Корпоративный шантаж
Когда речь заходит о больших деньгах,
коллеги могут стать врагами
Иногда опасность подстерегает там, где ее совсем не ждешь - от своих коллег. Нередки случаи, когда сильный и властный руководитель, чтобы провернуть выгодную сделку, заставляет подчиненного нарушить закон. Или партнер, стремясь прибрать успешный бизнес в собственные руки, посредством шантажа, а иногда и прямых угроз жизни и здоровью, вымогает у своего коллеги солидный пакет акций или долю в фирме.
Такие проблемы обычно не выносят на всеобщее обсуждение. Их огласка может привлечь внимание проверяющих органов, испортить репутацию фирмы. Их принято решать в узком кругу.
Отчасти это объясняет небольшое число обращений в подобных случаях в правоохранительные органы. На практике же такие ситуации не редкость.
Об одной из них с нами поделился заместитель генерального директора крупной строительной фирмы Андрей Дмитриев. Он был назначен на эту должность, поскольку владел пакетом акций компании. Знакомясь с бумагами и делами, которые вел его предшественник, А. Дмитриев обнаружил, что ряд сделок заключен с нарушением закона. Он не стал сразу выносить это на всеобщее обсуждение, решив сначала самостоятельно во всем разобраться. Однако, когда очередной конкурс на получение государственного заказа был "выигран" у подставных фирм, новый зам решил, что пора довести информацию до руководства.
Разговор был коротким и жестким. Генеральный директор предложил А. Дмитриеву два варианта действий.
В первом случае ему предлагалось "не лезть не в свои дела", при этом его "моральные страдания" компенсировались новой машиной.
Второй вариант был менее привлекательным: А. Дмитриев должен продать свой пакет акций, причем по существенно заниженной цене, а затем уволиться. В противном случае у него и его близких могут возникнуть крупные неприятности.
Для того чтобы сделать выбор, А. Дмитриеву отводился 10-дневный срок.
Участвовать в незаконных сделках А. Дмитриев не хотел, но и продавать свои акции по явно заниженной цене тоже не собирался. Ему стали угрожать по телефону, подбрасывать анонимные записки. Шантажировали тем, что жену уволят с работы, а о нем в правоохранительные органы будет передана информация как об организаторе незаконных сделок. В этом случае неприятности не заставят себя ждать, а последствия будут весьма печальные.
Несмотря на явное вымогательство, А. Дмитриев не спешил обращаться в милицию. Причины разные: боязнь за семью, доказать факт вымогательства нечем, да и сор из избы выносить не хотелось.
В один из вечеров, возвращаясь с работы, А. Дмитриев был избит в подъезде собственного дома. Словесные угрозы переросли в жесткие действия. Это стало последней каплей.
Андрей Дмитриев обратился в прокуратуру. Однако после двухмесячного ожидания ему было отказано в возбуждении уголовного дела "в связи с отсутствием состава преступления".
Как следовало вести себя А. Дмитриеву? Ведущие эксперты комментируют эту ситуацию.
"Всегда приходится выбирать..."
Е. Краско,
юрист адвокатского бюро "Вильямс и партнеры"
Ситуация, которая произошла с господином Дмитриевым, к сожалению, не редкость. Но узнаем мы о подобных случаях обычно не из решений суда, а из рассказов непосредственных участников или их близких. Да и то спустя время, когда телефонные звонки уже не будут вызывать страх и жизнь вернется в спокойное русло.
Выбор, перед которым оказался господин Дмитриев, непрост: согласиться на беззаконие или потерять должность и доход. Беззаконие в нашем случае - это участие в незаконных сделках, а именно - в торгах с подставными фирмами. Уголовный кодекс квалифицирует такие действия как соучастие в лжепредпринимательстве и предусматривает за это преступление наказание вплоть до лишения свободы (ст. 173). Перспектива оказаться за решеткой, думаю, никого не обрадует.
А теперь разберем действия "коллег". Новая машина в обмен на обещание молчать может расцениваться как коммерческий подкуп. По закону за это преступление грозит не только штраф, но и лишение свободы. Но для наказания устных обещаний недостаточно. Их необходимо подтвердить доказательствами, например показаниями свидетелей, письменными материалами. Если же их нет, советую воспользоваться диктофоном, спровоцировать директора на острую беседу и записать все, что будет высказано.
Далее. Требование продать акции, принадлежащие А. Дмитриеву, в обмен на отсутствие негативных последствий для него и его близких - чистое вымогательство. Причем вымогательство, сопряженное с угрозами передать в правоохранительные органы сфабрикованную информацию, компрометирующую А. Дмитриева или его жену (что может отразиться на ее служебной деятельности). Доказательством подобных угроз могут быть показания свидетелей (родственников) или запись телефонного разговора.
