 2.1 декларации организация заполнит следующим образом.
Раздел 2. Расчет налоговой базы и суммы водного налога
Раздел 2.1. Расчет налоговой базы и суммы водного налога
при заборе воды из водного объекта
/--------------------------------------------------------------------------------------------------\
| |
| Раздел 2. Расчет налоговой базы и суммы водного налога |
| |
| Раздел 2.1. Расчет налоговой базы и суммы водного налога |
| при заборе воды из водного объекта |
| |
| Показатели Код Значения показателей |
| строки |
| |
| /---------------------------------------\ |
|Код бюджетной классификации 010 |1|8|2|1|0|7|0|3|0|0|0|0|1|1|0|0|0|1|1|0| |
| \---------------------------------------/ |
| |
| /---------------------\ |
|Код по ОКАТО 020 |4|0|2|7|3|5|6|3|0|0|0| |
| \---------------------/ |
| |
| /---------------------------------------\ |
| | | |
|Водный объект (наименование) 025 | река Нева | |
| | | |
| \---------------------------------------/ |
| |
|Лицензия на водопользование (серия, номер, /-------------------------------\ |
|вид лицензии) 030 |С|П|Б|;|5|7|4|3|2|;|Ц|Р|Э|З|Х|-| |
| \-------------------------------/ |
| |
| /---------\ |
|Код водопользования 040 |1|1|0|2|3| |
| \---------/ |
| |
| /-\ |
|Код цели забора воды 050 |3| |
| \-/ |
| |
| /---------------------------------------\ |
|Лимит водопользования (тыс. куб. м) 060 | 100 | |
| \---------------------------------------/ |
| |
|Объем воды, забранной из водного объекта /---------------------------------------\ |
|(тыс. куб. м) 070 | 30 | |
| \---------------------------------------/ |
| |
|в том числе: |
| |
| /---------------------------------------\ |
|в пределах установленного лимита 080 | 25 | |
| \---------------------------------------/ |
| |
| /---------------------------------------\ |
|сверх установленного лимита 090 | 5 | |
| \---------------------------------------/ |
| |
|Налоговая ставка (руб.): |
| |
| /---------------------------------------\ |
|при заборе в пределах установленного лимита 100 | 258 | |
| \---------------------------------------/ |
| |
| /---------------------------------------\ |
|при заборе сверх установленного лимита 110 | 1290 | |
| \---------------------------------------/ |
| |
|Сумма налога, подлежащая уплате (руб.) /-----------------------------\ |
|(стр. 120 = стр. 080 х стр. 100 + стр. 090 120 | | | | | | | | | | |1|2|9|0|0| |
|х стр. 110) \-----------------------------/ |
| |
| |
|-\ |
\--------------------------------------------------------------------------------------------------/
Е.О. Вторушина,
эксперт "НА"
"Нормативные акты для бухгалтера", N 7, апрель 2005 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Документ опубликован в "НА" N 15, 2004.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Нормативные акты для бухгалтера"
ООО "Агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС 77-27066 выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия 26 января 2007 года.