Комментарий к Закону о Федеральном бюджете на 2005 год
Федеральным законом от 23 декабря 2004 года N 173-ФЗ (далее - Закон о Федеральном бюджете) утвержден Федеральный бюджет на 2005 год.
Большая часть законодательных норм данного документа регулирует порядок организации движения денежных потоков, представляющих собой доходы и расходы бюджета. Эти нормы интересны, прежде всего, органам управления всех уровней, а также получателям бюджетных ассигнований.
Тем не менее, в тексте Закона о Федеральном бюджете имеются положения, которые безусловно заинтересуют как менеджмент коммерческих организаций, так и неограниченный круг пользователей (включая физических лиц, получающих различные компенсации и пособия за счет средств федерального бюджета).
Прогнозируемый уровень инфляции по мнению разработчиков Федерального бюджета в 2005 году составит от 7,5 до 8,5 процентов. Этот показатель можно рассматривать как ориентир для оценки динамики ставки рефинансирования Центробанка РФ (и, следовательно, ставки банковского кредита и корректировки сумм задолженности по просроченным платежам в бюджет), но не для оценки реального роста цен. Как правило, фактический рост цен на продукцию, работы и услуги организаций отраслей естественных монополий (цен, регулируемых на государственном уровне), значительно превышают уровень официальной инфляции. Кроме того, повышение указанных цен и тарифов происходит, как правило, в начале года. А это значит, что, с учетом дисконта, размер реального повышения цен на продукцию естественных монополий будет больше, как минимум, на половину показателя ставки рефинансирования Центробанка РФ. Это обстоятельство следует учитывать при планировании производственной и торговой деятельности коммерческих организаций.
На инвестиции в экономику за счет средств Стабилизационного фонда РФ в 2005 году рассчитывать не приходится - статьей 3 Закона о Федеральном бюджете жестко определено только два направления использования средств этого фонда - покрытие дефицита бюджета Пенсионного фонда РФ в ходе его исполнения и погашение государственного внешнего долга РФ.
Небезынтересной представляется и норма статьи 6, которая отсылает к приложению 1 Закона о Федеральном бюджете. Данным приложением установлены органы государственной власти, за которыми закреплены отдельные виды бюджетных доходов. Большая часть доходов закреплена за ФНС РФ. Однако, в перечне, установленном в приложении 1, имеется и ряд других органов государственной власти - ФТС РФ, ФДА РФ и т.д., и даже Управление делами Президента РФ. Значимость этих положений состоит в том, что в соответствии со статьей 6 Закона о Федеральном бюджете органы управления, за которыми закреплены источники доходов, обязаны осуществлять контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним. То есть, представители соответствующих органов имеют право проверять все перечисленные элементы, а нормативные акты (и акты, не носящие нормативного характера, но разъясняющие положения других актов), изданные этими органами, обязаны к исполнению организациями, уплачивающими в бюджет соответствующие платежи.
Весьма значимым для организации бухгалтерского учета расчетов с бюджетом является норма статьи 9 Закона о Федеральном бюджете, в соответствии с которой возмещение суммы начисленных процентов при нарушении срока возврата (возмещения) излишне уплаченного (взысканного) налога или сбора, установленного НК РФ, подлежит отражению по соответствующему коду налога или сбора классификации доходов бюджетов РФ. В аналитическом учете суммы налога и суммы дополнительных платежей (которые не относятся к финансовым санкциям) в любом случае должны быть разделены, так как это требуется для составления налоговых деклараций. Но в синтетическом учете суммы платежей, не являющихся финансовыми санкциями, должны отражаться по тем же счетам и субсчетам, что и задолженность по налоговым платежам.
Статьей 13 Закона о Федеральном бюджете установлено распределение доходов от взыскания денежных взысканий (штрафов) за отдельные нарушения законодательства РФ, а также за административные правонарушения.
Так, например, в 2005 году суммы денежных взысканий (штрафов) за нарушение законодательства РФ о налогах и сборах подлежат распределению в бюджеты бюджетной системы РФ по следующим нормативам:
суммы денежных взысканий (штрафов), предусмотренных статьями 116, 117 и 118, пунктами 1 и 2 статьи 120, статьями 125, 126, 128, 129, 129.1, 132 и 134, пунктом 2 статьи 135 и статьей 135.1 НК РФ:
в федеральный бюджет - 50 процентов;
в местные бюджеты по месту нахождения суда, органа, должностного лица, принявших решение о наложении денежного взыскания (штрафа), - 50 процентов;
суммы денежных взысканий (штрафов), предусмотренных пунктом 7 статьи 366 НК РФ (за нарушения при регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес), - 100 процентов в бюджеты субъектов РФ.