Отмечу, что угрозы на словах подтверждают факт вымогательства. Но как только они будут реализованы, такие действия уже будут дополнительно рассматриваться как заведомо ложный донос (ст. 306 УК РФ). Наказание за это преступление - лишение свободы до шести лет.
Избиение А. Дмитриева можно рассматривать как составную часть вымогательства или как отдельное преступление - нанесение телесных повреждений (ст. 111-115 УК РФ). От степени их тяжести будет зависеть и сила наказания.
Немало вопросов вызывают и действия прокуратуры. Максимальный срок, отведенный на рассмотрение заявлений граждан, 10 суток. Он может быть продлен, только если требуется дополнительная проверка, но и в этом случае не может превышать месяц (ст. 144 УПК РФ). Между тем заявление г-на Дмитриева пролежало в прокуратуре более двух месяцев.
Но и последовавший после этого отказ прокурора возбудить уголовное дело явно незаконен. Как, впрочем, и основание для отказа: "ввиду отсутствия состава преступления". В действиях руководителя Андрея Дмитриева присутствуют как минимум три состава преступления. Поэтому вынесенное решение следует обжаловать вышестоящему прокурору или в суд.
"Действовать нужно активно, но осторожно..."
В. Шилкина,
главный редактор бераторов "Если на бизнес заводят дело"
и "К вам пришла проверка"
Сразу хочу заметить, что ждать, пока события примут настолько серьезный оборот, не стоит. Действовать нужно сразу и как можно активнее.
Давайте разберемся, что можно предпринять в подобной ситуации.
Один человек не в состоянии организовать торги с участием подставных фирм. Такое под силу только организованной группе. Поэтому, как только в ваш адрес стали поступать угрозы физической расправы, лишения собственности, нужно подать заявление в управление по борьбе с организованной преступностью.
Предварительное обращение в прокуратуру - лишняя трата времени, поскольку ваше заявление будет отправлено для проверки по подследственности, то есть в милицию. Противодействовать шантажу нужно решительно и быстро. Чем дольше вы ждете, надеясь, что все само собой образуется, тем больше шансов, что угрозы начнут воплощаться в жизнь. Пример с избиением А. Дмитриева в подъезде собственного дома - наглядное тому подтверждение. Вместе с тем действовать надо с умом, осторожно, чтобы вымогатели не узнали, что вы обратились в милицию.
В заявлении нужно подробно описать, какие именно угрозы были высказаны. Имейте в виду, они должны быть конкретными и однозначными. Убедите милиционеров в том, что угрозы вымогателей настолько серьезны, что в любой момент могут перерасти в силовые действия. Причем не только в отношении вас, но и ваших близких - жены, детей.
Целесообразно заранее продумать, кто из коллег может подтвердить ваши слова. А также, по возможности, обеспечить сохранность подлинников документов, подтверждающих незаконность сделок. А их копии можно передать вместе с заявлением в милицию. Подумайте также о том, как до возбуждения дела обезопасить ваших родных. Можно, к примеру, отправить жену с ребенком в другой город к родственникам или на курорт.
В УБОП ваше заявление точно не проигнорируют. Вас, скорее всего, снабдят диктофоном, порекомендуют встретиться с вымогателями (естественно, под контролем оперативников), подскажут, как построить беседу. Получив необходимую запись разговоров с угрозами в ваш адрес, милиция обязательно возбудит уголовное дело, а вымогателей наверняка арестуют.
Теперь разберем действия прокуратуры. Кстати сказать, изначально неграмотные. Получив заявление, работник прокуратуры должен был отправить А. Дмитриева на освидетельствование к судебно-медицинским экспертам. Однако он этого не сделал. Поэтому г-н Дмитриев должен был самостоятельно сходить в больницу, чтобы врач зафиксировал побои. Так следовало бы поступить независимо от того, связываете вы нападение с вымогательством или считаете это случайностью.
Помните, чем больше времени пройдет с момента нападения, тем меньше вероятность, что судебный медик сможет установить степень тяжести телесных повреждений. От того, какие травмы вам нанесли, зависит размер наказания преступников.
Г-ну Дмитриеву необходимо обжаловать незаконный отказ прокуратуры в возбуждении уголовного дела в суд и одновременно написать жалобу вышестоящему прокурору.
"Консультант", N 3, февраль 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Консультант"
ООО "Международное агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации: ПИ N ФС77-31559 от 04.04.08.