Комментарий к письму Минфина РФ от 22 марта 2005 г. N 03-05-02-04/53
"Об уплате взносов в ПФР организациями, совмещающими
разные системы налогообложения"
Взносы на обязательное пенсионное страхование платят все организации независимо от применяемых ими систем налогообложения. А вот от ЕСН освобождены фирмы, применяющие упрощенную систему налогообложения, а также перешедшие на единый налог на вмененный доход.
Предприятие, направившее запрос в Минфин России, осуществляет несколько видов деятельности. Один из них подпадает под общий режим налогообложения, а другой - под ЕНВД.
В случае ведения бизнеса, как подлежащего обложению ЕНВД, так и налогообложению в общем порядке, налогоплательщик должен обеспечить раздельный учет имущества, обязательств и хозяйственных операций. Ну а как быть с зарплатой работников, занятых и в той, и другой деятельности одновременно? На этот вопрос Минфин России отвечал неоднократно. Например, в своем недавнем письме от 01.12.2004 N 03-06-05-04/63*(1). Делить зарплату нужно пропорционально вмененному доходу в общем объеме выручки.
В комментируемом письме сотрудники финансового ведомства ответили на вопрос, касающийся применения регрессии. Налогооблагаемая база для расчета взносов на обязательное пенсионное страхование и ЕСН - одинаковая. Организация уменьшает сумму ЕСН, подлежащую уплате в федеральный бюджет, на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Предприятие, обратившееся за разъяснениями в Минфин России, рассчитало ЕСН по полной ставке, а страховые взносы на обязательное пенсионное страхование - с учетом регрессивной шкалы.
Тем самым сумма налогового вычета, на который налогоплательщик должен уменьшить сумму ЕСН, оказалась меньше суммы ЕСН, подлежащей уплате в федеральный бюджет. Если бы предприятие вправе было применить регрессивную шкалу и по ЕСН, то сумма налогового вычета по взносам на обязательное пенсионное страхование равнялась бы сумме ЕСН, причитающейся к уплате в федеральный бюджет. И окончательная сумма единого социального налога к уплате была бы меньше.
После применения предприятием налогового вычета сумма ЕСН, подлежащая уплате в федеральный бюджет, оказалась больше примененного налогового вычета. Минфин же считает, что это не являлось завышением суммы ЕСН.
В своем разъяснении по данной ситуации Минфин России ссылается на пункт 3 статьи 22 Закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ, не действующий с 1 января 2005 года. Данный пункт исключен в связи с отменой с 1 января 2005 года обязанности ежемесячно производить расчет условия на право применения регрессивных ставок налога и тарифов страховых взносов (п. 2 ст. 241 НК РФ). Но в 2004 году требование производить расчет условий на право применения регрессивных ставок существовало.
Ввиду того, что база для уплаты взносов на обязательное пенсионное страхование и ЕСН одинакова, и регрессивные шкалы ставок также идентичны, то в связи с внесенными изменениями в Налоговый кодекс данный вопрос, возможно, будет не актуален уже в 2005 году.
А.В. Комаров,
директор-аудитор, к.э.н.
"Нормативные акты для бухгалтера", N 8, апрель 2005 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Документ опубликован в "НА" N 2, 2005.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Нормативные акты для бухгалтера"
ООО "Агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС 77-27066 выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия 26 января 2007 года.