О комиссии по товарным биржам при федеральной службе
по финансовым рынкам
Товарная биржа
Товарная биржа является важнейшим элементом рыночной экономики. В соответствии с одним из определений товарная биржа - это организация с правами юридического лица, формирующая оптовый рынок путем организации и регулирования биржевой торговли, осуществляемой в форме гласных публичных торгов, проводимых в заранее определенном месте и в определенное время по установленным ею правилам.
Товарная биржа обеспечивает оптовую торговлю различными видами товаров, т.е. возможность заключения торговых сделок между оптовыми продавцами (предприятиями, фирмами) и покупателями. При этом на товарных биржах, как правило, происходит купля и продажа не товаров, а контрактов на их поставку. Контракты продаются на стандартизируемые виды товаров, которые могут быть проданы крупными партиями по образцам или техническому описанию.
Как правило, сделки на бирже носят фьючерсный характер. Поэтому одной из основных функций товарной биржи является предоставление частным лицам и компаниям, рискующим понести убытки вследствие неблагоприятного колебания цен на товары и финансовые активы, возможности избежать или уменьшить этот риск. Биржи делают перенос риска с тех, кто желает его избежать (хеджеры), на тех, кто согласен его принять на себя (спекулянты). Перенос риска в условиях нестабильной экономики играет стабилизирующую роль в деятельности предприятий. Применительно к российским условиям в состав основных функций товарной биржи должны входить разработка стандартов на реализуемую через биржу продукцию, а также пакета типовых контрактов по сделкам купли-продажи, котирование цен, урегулирование возникающих споров и информационная деятельность.
Товарной бирже присущи открытость, гласность, информативность. Все сделки регистрируются, о ценах информируются все участники биржи. Все это позволяет определить реальное соотношение между спросом и предложением на те или иные виды товаров и сформировать справедливые (базисные) рыночные цены, а также обеспечить непрерывное их движение в зависимости от изменения ситуации на товарных рынках и в экономике в целом. Уровень цен на товары, установленный на товарной бирже, обусловливает динамику цен по сделкам, совершаемым в отношении той же продукции, вне бирж.
Таким образом, в рыночной экономике товарная биржа выполняет следующий круг основных задач: предоставление места для торговли (централизация места, где может происходить оптовая торговля товарами); установление равновесной биржевой цены; обеспечение гласности и открытости биржевых торгов; обеспечение арбитража (механизма для беспрепятственного разрешения споров между контрагентами); обеспечение гарантий исполнения сделок, заключаемых в биржевом зале; разработка этических стандартов, кодекса поведения участников биржевой торговли. Роль товарных бирж в рыночной экономике определяет необходимость законодательного регулирования их деятельности со стороны государства.
В настоящее время деятельность российских товарных бирж регулируется Законом РФ от 20 февраля 1992 г. N 2383-1 (в ред. Федерального закона от 29 июня 2004 г.) "О товарных биржах и биржевой торговле". Этот нормативный правовой акт направлен на урегулирование отношений по созданию и деятельности товарных бирж (их филиалов и других обособленных подразделений), биржевой торговли и обеспечение правовых гарантий для деятельности на товарных биржах.
Полномочия Комиссии по товарным биржам
В статье 33 данного Закона установлено, что контроль за деятельностью товарных бирж осуществляет Комиссия по товарным биржам, создаваемая при федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем функции по контролю и надзору за деятельностью товарных бирж. При этом Положение о Комиссии по товарным биржам и ее состав утверждаются в порядке, установленном для межведомственных координационных и совещательных органов, образуемых федеральными органами исполнительной власти. В состав Комиссии по товарным биржам должны включаться представители государственных органов, деятельность которых связана с регулированием товарных рынков, представители биржевых союзов, ассоциаций и иных общественных объединений предпринимателей, а также эксперты.
В этой связи необходимо отметить, что в соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" в настоящее время полномочия по контролю за деятельностью товарных бирж переданы ФСФР России - новому регулятору российского финансового рынка. При этом в соответствии с постановлением Правительства РФ от 9 апреля 2004 г. N 206 "Вопросы Федеральной службы по финансовым рынкам" до внесения изменений в законодательство Российской Федерации, предусматривающих передачу функций Комиссии по товарным биржам ФСФР России, именно ФСФР России осуществляет функции и полномочия по руководству и обеспечению работы Комиссии*(1).
