Режим рабочего времени и времени отдыха
работников из числа водителей организаций
В соответствии с положениями статей 100 и 329 Трудового кодекса Российской Федерации, а также постановления Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002 г. N 877 "Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников, имеющих особый характер работы" в отношении работников транспорта могут устанавливаться особенности режима рабочего времени и времени отдыха, а также условий труда.
До недавнего времени такие особенности были определены Положением о рабочем времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденным постановлением Минтруда России от 25 июня 1999 г. N 16. Принято данное Положение было еще в период действия прежнего Кодекса законов о труде Российской Федерации, и потому применяться могло только в части, не противоречащей положениям нового ТК РФ (см. статью 423 указанного Кодекса).
Необходимость обновления Положения назрела, и приказом Минтранса России от 20 августа 2004 г. N 15 было утверждено новое Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей (далее по тексту - Положение). Приказ зарегистрирован в Минюсте России 1 ноября 2004 г. под регистрационным номером 6094, что подтверждает его легитимность.
Как и ранее применявшееся, новое Положение устанавливает особенности режима рабочего времени и времени отдыха всех категорий водителей, за исключением водителей, занятых на международных перевозках, а также работающих в составе вахтовых бригад при вахтовом методе организации работ.
Положение обязательно к применению всеми организациями, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
В большей своей части Положение базируется на основе ранее применявшегося по данному вопросу нормативного акта. Только лишь отдельные его нормы приведены в соответствие с положениями ТК РФ (прочие нормы не противоречили Положению).
Учитывая тот факт, что Положение распространяется на все категории водителей, с его принятием не должно применяться Положение, утвержденное постановлением Минтруда России от 25 июня 1999 г. N 16.
Как и ранее, рабочее время водителей включает в себя следующие периоды (пункт 15 Положения):
время управления автомобилем;
время специальных перерывов для отдыха от управления автомобилем в пути и на конечных пунктах;
подготовительно-заключительное время для выполнения работ перед выездом на линию и после возвращения с линии в организацию, а при междугородных перевозках - для выполнения работ в пункте оборота или в пути (в месте стоянки) перед началом и после окончания смены;
время проведения медицинского осмотра водителя перед выездом на линию и после возвращения с линии;
время стоянки в пунктах погрузки и разгрузки грузов, в местах посадки и высадки пассажиров, в местах использования специальных автомобилей;
время простоев не по вине водителя;
время проведения работ по устранению возникших в течение работы на линии эксплуатационных неисправностей обслуживаемого автомобиля, не требующих разборки механизмов, а также выполнения регулировочных работ в полевых условиях при отсутствии технической помощи;
время охраны груза и автомобиля во время стоянки на конечных и промежуточных пунктах при осуществлении междугородных перевозок в случае, если такие обязанности предусмотрены трудовым договором (контрактом), заключенным с водителем;
время присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем при направлении в рейс двух водителей;
время в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Все приведенные выше периоды подробно разъяснены в Положении, они включаются в рабочее время водителей, а потому подлежат оплате в порядке и условиях, установленных принятой в организации системой заработной платы.
Отдельные периоды времени включаются в рабочее время в порядке, установленном заданием на движение и стоянку (время перерывов для отдыха), или же по специальному распоряжению работодателя (состав и продолжительность подготовительно-заключительных работ, время охраны груза и автомобиля, время присутствия на рабочем месте, когда водитель не управляет автомобилем). При этом специальное распоряжение работодателя принимается с учетом мнения профсоюзного или иного представительного органа работников, и может быть зафиксировано в Правилах внутреннего трудового распорядка, коллективном договоре или ином другом локальном нормативном акте организации.
Пример 1. Согласно Правилам внутреннего трудового распорядка в организации установлена пятидневная рабочая неделя с ежедневной продолжительностью рабочего времени, определяемой путем деления установленной продолжительности рабочего времени для каждой из категорий работников (40-часовая, 36-часовая рабочие недели и т.п.) на количество рабочих дней недели (5 дней).
Сотрудники из числа водителей выполняют работу в течение ежедневной работы продолжительностью 8 часов (40 часов в неделю / 5 рабочих дней недели). Кроме того, ежедневно работнику предоставляется перерыв для отдыха и питания продолжительностью 1 час. Время начала работы - 8 часов утра, окончания работы - 17 часов вечера.
