Пишите письма!
Официальные разъяснения налоговых органов можно признать незаконными, не дожидаясь пока эти самые налоговые органы оштрафуют вас, руководствуясь своими разъяснениями.
Обычно налогоплательщики судятся с налоговыми органами в тех случаях, когда "терять уже нечего" - налоговая проверка выявила нарушения законодательства о налогах и сборах, налоговые органы взыскали в бесспорном порядке недоимку по налогам и сборам и обратились в суд с иском о взыскании налоговых санкций.
А ведь всего этого можно было бы избежать, если заранее обратиться в арбитражный суд, узнать его позицию относительно той или иной проблемной ситуации и согласовать свои действия с его мнением. Как это сделать?
Известно, что арбитражные суды рассматривают экономические дела (в том числе и возникающие в области налогов и сборов) при наличии спора между истцом и ответчиком. В налоговых правоотношениях спор возникает тогда, когда действия налогоплательщика, по мнению налоговых органов, или действия налоговых органов, по мнению налогоплательщика, не соответствуют законодательству о налогах и сборах.
Но если налогоплательщик в сложной ситуации поступит на свой страх и риск, то при возникновении спора с налоговыми органами решение арбитражного суда для него неочевидно. Суд может принять сторону как налогоплательщика, так и налогового органа. Вот если бы еще до совершения того или иного действия, влияющего на исчисление и уплату налога (сбора), узнать мнение арбитражного суда!
Необходим спор с налоговым органом. Однако спор не по поводу уже совершенного действия, а только предполагающегося.
Для "создания" налогового спора нам понадобится один (если повезет) или не один (если не очень повезет) письменный запрос в налоговый орган, один отрицательный ответ, одно исковое заявление в арбитражный суд и одно решение этого суда. Вот и все.
Рассмотрим этот "рецепт" подробнее.
Письменный запрос в налоговый орган
Необходимо составить и направить в адрес налоговой инспекции письменный запрос. Совсем не обязательно на данном этапе направлять запрос в налоговый орган по субъекту Российской Федерации или ФНС России. Можно вполне обойтись и налоговой инспекцией, в которой налогоплательщик состоит на налоговом учете. Налоговая инспекция, как и любой налоговый орган, обязана в соответствии со ст. 32 НК РФ (подп. 4 п. 1) бесплатно давать налогоплательщикам разъяснения (в том числе и письменные) о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов.
В письменном запросе необходимо указать на интересующие налогоплательщика проблемы налогообложения в той или иной хозяйственной ситуации. Составляйте письменный запрос по возможности кратко, четко и ясно. Опишите ситуацию, по поводу которой хотели бы получить соответствующие разъяснения, а затем сформулируйте свой вопрос к налоговому органу.
Официальное (письменное) разъяснение налогового органа
Письменные разъяснения налогоплательщикам-организациям должны быть даны налоговой инспекцией не позднее 30 календарных дней с момента регистрации запроса (см. п. 4.3.2.3 приказа МНС России от 10.08.2004 N САЭ-3-27/468@ "Об утверждении Регламента организации работы с налогоплательщиками").
Если же налоговая инспекция не торопится с ответом, то налогоплательщик может обратиться с запросом в вышестоящий налоговый орган и заодно сообщить ему о том, что аналогичный запрос, направленный ранее в нижестоящий налоговый орган, остался без ответа.
Конечно, получить от налоговых органов письменный ответ на интересующий вопрос бывает не очень просто, но терпение и труд, как известно, всегда вознаграждаются.
Наконец ответ налогового органа получен. Но вместо приятных слов - "да, имеете право применять льготы", "позиция налогоплательщика основана на законе", "платить налог в данном случае не надо" - другие, и не очень приятные, - "налог должен быть уплачен", "налоговые льготы налогоплательщик применять не имеет права" и т.п.
Обращение (заявление) в арбитражный суд
Налогоплательщик может, до того как примет то или иное решение, обратиться в суд и узнать его позицию относительно проблемы, по поводу которой он обращался за разъяснением к налоговому органу.