Ранее, до появления последней редакции Закона о товарных биржах и биржевой торговле, Комиссия по товарным биржам действовала при антимонопольном ведомстве. Положение о Комиссии по товарным биржам и ее структура утверждались Правительством РФ. Председатель Комиссии по товарным биржам утверждался Правительством РФ сроком на пять лет по представлению Государственного комитета РФ по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур. В состав Комиссии по товарным биржам включались представители государственных органов, деятельность которых была связана с регулированием товарных рынков, представители биржевых союзов, ассоциаций и иных общественных объединений предпринимателей, а также эксперты.
В то же время контроль за товарными биржами всегда был одним из приоритетов регулятора фондового рынка. За право курирования этого сектора в свое время, хотя и безуспешно, боролась ныне ликвидированная Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг, ранее регулирующая рынок ценных бумаг. Однако, несмотря ни на что, регулированием деятельности товарных бирж продолжала заниматься Комиссия по товарным биржам при МАП России. И только Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 полномочия по контролю за деятельностью товарных бирж были переданы ФСФР России - новому регулятору российских финансовых рынков, созданному на месте ФКЦБ России.
В конце декабря 2004 г. вступил в силу межведомственный нормативный правовой акт, принятый несколькими государственными органами, деятельность которых связана с регулированием товарных рынков,- приказ ФСФР России N 04-601/пз-н, Минэкономразвития России N 293, Минсельхоза России N 507, ФАС России N 149 от 2 декабря 2004 г. (далее - приказ). Этим Приказом была создана Комиссия по товарным биржам при ФСФР России, а также утверждено Положение о Комиссии при ФСФР России, определяющее ее функции и права, организационные основы деятельности и персональный состав членов.
В соответствии с Положением на Комиссию при ФСФР России возложено выполнение следующего набора функций:
выдача лицензий на организацию биржевой торговли;
осуществление или контроль лицензирования биржевых посредников, биржевых брокеров;
контроль за соблюдением законодательства о биржах;
организация изучения деятельности и развития бирж;
разработка методических рекомендаций по подготовке биржевых документов;
организация рассмотрения в Комиссии при ФСФР России жалоб участников биржевой торговли на злоупотребления и нарушение законодательства в биржевой торговле;
разработка и представление в Правительство РФ предложений по совершенствованию законодательства о товарных биржах.
При этом в соответствии с Положением Комиссия при ФСФР России вправе:
отказать бирже в выдаче лицензии на организацию биржевой торговли в случае несоответствия ее учредительных документов и правил биржевой торговли требованиям, установленным п. 2 ст. 12 Закона 2383-1, а также отложить выдачу этой лицензии при нарушении Положения о лицензировании товарных бирж;
аннулировать выданную бирже лицензию или приостановить ее действие, если биржа нарушает законодательство;
направить бирже обязательное для исполнения предписание об отмене или изменении положений учредительных документов, правил биржевой торговли, решений общего собрания членов биржи и других органов управления биржей или прекращении деятельности, которая противоречит законодательству;
направить биржевому посреднику обязательное для исполнения предписание о прекращении деятельности, которая противоречит законодательству;
применять к бирже или биржевому посреднику соответствующие санкции в случае нарушения ими законодательства, неисполнения или несвоевременного исполнения предписаний Комиссии при ФСФР России;
назначать государственного комиссара на биржу;
организовывать по согласованию с органами финансового контроля Российской Федерации аудиторские проверки деятельности бирж и биржевых посредников;
требовать от бирж, расчетных учреждений (клиринговых центров) и биржевых посредников представления учетной документации;
направлять в суд или арбитражный суд материалы для применения предусмотренных законом санкций к биржам и их членам, нарушившим законодательство, а в случае обнаружения признаков преступления передавать материалы в соответствующие правоохранительные органы.