В ежедневную работу указанной продолжительности должны включаться:
непосредственно время управления транспортным средством;
время специального перерыва при междугородных перевозках для отдыха от управления автомобилем в пути продолжительностью не менее 15 минут после первых трех часов непрерывного управления, и такой же продолжительности в дальнейшем не более чем через каждые 2 часа (за исключением случаев, когда время специального перерыва приходится на время перерыва для отдыха и питания);
продолжительность подготовительно-заключительного времени - согласно распоряжению работодателя для указанных работ предоставляется 15 минут в начале смены и 15 минут в конце смены;
продолжительность времени проведения медицинского осмотра водителя - согласно распоряжению работодателя для прохождения осмотра каждому из водителей предоставляется время в течение до 30 минут с подтверждением времени врачом организации;
время стоянки в пунктах погрузки и разгрузки, в местах посадки и высадки пассажиров;
время простоев не по вине водителя;
время проведения работ по устранению возникших в течение работы на линии эксплуатационных неисправностей обслуживаемого автомобиля, не требующих разборки механизмов, а также выполнения регулировочных работ в полевых условиях при отсутствии технической помощи;
время охраны груза и автомобиля - согласно распоряжению работодателя 30 процентов указанного времени засчитывается в рабочее время одного из водителей, направленному в рейс;
время присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем при направлении в рейс двух водителей - согласно распоряжению работодателя 50 процентов указанного времени засчитывается каждому из водителей.
Фактическая продолжительность каждого из указанных видов рабочего времени определяется согласно оформляемым путевым листам.
Ежедневно в организации на основании указанных листов и данных спидометра осуществляется проверка использования каждым из водителей своего рабочего времени. Оправданная переработка рабочего времени оплачивается в порядке сверхурочной работы, а недоработки в отдельные из дней оплате не подлежат.
Например, исходя из оформленного в установленном порядке путевого листа за один из рабочих дней водитель фактически управлял автомобилем 5 часов 30 минут (что в основном соответствует пробегу автомобиля и средней скорости движения в местности, где осуществлялись перевозки). Кроме того, по утверждению водителя 40 минут приходится на погрузку и разгрузку автомобиля, что подтверждается росписями организации-заказчика на путевом листе, а 50 минут водитель простаивал на территории организации без загрузки автомобиля, что следует признать простоем не по его вине.
30 минут приходится на погрузочно-разгрузочные работы, а 25 минут - на прохождение медосмотра, что подтверждено росписями в путевом листе врача организации.
Всего в рабочее время водителя включается 7 час. 55 мин. (5 час. 30 мин. + 40 мин. + 50 мин. + 30 мин. + 25 мин.) или 8 час.
Если водителям устанавливается режим суммированного учета рабочего времени, особо регулируется (ограничивается) продолжительность смены и учетного периода. В общем случае продолжительность смены при указанном режиме работы не должна превышать 10 часов, а продолжительность учетного периода (в течение которого должна быть соблюдена установленная действующим законодательством продолжительность рабочего времени) - один месяц.
На перевозках пассажиров в курортной местности в летне-осенний период и на других перевозках, связанных с обслуживанием сезонных работ, учетный период может устанавливаться продолжительностью до 6 месяцев.
Продолжительность смены при суммированном учете рабочего времени может быть увеличена до 12 часов:
при осуществлении междугородной перевозки для обеспечения возврата до места отдыха (пункт 10 Положения);
в отношении водителей, работающих на регулярных городских и пригородных автобусных маршрутах (по согласованию с представительным органом работников);
в отношении водителей, осуществляющих перевозки для учреждений здравоохранения, организаций коммунальных служб, телеграфной, телефонной и почтовой связи, аварийных служб, технологические (внутриобъектные, внутризаводские и внутрикарьерные) перевозки без выхода на автомобильные дороги общего пользования, улицы городов и других населенных пунктов, перевозки на служебных легковых автомобилях при обслуживании органов государственной власти и органов местного самоуправления, руководителей организаций.