Статьей 14 Закона о Федеральном бюджете установлены нормативы распределений арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности. Получателями являются региональные и местные бюджеты.
Для организаций лесной промышленности (а также иных отраслей, занимающихся лесозаготовками) следует иметь в виду, что в 2005 году минимальные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню, действовавшие в 2001 году, применяются с коэффициентом 1,5. Напомним, что на федеральном уровне установлены только минимальные ставки. Ставки утверждены постановлением Правительства РФ от 19 февраля 2001 г. N 127 "О минимальных ставках платы за древесину, отпускаемую на корню".
В соответствии со статьей 18 Закона о Федеральном бюджете нормативы платы за негативное воздействие на окружающую среду, действовавшие в 2003 году, применяются в 2005 году с коэффициентом 1,2.Плата за негативное воздействие на окружающую среду определена Федеральным законом РФ от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (статья 16). Нормативы платы и расчетные коэффициенты утверждены постановлением Правительства РФ от 12 июня 2003 г. N 344 "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления".
Изменения, внесенные Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ, в части, фактически запрещающей бюджетным учреждениям использовать средства, полученные от предпринимательской деятельности, для финансирования мероприятий по основной деятельности, закреплены в статье 21 Закона о Федеральном бюджете. Теперь все средства, полученные от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, и зачисленные на счете территориальных органов Федерального казначейства подразделениям органов внутренних дел по охране имущества юридических и физических лиц и предоставлению иных услуг, связанных с обеспечением охраны и безопасности граждан, должны зачисляются в доходы федерального бюджета (после установленных выплат по возмещению убытков).
Особое внимание следует уделить положениям статьи 26 Закона о Федеральном бюджете, в которой на основании постановления Конституционного Суда РФ от 23 декабря 1997 года N 21-П "По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 855 Гражданского кодекса Российской Федерации и части шестой статьи 15 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации "в связи с запросом Президиума Верховного Суда Российской Федерации", установлено, что налоговые платежи (при недостаточности денежных средств на счете налогоплательщика для удовлетворения всех предъявленных к нему требований) фактически являются платежами третьей очереди, а не четвертой, как это установлено пунктом 2 статьи 855 ГК РФ. Другими словами, платежи в бюджет должны взыскиваться в порядке календарной очередности поступления платежных документов наравне с перечислением или выдачей денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору.
Статьей 29 Закона о Федеральном бюджете в отношении подобных поступлений сделано исключение для доходов от сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности и переданного в оперативное управление научным учреждениям, учреждениям научного обслуживания Российской академии наук и отраслевых академий наук, имеющих государственный статус, образовательным учреждениям, учреждениям здравоохранения, государственным учреждениям федеральной почтовой связи Федерального агентства связи, государственным учреждениям культуры и искусства, государственным архивным учреждениям, имеющим государственный статус и финансируемым на основании смет доходов и расходов. Полученные доходы в полном объеме учитываются в доходах федерального бюджета, но, одновременно отражаются в сметах доходов и расходов указанных учреждений. Таким образом, фактически закреплено право перечисленных организаций и учреждений использовать полученные средства для финансирования основной деятельности. Подчеркнем, что данное исключение сделано только в отношении доходов, поступающих в 2005 году.
В статье 41 Закона о Федеральном бюджете содержится отсылочная норма (к постановлению Правительства РФ) в части нормативного регулирования финансового обеспечения расходов, связанных с реализацией статей 15 и 16.1 Закона Российской Федерации от 18 октября 1991 года N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий". Напомним, что финансирование мер социальной поддержки данной категории лиц передано на уровень регионов, но часть компенсаций (в частности, компенсации за утраченное жилье и имущество) по-прежнему будет выплачиваться за счет средств федерального бюджета.
Для организаций, которые в качестве минимизации налогов выбрали регистрацию на территории ЗАТО, безусловно интересной могут быть нормы пунктов 6 и 7 статьи 46 Закона о Федеральном бюджете, которыми прямо запрещается предоставление индивидуальных налоговых льгот на территории города Байконура, а также регистрация на его территории юридических лиц, являющихся налогоплательщиками, но не осуществляющих свою деятельность на территории города Байконура.
Статьей 53 Закона о Федеральном бюджете на 2005 продлен порядок возмещения из бюджета части затрат на уплату процентов осуществляется по кредитам, полученным организациями некоторых отраслей народного хозяйства, в частности, сельскохозяйственным товаропроизводителям, предприятиям, входящим в объединение "Гознак", организациям водного транспорта, авиационной промышленности и т.д.