В соответствии с Положением в состав Комиссии при ФСФР России включаются представители федеральных органов исполнительной власти, биржевых союзов, ассоциаций и иных общественных объединений предпринимателей, а также эксперты. В настоящее время в состав Комиссии при ФСФР России входят 15 человек, в том числе: 7 представителей ФСФР России (три заместителя руководителя ФСФР России, начальник юридического управления ФСФР России, главный специалист отдела товарных бирж Управления регулирования деятельности профессиональных участников и инфраструктурных организаций на финансовом рынке ФСФР России, начальник Управления регулирования деятельности профессиональных участников и инфраструктурных организаций на финансовом рынке ФСФР России и его заместитель); представитель Ассоциации "Московская биржа цветных металлов" (президент); представитель Российского зернового союза (президент); представитель Федеральной антимонопольной службы (заместитель руководителя); представитель ОАО "Центральная Российская универсальная биржа" (заместитель главного управляющего); представитель ЗАО "Европейско-азиатская биржа" (генеральный директор); представитель Департамента корпоративного управления Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации (директор); представитель Российского биржевого союза (президент); представитель отдела регулирования продовольственного рынка Департамента экономических программ и анализа Министерства сельского хозяйства Российской Федерации (начальник).
Положением установлено, что председателем Комиссии при ФСФР России является руководитель ФСФР России или его заместитель, который может иметь двух заместителей. В настоящее время председатель Комиссии при ФСФР России - один из заместителей руководителя ФСФР России, являющийся ее членом, а два других заместителя руководителя ФСФР России, также члены Комиссии, являются его заместителями.
Председатель наделен следующими полномочиями:
организует деятельность Комиссии при ФСФР России;
распределяет обязанности между своими заместителями;
созывает по мере необходимости заседания Комиссии;
председательствует на заседаниях Комиссии;
представляет в Правительство РФ доклад о годовых итогах деятельности Комиссии;
создает при необходимости рабочие группы из числа членов Комиссии, работников ФСФР России и экспертов по проблемам, входящим в компетенцию Комиссии.
Члены Комиссии при ФСФР России обязаны хранить коммерческую тайну, ставшую известной при осуществлении контроля за деятельностью бирж и участников биржевой торговли. Решения Комиссии при ФСФР России являются правомочными, если на заседании присутствует более половины ее членов. Решения Комиссии принимаются путем открытого голосования простым большинством голосов присутствующих на заседании членов Комиссии. В случае равенства голосов решающим является голос председателя Комиссии. Не допускается передача членом Комиссии при ФСФР России права голосования другому лицу. Решения Комиссии оформляются протоколами, которые подписываются председателем или заместителем председателя, председательствующим на заседании по его поручению. Организационно-техническое обеспечение деятельности Комиссии осуществляется ФСФР России.
* * *
В целом участники рынка позитивно восприняли создание Комиссии при ФСФР России. Предприниматели уверены, что она будет способствовать развитию биржевого товарного движения в России и принятию адекватных законодательных актов, чего так не хватало ранее этому важнейшему сектору российской экономики.
Д.А. Вавулин,
начальник отдела по работе с регионами
Орловского регионального отделения ФКЦБ в составе ФСФР России,
кандидат экономических наук, доцент кафедры "Государственное
управление и финансы" Института бизнеса и права ОрелГТУ,
специалист по корпоративному управлению
"Право и экономика", N 4, апрель 2005 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) ФСФР России в целях реализации положений Указа Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 разработала и согласовала концепцию и проект технического задания законопроекта о внесении изменений в Закон "О товарных биржах и биржевой торговле", предусматривающих передачу функций Комиссии при ФСФР России непосредственно самой ФСФР России. Текст законопроекта в настоящее время находится на согласовании с заинтересованными ведомствами.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
О комиссии по товарным биржам при федеральной службе по финансовым рынкам
Автор
Д.А. Вавулин - начальник отдела по работе с регионами Орловского регионального отделения ФКЦБ в составе ФСФР России, кандидат экономических наук, доцент кафедры "Государственное управление и финансы" Института бизнеса и права ОрелГТУ, специалист по корпоративному управлению
Родился 5 декабря 1972 г. в г. Орле. В 1995 г. окончил экономический факультет ОрелГТУ.
"Право и экономика", 2005, N 4