Действующий Арбитражный процессуальный кодекс РФ (АПК РФ) допускает обжалование в суд не только нормативных правовых актов, но и ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных, муниципальных и иных органов и должностных лиц (ст. 197 АПК РФ).
Письменный ответ налогового органа, конечно, не является правовым актом, поскольку он не содержит обязательных для налогоплательщика предписаний и выражает лишь мнение соответствующего налогового органа. Однако такой ответ вполне можно считать решением или действием налогового органа. Закон не определяет понятия "решение государственного органа", не определяется им и понятие "действие государственного органа". Поэтому, на наш взгляд, любые волеизъявления государственного органа, которые не подпадают под определение правового акта, направленные в адрес конкретного лица (юридического или физического), могут рассматриваться как решения или действия соответствующего органа власти.
Правомерность такого подхода подтверждает и судебная практика. Вот, например, Постановление Президиума ВАС РФ от 22.06.2004 N 2487/04.
Суть дела, рассмотренного Президиумом ВАС РФ, такова.
Учебное заведение обратилось в налоговую инспекцию с запросом о возможности применения льготы по налогу на прибыль организаций. Налоговая инспекция, рассмотрев запрос, разъяснила, что налоговая льгота в ситуации, указанной налогоплательщиком, применяться не может.
Посчитав, что официальное разъяснение налоговой инспекции противоречит закону, учебное заведение обратилось в арбитражный суд. Суд первой инстанции и суд апелляционной и кассационной инстанций рассмотрели дело по существу и вынесли решения в пользу учебного заведения, т.е. признали не соответствующим закону официальное разъяснение налогового органа.
Президиум ВАС РФ также рассматривал дело по существу и отменил решения нижестоящих судов, установив, что разъяснение налоговой инспекции соответствовало закону.
В данном случае важно не то, что Президиум ВАС РФ принял решение в пользу налогового органа, а то, что он рассматривал по существу дело о признании незаконным официального разъяснения налогового органа.
Отсюда следует важнейший вывод - ответы любых налоговых органов, даже самых нижестоящих, на запросы налогоплательщиков могут быть обжалованы в суде и признаны незаконными (не соответствующими закону). Напомним, в указанном выше Постановлении Президиума ВАС РФ речь шла о письменном ответе налоговой инспекции (районной налоговой инспекции).
Необходимо помнить, что согласно п. 4 ст. 198 АПК РФ заявление о признании незаконным решения (действия) налогового органа может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда организации стало известно о нарушении ее прав.
Заявление о признании решения (действия) налогового органа незаконным должно соответствовать ст. 199 АПК РФ. В нем необходимо указать:
- наименование органа, который принял оспариваемое решение;
- название, номер, дату принятия этого решения, время совершения действий;
- права и законные интересы, которые, по мнению заявителя, нарушаются;
- законы и иные нормативные правовые акты, которым не соответствует оспариваемое действие или решение;
- требование о признании решения или действия незаконным.
Решение арбитражного суда
Теперь представим себе, что арбитражный суд поддержал налогоплательщика и признал не соответствующим закону разъяснение налогового органа по поводу той или иной проблемной ситуации.
Имея такое решение арбитражного суда, налогоплательщик может поступать в соответствии с ним. Даже если впоследствии налоговый орган все же посчитает действия налогоплательщика неправомерными, то спор с налоговым органом можно заранее считать выигранным, ведь арбитражный суд, скорее всего, не поменяет занятую ранее позицию.
И. Михайлов,
АКДИ "Экономика и жизнь"
"Новая бухгалтерия", выпуск 5, май 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Новая бухгалтерия"
Учредитель ЗАО "ЭЖ МЕДИА"
Издатель ЗАО ИД "Экономическая газета"
Журнал зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Свидетельство ПИ N ФС77-43744 от 24.01.2011
Адрес редакции и издателя:
125319, Москва,
ул. Черняховского, д. 16