Налоговой инспекцией была проведена выездная налоговая проверка организации за прошедший год. За данный период организация представила в налоговую инспекцию всю необходимую отчетность. При этом сроки камеральной проверки давно истекли. Тем не менее организация повторно получила требование о представлении документов на проверку. Может ли организация не представлять затребованные документы в связи с тем, что налоговая инспекция не вправе больше проводить налоговые проверки?
Согласно ст. 88 НК РФ камеральная налоговая проверка осуществляется в течение трех месяцев со дня представления налоговой декларации. Но поскольку организации, о которой идет речь в вопросе, вместе с требованием о представлении документов не было вручено решение о проведении выездной налоговой проверки, речь, скорее всего, идет о встречной проверке.
Статьей 87 НК РФ предусмотрено, что, если при проведении камеральных и выездных налоговых проверок у налоговых органов возникает необходимость получения информации о деятельности налогоплательщика (плательщика сбора), связанной с иными лицами, налоговым органом могут быть истребованы у этих лиц документы, относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора) (встречная проверка).
При этом на встречные проверки НК РФ не распространил ни принцип запрета повторных проверок, как это предусмотрено ст. 87 Кодекса для выездных налоговых проверок, ни ограничение их проведения во времени, установленное ст. 88 НК РФ для камеральных налоговых проверок.
Однако в НК РФ установлено одно существенное условие, которое должно выполняться при организации встречных проверок: они должны проводиться при необходимости получения информации о деятельности налогоплательщика (плательщика сбора), связанной с иными лицами, и налоговый орган может истребовать у этих лиц только документы, относящиеся к деятельности данного проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора). Таким образом, целью встречной проверки не может быть сбор информации об организации, у которой истребуются документы о деятельности других лиц, прежде всего их партнеров. Соответственно, проведение встречной проверки не затрагивает налоговых интересов организаций, у которых истребуются документы, и встречная проверка может проводиться вне зависимости от проведения выездных и камеральных проверок данных организаций. Согласно ст. 87 НК РФ встречные проверки могут проводиться повторно и могут быть организованы не только налоговым органом по месту налогового учета организации, у которой истребуются документы, но и любым налоговым органом, у которого возникла необходимость проверить взаимоотношения своих налогоплательщиков с иными лицами при проведении камеральных и выездных налоговых проверок.
НК РФ не определены критерии отнесения тех или иных документов к документам, связанным с деятельностью проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора). В результате налоговый орган, истребующий документы, вправе сам определять круг и перечень истребуемых документов и устанавливать, относятся данные документы к деятельности проверяемого налогоплательщика или нет.
Однако необходимо отметить, что данные документы не могут быть использованы для налоговой проверки той организации, у которой они истребуются, без вынесения решения о проведении выездной налоговой проверки в отношении этой организации или за пределами сроков проведения камеральной проверки. Согласно ст. 87 НК РФ вышеуказанные документы должны быть использованы при налоговых проверках других лиц.
М.Н. Михайлов,
советник налоговой службы Российской Федерации III ранга
1 апреля 2005 г.
"Налоговый вестник", N 4, апрель 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговый вестник"
Журнал основан в 1994 г. Государственной налоговой службой РФ
Издатель ИД "Налоговый вестник"
Свидетельство о регистрации N 016790
Редакция: 127473, Москва, 1-й Волконский пер., д. 10, стр. 1