В связи с выполнением договорных обязательств с заказчиком строительно-монтажному управлению приходилось привлекать работников управления в ходе отделочных работ на возведенном объекте к сверхурочной работе, причем сверхурочная работа продолжалась на протяжении двух календарных месяцев по четыре часа в день. Должно ли строительно-монтажное управление уплачивать единый социальный налог с выплат за все часы сверхурочной работы или только за 120 часов, которые предусмотрены ТК РФ?
Согласно ст. 99 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ) сверхурочной работой признается работа, производимая работником по инициативе работодателя за пределами установленной продолжительности рабочего времени, ежедневной работы (смены), а также работа сверх нормального числа рабочих часов за учетный период.
Сверхурочные работы не должны превышать для каждого работника четырех часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год.
В соответствии с п. 1 ст. 236 НК РФ объектом налогообложения для налогоплательщиков, производящих выплаты в пользу физических лиц, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.
Пунктом 3 ст. 236 НК РФ установлено, что указанные в п. 1 данной статьи Кодекса выплаты и вознаграждения (вне зависимости от формы, в которой они производятся) не признаются объектом налогообложения, если у налогоплательщиков-организаций такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде.
Пунктом 3 ст. 255 НК РФ предусмотрено, что к расходам на оплату труда относятся, в частности, начисления стимулирующего и (или) компенсирующего характера, связанные с режимом работы и условиями труда, в том числе надбавки к тарифным ставкам и окладам за работу в ночное время, работу в многосменном режиме, за совмещение профессий, расширение зон обслуживания, за работу в тяжелых, вредных, особо вредных условиях труда, за сверхурочную работу и работу в выходные и праздничные дни, производимые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При определении налоговой базы по налогу на прибыль налогоплательщики учитывают расходы, отвечающие требованиям, предусмотренным п. 1 ст. 252 НК РФ, а именно: расходы должны быть обоснованными, документально подтвержденными и при этом произведенные для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Таким образом, если расходы на оплату труда понесены в связи с осуществлением деятельности, направленной на получение дохода (в том числе и по обслуживающим производствам), то они должны признаваться для целей налогообложения прибыли.
Если документально подтвержденная сверхурочная работа (сверх 120 часов в год) направлена на получение дохода, то ее включение в расходы, уменьшающие налоговую базу при расчете налога на прибыль, не будет противоречить НК РФ и, следовательно, на основании п. 1 ст. 236 настоящего Кодекса будет подлежать включению в налогооблагаемую базу по единому социальному налогу.
Е.В. Дорошенко
1 апреля 2005 г.
"Налоговый вестник", N 4, апрель 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговый вестник"
Журнал основан в 1994 г. Государственной налоговой службой РФ
Издатель ИД "Налоговый вестник"
Свидетельство о регистрации N 016790
Редакция: 127473, Москва, 1-й Волконский пер., д. 10, стр. 1