О налоге на прибыль
Налогообложение общественной организации инвалидов
В соответствии с подпунктом 39 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, у налогоплательщиков - общественных организаций инвалидов относятся расходы в виде средств, направленных на осуществление их деятельности и на цели, указанные в подпункте 38 п. 1 этой же статьи Кодекса.
Следовательно, общественная организация инвалидов может учитывать расходы в виде оплаты труда персонала общественной организации инвалидов, стоимости услуг связи и Интернета, транспортных услуг и услуг типографии, вознаграждения привлеченным экспертам и другие расходы, связанные с уставной деятельностью организации, в составе прочих расходов, независимо от выполнения условий, указанных в подпункте 38 п. 1 ст. 264 НК РФ.
При этом необходимо руководствоваться положениями п. 1 ст. 252 НК РФ о том, что расходами признаются затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Поскольку общественная организация инвалидов осуществляет наряду с уставной деятельностью коммерческую деятельность, расходы, связанные с осуществлением ее уставной деятельности, должны производиться за счет целевых поступлений и за счет доходов от реализации товаров (работ, услуг).
Согласно п. 1 ст. 272 НК РФ расходы, которые не могут быть непосредственно отнесены на затраты по конкретному виду деятельности, распределяются пропорционально доле соответствующего дохода в суммарном объеме всех доходов налогоплательщика. При этом в состав доходов включаются целевые поступления, поскольку они отнесены к доходам общественных организаций инвалидов (хотя и не облагаемым налогом на прибыль) статьей 251 НК РФ.
Отражение доходов от реализации недвижимого имущества
в бухгалтерском и налоговом учете
В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99, утвержденным приказом Минфина России от 06.05.1999 N 32н, поступления от продажи основных средств признаются в бухгалтерском учете при наличии следующих условий:
а) организация имеет право на получение этой выручки, вытекающее из конкретного договора или подтвержденное иным соответствующим образом;
б) сумма выручки может быть определена;
в) имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет увеличение экономических выгод организации;
г) право собственности на продукцию (товар) перешло от организации к покупателю или работа принята заказчиком (услуга оказана);
д) расходы, которые произведены или будут произведены в связи с этой операцией, могут быть определены.
При продаже продукции и товаров на условиях коммерческого кредита, предоставляемого в виде отсрочки и рассрочки оплаты, выручка принимается к бухгалтерскому учету в пол ной сумме дебиторской задолженности (п. 6.2 ПБУ 9/99).
Согласно ст. 323 НК РФ прибыль от реализации амортизируемого имущества определяется в налоговом учете на дату реализации имущества и учитывается в отчетном периоде его реализации. В соответствии с п. 1 ст. 39 НК РФ датой реализации имущества признается дата перехода на него права собственности.
Согласно п. 1 ст. 271 НК РФ доходы признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления средств.
В связи с этим доходы от реализации недвижимого имущества, право собственности на которое перешло к покупателю, например, в марте 2004 года, должны учитываться и в бухгалтерском и налоговом учете в марте 2004 года.
Применение льготы по налогу на прибыль для сельскохозяйственных
товаропроизводителей
Согласно ст. 2 Федерального закона от 06.08.2001 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" (далее - Закон N 110-ФЗ) предусмотренный абзацем первым п. 5 ст. 1 Закона РФ от 27.12.1991 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (далее - Закон N 2116-1; утратил силу с 01.01.2002, за исключением отдельных его положений) порядок освобождения от уплаты налога на прибыль предприятий любых организационно-правовых форм по прибыли от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции действует впредь до перевода вышеуказанных предприятий на специальный налоговый режим (систему налогообложения) для сельскохозяйственных товаропроизводителей в соответствии с главой 26.1 НК РФ.
Согласно ст. 2.1 Закона N 110-ФЗ для сельскохозяйственных товаропроизводителей, не перешедших на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), по деятельности, связанной с реализацией произведенной ими сельскохозяйственной продукции, а также с реализацией произведенной и переработанной данными организациями собственной сельскохозяйственной продукции, налоговая ставка по налогу на прибыль устанавливается в следующих размерах:
- в 2004-2005 годах - 0%;
- в 2006-2008 годах - 6%;
- в 2009-2011 годах - 12%;
- в 2012-2014 годах - 18%;
- начиная с 2015 года - в соответствии с п. 1 ст. 284 НК РФ.
Одновременно обращаем внимание читателей журнала на то, что с 1 января 2002 года инструкция от 15.06.2000 N 62 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций", утвержденная приказом МНС России от 15.06.2000 N БГ-3-02/231 (далее - Инструкция N 62) утратила силу (приказ МНС России от 03.07.2002 N БГ-3-02/336).
Поэтому освобождение от налогообложения расчетной прибыли, полученной от реализации продукции, произведенной из сельскохозяйственного сырья, переданного в переработку другой организации на давальческих началах, предусматривавшееся п. 2.9 Инструкции N 62, с 1 января 2002 года не применяется.
В настоящее время на рассмотрении Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации находится проект федерального закона "О внесении изменений в главы 23 и 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты о налогах и сборах".
В ходе его обсуждения будет рассмотрена возможность внесения дополнений в ст. 2.1 Закона N 110-ФЗ, предусматривающих распространение ее положений на организации, осуществляющие переработку собственной сельскохозяйственной продукции на давальческих началах.
Возможность учета стоимости услуг VIP-залов, предоставляемых
командируемым работникам
При решении вопроса об учете стоимости услуг VIP-залов, предоставленных командируемым организацией работникам, при определении налоговой базы по налогу на прибыль необходимо исходить из того, что вышеуказанные услуги не относятся к командировочным расходам, перечень которых приведен в подпункте 12 п. 1 ст. 264 НК РФ.
В связи с этим, а также в соответствии с положениями п. 1 ст. 252 НК РФ о том, что расходы, учитываемые при налогообложении прибыли, должны быть обоснованными, то есть экономически оправданными, стоимость услуг VIP-залов должна покрываться за счет собственных средств организации.
Ю.В. Подпорин,
консультант Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики Минфина России
"Налоговый вестник", N 4, апрель 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговый вестник"
Журнал основан в 1994 г. Государственной налоговой службой РФ
Издатель ИД "Налоговый вестник"
Свидетельство о регистрации N 016790
Редакция: 127473, Москва, 1-й Волконский пер., д. 10, стр. 1