В отличии от работников с ежедневным учетом рабочего времени, количество сверхурочно отработанных часов для лиц с суммированным учетом рабочего времени определяется по итогам учетного периода (см. статью 99 ТК РФ).
Оплата сверхурочных часов осуществляется на условиях статьи 152 ТК РФ. Для лиц с ежедневным учетом рабочего времени сверхурочная работа оплачивается за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, а за последующие часы - не менее чем в двойном размере.
При суммированном учете рабочего времени в полуторном размере оплачивается количество часов, определяемых с учетом количества рабочих дней по графику пятидневной рабочей недели, приходящихся на учетный период.
Конкретные размеры оплаты за сверхурочную работу определяются коллективным или же непосредственно трудовым договором. По желанию работника сверхурочная работа вместо повышенной оплаты может компенсироваться предоставлением дополнительного времени отдыха.
Пример 2. В отношении одной категории работников из числа водителей организации установлен ежедневный учет рабочего времени, в отношении другой - суммированный учет рабочего времени с учетным периодом в один календарный месяц.
Водитель Петров В.Н. (ежедневный учет) в текущем месяце отработал все рабочие дни (20 дней по графику пятидневной рабочей недели). При этом в один из дней сверхурочно отработаны 2 часа, а в другой из дней - 3 часа.
Водитель Сидоров С.Р. (суммированный учет) в том же месяце отработал 210 часов при норме рабочего времени за месяц в 160 часов.
Тарифная ставка обоих сотрудников составляет 5000 руб. в месяц. Сверхурочные часы оплачиваются в следующих размерах: первые два часа - в полуторном, остальные - двойном размере.
Сумма заработной платы за месяц составит:
1. Петров В.Н. - 5250 руб., в том числе:
тарифная ставка - 5000 руб.;
оплата за сверхурочную работу - 250 руб. ((5000 руб. / 160 час. х 4 час. х 1,5) + (5000 руб. / 160 час. х 1 час. х 2)), где 4 час. - количество сверхурочных часов, подлежащих оплате в полуторном размере (первые 2 часа работы в один из дней и первые два часа в другой день), 1 час. - количество сверхурочных часов, подлежащих оплате в двойном размере (количество часов, превышающие первые два часа во второй из дней сверхурочных работ);
2. Сидоров С.Р. - 7500 руб. , в том числе:
тарифная ставка - 5000 руб.;
оплата за сверхурочную работу - 2500 руб. (в полуторном размере подлежит оплате 40 часов (20 рабочих дней в месяце х первые 2 часа сверхурочной работы в каждый из них) - 1875 руб. (5000 руб. / 160 час. х 40 час. х 1,5); в двойном размере оплачивается оставшееся количество сверхурочных часов - 10 час. (210 час. - 160 час. - 40 час.), а сумма оплаты труда составит 625 руб. (5000 руб. / 160 час. х 10 час. х 2).
Кроме приведенных пределов ежедневной работы устанавливаются также ограничения на продолжительность времени управления автомобилем за одну смену (пункты 16-18 Положения).
В общем случае время управления автомобилем в течение периода ежедневной работы (смены) не может превышать 9 часов, а в условиях горной местности при перевозке пассажиров автобусами габаритной длиной свыше 9,5 метров и при перевозке тяжеловесных, длинномерных и крупногабаритных грузов - не более 8 часов.
При суммированном учете рабочего времени время управления автомобилем в течение периода ежедневной работы (смены) может быть увеличено до 10 часов, но не более двух раз в неделю. При этом суммарная продолжительность управления автомобилем за две недели подряд не может превышать 90 часов.
При суммированном учете рабочего времени для водителей автобусов, работающих на регулярных городских и пригородных пассажирских маршрутах, суммарная продолжительность времени управления автомобилем за две недели подряд с учетом времени управления автомобилем в период работы сверх нормальной продолжительности рабочего времени (сверхурочной работы) не может превышать 90 часов.
Среди отличий нового Положения можно отметить следующие.
Согласно пункту 11 нового Положения при суммированном учете рабочего времени водителям, работающим на регулярных городских и пригородных автобусных маршрутах, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена работодателем до 12 часов по согласованию с представительным органом работников.
