"Российский бизнес в условиях ВТО"
(интервью с В.В. Овчинниковым, глобальным консультантом
Центра глобальных индустрий Всемирного экономического форума
в Давосе, профессором, доктором технических и экономических наук)
Возможно, уже в следующем году предприятиям придется работать в новых условиях, поскольку Россия должна вступить в ВТО. О том, какие преимущества появятся у бизнеса и как укрепить его конкурентоспособность, "Консультанту" рассказал Валерий Валентинович Овчинников, глобальный консультант Центра глобальных индустрий Всемирного экономического форума в Давосе, профессор, доктор технических и экономических наук.
- Валерий Валентинович, какие преимущества получит российский бизнес от вступления в ВТО?
- Прежде всего новые возможности оказывать услуги на собственном и внешних рынках в торговле, индустрии свободного времени, финансовой, юридической, информационной, инновационно-инжиниринговой сферах. То есть рынок для каждого российского предпринимателя потенциально существенно возрастает. При этом бизнес приобретет новые возможности международной правовой защиты своей конкурентоспособности не только от корпоративных конкурентов, но и от недобросовестных действий собственного и иностранных государств.
- Каким образом бизнес сможет защищаться от собственного государства?
- Дело в том, что федеральная власть теряет возможность централизованно планировать все аспекты пространственного развития РФ. Фактически это означает, что ВТО требует перехода на единые стандарты судебных, административных, налоговых, таможенных и иных процедур работы государственных органов с бизнесом, совместимые с аналогичными стандартами стран с развитой рыночной экономикой. Важным обстоятельством является контроль за деятельностью государственных компаний, за добросовестную конкуренцию которых отвечает государство - точно так же, как за работу частных компаний отвечает их менеджмент. Тем самым ВТО распространяет контроль над монопольными действиями на рынке и над государственными учреждениями и предприятиями. Это очень важно для России, поскольку ее государственные компании находятся в выигрышной ситуации по сравнению с частными, так как платят меньше налогов и таможенных платежей. К тому же часто государство защищает их от любой, даже добросовестной конкуренции.
- Существуют ли еще какие-либо преимущества от вступления в ВТО?
- Российские предприниматели впервые получают возможность на равных оспаривать в российских и иностранных арбитражных судах решения других стран, если они нарушают справедливую тарифную политику. Например, устанавливают высокие импортные и сертификационные пошлины на определенные виды продукции, что приводит к резкому повышению цен на товары и услуги, то есть к потере их конкурентоспособности.
- Валерий Валентинович, что определяет конкурентоспособность в ВТО нашей страны и отдельных ее предприятий?
- В настоящее время это кадры, информация и торговля, а не фонды и инвестиции. Капитализация предприятий зависит от их местоположения. Если этого не учитывать в своей работе, то добиться успехов в конкуренции чрезвычайно сложно.
Условия ВТО одинаково коварны для всех, кто еще не накопил достаточного опыта работы в них. Они опасны также для тех предпринимателей, которые считают, что в России нужно ориентироваться в нестандартных ситуациях и жить по хаотичным рыночно-советским принципам организации производства продукции и по указаниям чиновников. В ВТО обычно чиновники учатся у бизнеса. В России же, наоборот, чиновники часто учат ведению "конкурентоспособного" бизнеса по составленным ими же инструкциям, которые постоянно меняются и часто неадекватно отражают международную нормативную базу.
При этом часто нарушается законодательная база ВТО в части интеллектуальной собственности. Например, для использования стандартов МСФО необходимо их официально приобрести у владельцев, а затем пройти все стадии согласования оригиналов этих стандартов с их русскоязычными версиями. Как правило, это не делается, что обрекает пользователей этих стандартов на несправедливые судебные решения в случае споров, требующих предоставления финансовой отчетности.
- Какие действия со стороны государства необходимы, чтобы условия ВТО не стали опасными для российского бизнеса?
- Российские бизнесмены должны знать и уметь делать все то, что знают и умеют конкуренты в ВТО. А для освоения западных стандартов необходимо в кратчайшее время развернуть в стране сеть образовательных учреждений, в которых западные и отечественные специалисты, имеющие практический опыт ведения бизнеса в условиях ВТО, смогли бы передавать свои знания отечественным предпринимателям с учетом российской действительности. К этим процессам следует привлекать и теоретиков, и практиков, в одинаковой степени знакомых с зарубежной и российской практикой. Например, Китай достиг ощутимых результатов в конкуренции с западными компаниями на рынках ВТО, привлекая своих китайских профессоров, успешно работающих в США и в странах ЕС.
- Каким требованиям ВТО в идеале должно соответствовать российское предприятие?
