"Эффективное взаимодействие инвестора и бизнеса"
(интервью с С. Пименовым, партнером консультационного агентства
"Эккона")
Российский бизнес вошел в новую фазу зрелости. В последнее время резко повысился интерес к взаимоотношениям инвесторов и бизнеса. О том, насколько обоюдно выгодно их сотрудничество, рассуждает Сергей Пименов, партнер консультационного агентства "Эккона".
- Сергей Валерьевич, каковы, на Ваш взгляд, основные проблемы российского инвестиционного бизнеса?
- Дело в том, что взаимодействия инвесторов и бизнеса построены на постулатах, составляющих теоретическую основу инвестирования. Однако в реальной жизни не все из них эффективны. В связи с этим необходимо рассмотреть, какие из традиционных механизмов действуют на практике. Например, существует предположение, что, вложив средства, инвестор озабочен увеличением только своего капитала. На самом деле это не всегда так. В то же время принято считать, что вкладчик четко разделяет частную и деловую жизнь. То есть он расщепляет свою собственность и текущие поступления на две части: личные финансы и бизнес-доходы.
- А в реальности это предположение верно?
- В нашей российской практике только в последние два-три года возникла ситуация, в которой инвесторы разделяют свои финансы на личные и корпоративные. На протяжении первых десяти лет рыночной жизни инвесторы почти не разграничивали свои личные проблемы и трудности бизнеса.
- А есть ли теоретические тезисы, которые на практике трудно выполнимы?
- Традиционно считается очевидным, что статика и динамика финансово-экономического состояния бизнеса являются полностью прозрачными для владельцев и топ-менеджеров. При этом речь идет не об информационной закрытости (кто-то прячет информацию) или открытости, а о том, что внятная информация отсутствует.
- Извините, но сложно поверить. Неужели владельцы и топ-менеджеры не располагают точными данными о своем бизнесе?!
- Тем не менее часто это так. Бизнес должен быть описан на том же языке, на котором изложен любой инвестиционный проект в рамках технико-экономического обоснования. Лицам, принимающим решения, должно быть ясно, какие факторы важны, а какие не очень; какова интенсивность влияния того или иного фактора. Также следует принимать во внимание, как влияет на финансово-экономическое состояние реализация того или иного содержательного бизнес-сценария.
- В чем же проблема для инвестора?
- По моим наблюдениям во многих российских компаниях (может быть, и в большинстве) внедрение финансового планирования и отчетности лишь формально. Все сводится только к заполнению "правильных" форм. Получается, что пока ситуация трагикомичная. С одной стороны, руководство компаний не располагает конструктивной информацией о статике и динамике финансово-экономического состояния бизнеса, которыми они руководят (как владельцы, так и топ-менеджеры). С другой при определении, например, величины возможных дивидендов происходит столкновение интересов двух сторон. Одна из них не желает идти на уступки и диктует жесткие правила, другая отчаянно сопротивляется. Результатом является "оптимальная" дивидендная политика по-русски.
- Эти проблемы связаны с молодостью российского бизнеса?
- Да. Надеюсь, что скоро мы эти болезни преодолеем. Тем не менее они абсолютно реальны, и мы живем с ними более десяти лет. Пока их нельзя игнорировать.
- А есть ли трудности, которые в ближайшее время будет крайне трудно преодолеть?
- К сожалению, существуют и "вечные" проблемы. Все учебники и большинство книг базируются на предположении, что можно четко определить как плановый, так и фактический финансовый результат функционирования бизнеса. В реальной жизни все существенно сложнее.
Как известно, теоретически финансовый результат - это разница между объемом продаж за некоторый период и необходимой для него суммой явных и неявных текущих затрат. На практике мы часто сталкиваемся с тем, что четко определить величину всех трех факторов невозможно. Например, иногда неясно, чему равна реальная выручка. Или бывает затруднительно достоверно "привязать" явные затраты к выручке. А с неявными затратами вообще происходят просто чудеса.
В первом приближении можно выделить два вида проблемных бизнесов. Это компании с проектной структурой и предприятия, для которых затруднена достоверная оценка величины амортизации.
- Что такое компания с проектной структурой?
- Компании с проектной структурой, как правило, одновременно выполняют ограниченное количество крупных контрактов. То есть реализуют проекты, неравномерно "разбросанные" по оси времени. Длительность жизненного периода каждого контракта (проекта) существенно превышает длительность планового (отчетного) периода. Как правило, это предприятия, связанные с судостроением, энергомашиностроением и тяжелым машиностроением, авиационной промышленностью и др. Таким образом, речь идет об обширном кластере бизнесов.