Режим ненормированного рабочего дня в отношении отдельных категорий работников из числа водителей (пункт 14 Положения) устанавливается работодателем с учетом мнения представительного органа работников организации, а не по согласованию с ним, как это предусматривалось ранее.
Новое Положение дополнено нормой, согласно которой при суммированном учете рабочего времени для водителей автобусов, работающих на регулярных городских и пригородных пассажирских маршрутах, может вводиться суммированный учет времени управления автомобилем. При этом суммарная продолжительность времени управления автомобилем за две недели подряд с учетом времени управления автомобилем в период работы сверх нормальной продолжительности рабочего времени (сверхурочной работы) не может превышать 90 часов.
Опять же, состав и продолжительность подготовительно-заключительных работ, включаемых в подготовительно-заключительное время и продолжительность времени проведения медицинского осмотра водителя устанавливаются работодателем с учетом мнения (а не по согласованию) представительного органа работников организации.
Время охраны груза и автомобиля засчитывается водителю в рабочее время в размере не менее 30 процентов, ранее - не менее 1/3, то есть не менее 33,3 процентов.
Если перевозка на одном автомобиле осуществляется двумя водителями, время на охрану груза и автомобиля засчитывается в рабочее время только одному водителю. Ранее действовавшим Положением предусматривалась возможность по соглашению между работодателем и водителем применять иной порядок учета времени стоянки с одновременной охраной груза и автомобиля.
Согласно пункту 25 нового Положения при суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха должна быть не менее 12 часов. В ранее действовавшем Положении данной нормы не имелось.
При применении Положения следует также учитывать нормы статьи 329 ТК РФ, согласно которой работникам, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств, не разрешается работа за пределами установленной для них продолжительности рабочего времени по профессии или должности, а также работа с вредными и (или) опасными условиями труда.
В связи с этим, особое внимание работодателям и их уполномоченным лицам следует обратить на следующее.
Для водителей, работающих по календарю пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями, нормальная продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать 8 часов, а для работающих по календарю шестидневной рабочей недели с одним выходным днем - 7 часов.
В тех случаях, когда по условиям производства (работы) не может быть соблюдена установленная нормальная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, водителям устанавливается суммированный учет рабочего времени с продолжительностью учетного периода один месяц. Как видим, иной учетный период (квартал, год и т.п.) в отношении водителей применяться не может. И только на перевозках пассажиров в курортной местности в летне-осенний период и на других перевозках, связанных с обслуживанием сезонных работ, учетный период может устанавливаться продолжительностью до 6 месяцев.
При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена до 10 часов, а в особо установленных случаях (пункты 10-12 Положения) - до 12 часов, а именно, при осуществлении междугородней перевозки; при работе на регулярных городских и пригородных автобусных маршрутах, а также при осуществлении перевозок для учреждений здравоохранения, организаций коммунальных служб, технологических перевозок без выхода на автомобильные дороги общего пользования, при перевозках на служебных легковых автомобилях при обслуживании органов государственной власти и органов местного самоуправления, руководителей организаций.
Если продолжительность смены планируется свыше 12 часов, в рейс должны быть направлены два сотрудника организации. При этом конкретная продолжительность времени присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем при направлении в рейс двух водителей, засчитываемого в рабочее время, устанавливается работодателем с учетом мнения представительного органа работников организации.
В отношении такой категории работников, как водители автобусов, работающие на регулярных городских, пригородных и междугородных автобусных маршрутах, может применяться режим разделенного на части рабочего дня. При таком режиме перерыв между частями рабочего дня устанавливается не позже чем через 4 часа после начала работы. Само время перерыва между частями смены не включается в рабочее время, а потому и не оплачивается.
Как правило, введение режима разделенного рабочего дня сопровождается установлением работнику доплаты за работу по указанному режиму в пределах до 30 процентов тарифной ставки (оклада).
А.И. Петров
"Консультант бухгалтера", N 2, февраль 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Консультант бухгалтера"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N ФС77-24863 от 30.06.2006 г.
Издается с сентября 1993 г.
Адрес редакции: 107014, г. Москва, а/я 112
Телефоны редакции: (495) 963-19-26
Адрес электронной почты - zakaz@dis.ru
Адрес в Интернете - www.dis.ru