Региональная политика
Решение о выходе компании на региональные рынки подразумевает необходимость создания филиалов или представительств. Однако, чтобы организовать работоспособную филиальную сеть, необходимо преодолеть целый ряд проблем. Справиться с ними поможет разработка региональной политики.
Один из важнейших вопросов для крупной компании - это выработка четко сформулированной региональной политики. Однако на начальной стадии развития филиалов руководители о ней часто забывают. Особенно характерно это для компаний, где филиальная сеть образуется "стихийно", например, благодаря механическому копированию политики конкурентов.
Отсутствие четко сформулированной региональной политики можно сравнить с отсутствием проекта при строительстве дома. Конкретная стратегия, безусловно, зависит от специфики компании, но общие моменты в ее разработке выделить все же можно. Типовая процедура разработки региональной политики обычно включает в себя следующие этапы:
выработка целей;
определение региональной торговой политики;
выбор стратегии развития;
разработка бизнес-процессов;
определение правил деятельности филиалов;
определение тактических приемов действий в регионе;
выделение ресурсов.
Региональная политика позволит руководству компании более четко понять состояние дел в регионах и конечные цели создания сети, а также выбрать необходимую стратегию развития.
Цели создания филиальной сети
Остановимся подробно на первом этапе - выработке целей.
Нормальная цель организации любого филиала - увеличение доли рынка путем получения доступа к региональным ресурсам. Но иногда целью может стать не столько доступ к ресурсам, сколько его имитация. Дело в том, что компания с развитой сетью филиалов рассматривается как национальная, то есть работающая на всей территории страны, и считается более стабильной. Но зачем компании приобретать статус национальной в глазах поставщиков? Дело в том, что многие западные импортеры предпочитают работать с национальными компаниями и предоставляют им большие скидки на свои товары, чем фирмам, считающимся региональными. Если цель компании - получить такие скидки или серьезный кредит, то обороты по региональным продажам небольшие. Изначально ясно, что из-за низких цен и ограниченности местного рынка филиалы будут убыточными и смогут существовать только за счет дотаций головной компании.
Далее разработка региональной политики зависит в первую очередь от точной формулировки реальных целей. А как мы видим, они могут существенно различаться.
Проблемы собственности в регионах
При разработке региональной политики необходимо сразу решить вопрос о собственности головной компании в регионах.
В большом количестве фирм в качестве формальных учредителей филиала выступают пользующиеся доверием руководства сотрудники среднего звена центрального офиса компании. Нередко в качестве соучредителя приглашается местный руководитель филиала. Однако при уходе этих людей из компании становится проблемой внесение каких-либо изменений в юридический статус филиала. Уволившиеся же из фирмы "формальные" учредители через несколько лет могут столкнуться с проблемами со стороны налоговых органов.
Еще более острой эта проблема становится, если принимается решение о приобретении дорогостоящего имущества филиалами. Так, в одной крупной московской торгово-производственной компании с филиальной сетью в несколько десятков представительств учредителями являлись 4-5 человек из высшего руководства компании. Было принято решение о приобретении в собственность этих лиц офисов, складов, магазинов и производственных мощностей. Каждый из этих менеджеров оказался формальным владельцем полусотни объектов недвижимости и сотен транспортных средств в дюжине российских городов. А это вызвало вполне обоснованный интерес со стороны инспекторов как в Москве, так и в регионах. В результате головной компании пришлось создавать отдельную фирму для управления собственностью в регионах и переводить на нее имущество из собственности физлиц. А это потребовало значительных финансовых и временных затрат.
Поэтому при организации филиалов в регионах имеет смысл создать специальную фирму, которая и должна выступать в роли учредителя филиалов и владельца всего имущества головной компании в регионах.
Специфика работы с регионами
Рассмотрим еще один важнейший этап разработки региональной стратегии - определение тактических приемов и действий в регионах.
Один из таких приемов - маневрирование. Если какой-либо филиал работает неэффективно, то причина этого, скорее всего, кроется в дефиците каких-либо ресурсов (финансовых, рекламных, кадровых, товарных). Поэтому иногда имеет смысл перебросить дефицитные ресурсы либо из головного предприятия, либо из других филиалов.
Временное привлечение в конкретный филиал лучших специалистов, а также концентрация товарных ресурсов и средств на рекламу позволят совершить прорыв в завоевании рынка. В дальнейшем достигнутый уровень продаж будет поддерживаться за счет местных ресурсов.
Следующий прием - демпинг. Установление более низких цен, чем у конкурентов в регионе, где организация открывает филиал, позволяет достаточно быстро захватить рынок. Филиалы создают обычно достаточно крупные компании, которые могут себе позволить продавать товар в каком-то регионе по низким ценам в течение двух-трех месяцев без критических финансовых потерь.
Что касается рекламы, то существует такой закон - эффективнее вывесить 20 рекламных щитов на два месяца, чем два щита на год (естественно, если рекламные щиты правильно размещены и грамотно составлены). Однако зачастую ресурсы, которые выделяют региональному отделу на рекламу, поровну распределяются на все филиалы. Хотя гораздо эффективнее вывесить не по два щита в каждом регионе, а сначала 20 в одном, через два месяца 20 в другом и так далее.
Это простейшие приемы, которые эффективны для любого бизнеса, но, к сожалению, далеко не все компании применяют их на практике.
А. Козлов,
консультант компании BSconsulting
Филиал с отсрочкой
В. Мещеряков,
руководитель авторского коллектива книги "Годовой отчет-2004",
глава экспертной коллегии журнала "Практическая бухгалтерия"
Созданный филиал необходимо поставить на учет в налоговой инспекции по месту его нахождения. Сделать это нужно в течение 30 дней с момента его создания. При этом обособленное подразделение считается созданным, если в нем оборудованы стационарные рабочие места (ст. 11 НК РФ). Если же фирма опоздает встать на учет, ее оштрафуют. Чтобы не попасть в такую ситуацию я рекомендую заключить с человеком, который будет работать в филиале, не трудовой договор, а договор подряда. Тогда подразделение не будет считаться обособленным, то есть таким, в котором созданы стационарные рабочие места. Ведь рабочим считается место, где должен находиться именно работник (ст. 209 ТК). А человек, работающий по гражданско-правовому договору, а не по трудовому, работником не является.
Получится, что обособленное подразделение еще не создано, а значит, и регистрировать его не нужно. После того как соберете все необходимые для постановки подразделения на налоговый учет документы, замените договор подряда трудовым и направляйтесь в налоговую инспекцию.
"Консультант", N 3, февраль 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Консультант"
ООО "Международное агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации: ПИ N ФС77-31559 от 04.04.08.