В соответствии со статьей 59 Закона о Федеральном бюджете за использование не по целевому назначению бюджетных кредитов, предоставленных российским юридическим лицам, взимается штраф в размере двойной ставки рефинансирования Центробанка РФ. Подобная норма существовала и ранее.
Организациями, которые рассчитываются по налоговым платежам в валюте, рекомендуем обратить внимание на норму статьи 104 Закона о Федеральном бюджете, в соответствии с которой задолженность по уплате пеней, штрафов и процентов, начисленных за несвоевременное исполнение денежных обязательств перед РФ в иностранной валюте, не взыскивается и подлежит списанию в случае полного исполнения других денежных обязательств заемщика, определенных договором (соглашением).
Статьями 109-111 Закона о Федеральном бюджете подробно урегулирован порядок обращения взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам получателей средств федерального бюджета. Таким образом, коммерческие организации, имеющие хозяйственные отношения с бюджетными учреждениями, получают возможность минимизировать риск потерь в связи с несвоевременным финансированием бюджетных расходов.
Статьей 113 Закона о Федеральном бюджете подробно регламентируется порядок осуществления расходов на выплату отдельным категориям граждан РФ предварительной компенсации (компенсации) вкладов в Сбербанке РФ и по иным государственным обязательствам. Принципиальных изменений в отношении размеров и порядка компенсационных выплат не произошло.
Следует напомнить, что Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ в отдельные Федеральные законы, регулирующие деятельность бюджетных учреждений различных отраслей, внесены изменения, в соответствии с которыми таким учреждениям фактически запрещено открывать и иметь валютные счета для расчетов по предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. Статьями 115 и 117 Закона о Федеральном бюджете установлен порядок перехода на новые правила расчетов в валюте.
Статьей 116 Закона о Федеральном бюджете федеральным учреждениям прямо запрещено направлять средства, полученные от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, на создание других организаций. Эту норму следует учитывать при формировании уставного капитала создаваемым хозяйственными обществами и товариществами с участием бюджетных учреждений и органов управления, финансируемых за счет бюджетных ассигнований.
Статьей 126 Закона о Федеральном бюджете приостановлено (полностью или частично) действие только семи ранее принятых законов (в прошлом году их было около 40). Это связано с тем, что Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ отменены практически все ранее приостанавливаемые законодательные нормы.
Приостановлено действие нескольких статей Бюджетного кодекса РФ, что, по-видимому, связано с тем, что реформа межбюджетных отношений еще не завершена.
Приостановлено действие Федерального закона от 4 февраля 1999 года N 21-ФЗ "О базовой стоимости необходимого социального набора. Установление данного показателя предусмотрено Федеральным законом о порядке установления долговой стоимости единицы номинала целевого долгового обязательства РФ. Судя по последним законодательным новациям в социальной сфере реализация упомянутого закона не предполагается.
Приостановлено действие Федерального закона от 1 июня 1995 года N 86-ФЗ "О государственных долговых товарных обязательствах" (в части чеков "Урожай-90" и обязательств государства перед сдатчиками сельскохозяйственной продукции). Отдельными статьями Закона о Федеральном бюджете предусмотрено частичное погашение обязательств государства в этой области. Погашение в полном объеме, по-видимому, пока невозможно.
Приостановлено на 2005 год предоставление льгот по НДС и акцизам в Особой экономической зоне в Магаданской области.
Приостановлено действие статьи 5 Федерального закона от 8 января 1998 года N 5-ФЗ "О сборах за выдачу лицензий и право на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции", которой устанавливается порядок зачисления сбора.
Приостановлено действие статьи 12 Федерального закона от 5 марта 1999 года N 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг". Данная статья устанавливает распределение сумм штрафов за нарушения в области, регулируемой Законом между бюджетами разных уровней. Соответствующее распределение установлено отдельными статьями Закона о Федеральном бюджете.
В соответствии со статьей 129 Закона о Федеральном бюджете законодательные и нормативные правовые акты Президента РФ и Правительства РФ подлежат приведению в соответствие с Законом в двухмесячный срок со дня вступления в силу Закона. Таким образом, в ближайшие месяцы можно ожидать появления новых законодательных и нормативных актов.
"Консультант бухгалтера", N 2, февраль 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Консультант бухгалтера"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N ФС77-24863 от 30.06.2006 г.
Издается с сентября 1993 г.
Адрес редакции: 107014, г. Москва, а/я 112
Телефоны редакции: (495) 963-19-26
Адрес электронной почты - zakaz@dis.ru
Адрес в Интернете - www.dis.ru