- В России часть предприятий за последние десять лет сумела модернизироваться и в принципе соответствует лучшим зарубежным стандартам ВТО, но таких немного (не более 5 процентов). Но в основном эти предприятия сосредоточены в нескольких территориях России (столица, Центральный регион и Западная Сибирь) и работают в экономических зонах с высокой стоимостью рабочей силы. Они успешно приобретают зарубежные активы и конкурируют с местными компаниями как на российском, так и на внешних рынках. Их опыт показывает, что, безусловно, главным требованием ВТО по отношению к предприятиям является качество менеджмента, прозрачность корпоративного управления и финансовой отчетности. Такие компании обладают высокой конкурентоспособностью.
- Что еще важно для конкурентоспособности предприятий?
- Не менее важны такие требования, как рост качества и снижение цены продукции (услуги), независимо от того, где эта продукция или услуга продается - на отечественном или внешнем рынках. Во многом на цену товара или услуги сейчас влияет стоимость обязательной или добровольной международной сертификации.
Далее конкурентоспособность менеджмента и продукции компании должна базироваться на доступе к заемным средствам, успешной производственной и торговой деятельности, высокой квалификации персонала. Для успешного привлечения сторонних финансовых ресурсов нужно научиться работать с типовыми программами управления активами - от недвижимости до интеллектуальной собственности, - прошедшими соответствующую международную аккредитацию и получившими рейтинг у одной из авторитетных международных организаций. А для этого необходимо выстраивать процессы финансовой деятельности предприятия в соответствии с требованиями стандарта ИСО 9001:2000.
И наконец, идеальное предприятие должно осуществлять полноценный учет и внешний аудит. Причем не по заказу налоговой инспекции с ее крайне запутанной и многостраничной отчетностью, а в соответствии с требованиями стандартов глобальной финансовой отчетности, принятой во всем мире. Аудит, как внутренний, так и внешний, должен проводиться с учетом требований стандарта ИСО 19011.
- Как отечественным предприятиям подготовить свой бизнес к успешной работе в условиях ВТО?
- Прежде всего нужно заняться профессиональной подготовкой своего персонала. Международный опыт предприятий показывает, что они тратят на подготовку и сертификацию своего персонала не менее 20 процентов от общих затрат. В России этот показатель существенно ниже и составляет в настоящее время не более 0,8 процента для малого и среднего бизнеса и 12 процентов для крупного бизнеса. Особое внимание здесь следует уделить изучению дисциплин по глобальным стандартам, регламентам, сертификатам, международной аккредитации и лицензионным соглашениям. Без решения этой проблемы невозможно успешно конкурировать в ВТО.
- Какие еще меры нужно предпринять?
- Далее необходимо выстроить на предприятии единую систему управления качеством ресурсов, продукции или услуг. Причем основной упор сделать на качестве менеджмента с тем, чтобы не допускать дефектов в производимой продукции или услуге и привлекать полноценные человеческие и финансовые ресурсы. Подобные системы менеджмента качества должны охватывать не только производственную, но и финансовую деятельность предприятия.
Наконец, нужно сделать прозрачную систему финансовой отчетности на основе МСФО, а в перспективе внедрить глобальную систему финансовой отчетности - так, как это делают успешные корпорации в ВТО. Для этого опять необходимо подготовить новое поколение бухгалтеров, способных заниматься тем, чем занимаются в настоящее время финансовые директора, то есть управлять активами и их справедливой рыночной стоимостью. От аудиторов также требуются новые знания по глобальной финансовой отчетности, особенно в части экологических и социальных активов.
- Валерий Валентинович, Вы сказали, что для обеспечения конкурентоспособности компания должна выстроить систему менеджмента качества и получить сертификат соответствия стандартам. Чем подтверждается эффективность данной меры?
- Системы менеджмента качества (СМК) являются той основой, на которой можно и необходимо выстраивать конкурентоспособность российских предприятий в условиях ВТО. К настоящему времени в России сделано немало в области СМК производства продукции или услуг. Большая часть российского крупного бизнеса прошла международную сертификацию СМК и подтверждает свои сертификаты соответствия требованиям стандарта ИСО 9001:2000 своей успешной деятельностью в экспорте своей продукции. К сожалению, большинство таких СМК относится ко второму поколению, в то время как большинство западных компаний уже осваивает СМК третьего поколения.
Следует принять во внимание, что более 50 стран, создающих основной мировой ВВП, приняли решение, а многие из них уже приступили к переходу на МСФО вместе с проработками СМК.
- Каковы преимущества интеграции СМК с МСФО?
- МСФО вместе с СМК - это следующая, более высокая ступень развития бухгалтерского, аудиторского дела и финансовой деятельности предприятия, способного конкурировать в ВТО. Фактически - это путь к глобальной финансовой отчетности, убирающей различия англо-американских и европейских стандартов финансовой отчетности.