- И в чем проблема?
- Традиционные для многих организаций инструменты не подходят для предприятий с проектной структурой. Следует очень внимательно отнестись к следующим моментам.
Первый: бизнес, которым занимается подобная компания, является "вечным". Это позволяет игнорировать условие длительности жизни предприятия.
Следующий момент: продолжительность хозяйственного цикла отдельной единицы продукции (услуги) сопоставима с продолжительностью расчетного периода (отчетного или планового). Это дает возможность определять прибыль ежемесячно.
И наконец: общее количество единиц продукции, производимой и реализуемой в течение расчетного периода, достаточно велико для того, чтобы можно было пренебречь судьбой отдельной единицы продукции.
- Можно привести пример?
- Несколько лет назад пресса описывала скандал. Руководитель Комитета по экономической политике Санкт-Петербурга был вызван в Москву с отчетом о работе промышленности. Ситуация происходила в мае. В отчете фигурировал крайне скромный (чуть больше нуля) темп прироста на четыре месяца. В ответ на упреки в неэффективной работе руководитель бодро ответил: "Ничего страшного. В мае Балтийский завод сдаст крейсер "Петр Великий" (который строился несколько лет), и темп прироста составит за пять месяцев более 10 процентов". Сдача крейсера действительно вызвала неправдоподобно резкие скачки в целом по промышленности города. Представляете, как выглядела отчетность Балтийского завода? А теперь встаньте на место потенциального инвестора...
- Действительно, интересная ситуация... А какие сложности с амортизацией?
- Основным видом неявных издержек являются амортизационные отчисления. В российских компаниях отсутствует культура управленческой амортизационной политики. Однако среди владельцев и топ-менеджеров к настоящему моменту уже сложилось четкое понимание сущности и необходимости реальной амортизационной политики.
В то же время еще существуют бизнесы, для которых достаточно сложно расщепить финансовый доход на амортизацию и чистый финансовый результат. Речь идет о предприятиях с низким соотношением годовой выручки и инвестиций, необходимых для создания производственных мощностей. То есть о тех организациях, основной капитал которых имеет длительный срок использования.
- Для какой деятельности это характерно?
- Коммерческая эксплуатация недвижимости, автоперевозки, перевозки судами, объекты транспортной инфраструктуры (прежде всего порты). Для всех этих организаций величина чистого финансового результата очень чувствительна к продолжительности амортизационного периода и к величине будущих инвестиционных затрат на поддержание производственных возможностей. В зависимости от сделанных предположений амортизация варьируется в широких пределах. Соответственно и чистый финансовый результат, подлежащий распределению, также оказывается трудноуловимой величиной.
- Можно пояснить на примере?
- Я впервые столкнулся с этой проблемой в 1993 году. Мы готовили предварительное ТЭО нефтеналивного порта в Приморске. В ценах того периода стоимостная структура проекта выглядела очень живописно. Цена перевалки одной тонны нефти составляла 9 долларов США. А удельные текущие затраты составляли всего лишь 2 доллара. Все остальное - доход, который надо расщепить на амортизацию и прибыль. Как вы понимаете, эти величины можно поделить в самых разнообразных пропорциях. "На радость" инвесторам...
- Может ли инвестиционная компания более или менее точно определить эффект своих вложений?
- На практике достоверно оценить экономическую эффективность инвестиций почти невозможно. Удельный вес проектов, по которым можно четко определить результативность, не очень велик. Поэтому в реальности крайне редко используют сложные модельные построения. Ведь, разрабатывая их, лучше оперировать только однородными величинами. Но именно с однородностью возникают большие проблемы. Как правило, для оценки каждого проекта приходится придумывать индивидуальную методику.
- Сергей Валерьевич, давайте подведем итог нашей беседы. На что, прежде всего, стоит обратить внимание?
- Я рекомендую крайне осторожно относиться к советам, содержащимся в учебниках по финансовому менеджменту. Ведь в них отражена только теоретическая сторона вопроса. Платой за ошибки могут быть острейшие конфликты между бизнесом и инвесторами. А их взаимоотношения, к сожалению, пока далеки от идеальных.
Беседовала О. Харитонова,
эксперт "Консультанта"
"Консультант", N 5, март 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Консультант"
ООО "Международное агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации: ПИ N ФС77-31559 от 04.04.08.