- Что нужно знать компаниям, чтобы достичь успешной сертификации в соответствии с требованиями ИСО?
- Прежде всего каждому специалисту и каждому предприятию нужно усвоить одну очень важную истину успеха сертификации. Полученный специалистом или предприятием сертификат является не средством, обеспечивающим поток заказов, а прежде всего обязательством выполнять и развивать все то, что содержит суть управленческих, производственных и вспомогательных процессов СМК. А каждое обязательство нужно выполнять. Иначе сертификат превращается в красивую бумагу на стене офиса без всяких позитивных последствий.
Для облегчения решения задач, отмеченных выше, и удобства освоения МСФО как результативности процессов СМК предлагаются три типа продуктов. Они аккредитованы по предложению швейцарских предпринимателей, банкиров и промышленных ассоциаций Всемирным экономическим форумом в Давосе как ведущие международные программы с высоким рейтингом.
- Что это за продукты?
- Первый продукт состоит из 13 модулей (кейсов) СМК и рассчитан на 148 часов. Второй продукт состоит из 13 модулей МСФО и СМК и рассчитан также на 148 часов. Третий продукт содержит 21 модуль, в том числе МСФО разных традиций, СМК, а также глобальной социальной и экологической отчетности, и рассчитан на 260 часов. Продукты излагаются в виде кейсов. Они включают в себя знания и международный опыт деловой культуры и управленческих процессов работы менеджера и аналитика любого уровня, бухгалтера, юриста и аудитора с разными активами - от недвижимости до интеллектуальной собственности.
Знание и умение специалистов работать с этими продуктами проверяются на устном или письменном квалификационном экзамене (в соответствии с требованиями стандарта ИСО 17024). На нем слушатель представляет свою самостоятельную квалификационную работу с конкретными активами в свете требований МСФО и стандарта ИСО 9001:2000. В работе должны быть решены при консультационной поддержке руководителей семинара задачи использования правовых основ, стандартов и технологий бухгалтерского учета и СМК в сфере международной торговли и международного разделения труда, применяемых в ВТО, а также все задачи, решение которых влияет на рост рыночной стоимости активов.
- Нужно ли, на Ваш взгляд, привлекать консультанта при внедрении СМК?
- Поскольку предприятие и его персонал не имеют достаточно полной и достоверной информации о проблемах, с которыми могут столкнуться при реализации проекта, то лучше составление плана работ и бюджета поручить компетентному консультанту. Кроме того, такой специалист, как правило, знает, к какому органу сертификации необходимо обратиться с заявкой на проведение внешнего аудита в соответствии с требованиями стандарта ИСО 19011.
- Кто может выступать в роли консультанта?
- Это могут быть любые специалисты (аудиторы, менеджеры, бухгалтеры, производственные работники), прошедшие подготовку и имеющие сертификат международного образца по категории не ниже А1. Они могут оказывать консультационные услуги как своей, так и сторонним организациям.
- Валерий Валентинович, Вы выпустили книгу, посвященную международной сертификации СМК. Расскажите о ней поподробнее.
- Эта книга опубликована в целях предоставления начальной информации по использованию СМК третьего поколения. В ней приведены все необходимые комментарии и положения стандарта ИСО 9001:2000, а также подробно описан основной порядок прохождения предприятием сертификации на соответствие требованиям стандарта ИСО 9001:2000. Книга содержит многочисленные примеры и рисунки и может служить самоучителем при подготовке организации к сертификации.
Беседовала Н. Ростова,
эксперт "Консультанта"
Миссия ВТО
Всемирная торговая организация (ВТО) осуществляет свою торговую и промышленную деятельность в едином мировом правовом и экономическом пространстве. Ее цель - защита предпринимателей из разных стран от любых недобросовестных действий, ухудшающих их конкурентоспособность, причем как со стороны суверенных государств, так и со стороны частных корпораций.
Самым главным достижением ВТО является то, что она располагает разнообразными инструментами регулирования добросовестной конкуренции (прежде всего рыночного характера). К этим инструментам, в частности, относятся международные и глобальные стандарты, сертификаты, средства аккредитации и лицензирования для разных видов предпринимательской деятельности.
ВТО основана 1 января 1995 года и учреждена по результатам переговоров Уругвайского раунда (1986-1994). Ее штаб-квартира расположена среди административных зданий ООН в Женеве. В настоящее время в ВТО включено 148 стран.
Глава - Генеральный директор, периодически переизбирается из числа представителей стран, присоединившихся к ВТО. До последнего времени им был избран Супачай Паничпакди, а главой Генерального совета - Сотаро Осима.
"Консультант", N 7, апрель 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Консультант"
ООО "Международное агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации: ПИ N ФС77-31559 от 04.04.08.