НДПИ: опыты по дифференциации
Разговоры о необходимости более гибкого расчета ставки НДПИ, взимаемого при добыче нефти, ведутся уже давно. Но только в марте этого года разработчики озвучили свои предложения о новом методе расчета налога в зависимости от характеристик конкретного месторождения.
Действующая в настоящее время концепция налога на добычу полезных ископаемых существует с начала 2002 года. Введенный тогда НДПИ заменил сразу три обязательных платежа: акциз на нефть и газовый конденсат, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, а также плату за пользование недрами.
При этом была установлена не адвалорная (в процентах от цены реализации), а специфическая налоговая ставка (в виде фиксированного платежа за каждую тонну добытой нефти). Это позволило решить довольно остро стоявшую проблему трансфертных цен, когда нефтяные холдинги, используя внутригрупповые продажи нефти, занижали цену реализации и уменьшали таким образом налогооблагаемую базу.
Новый подход также предусматривал корректировку базовой ставки на среднемесячные значения курса доллара США и цены на нефть на европейских рынках. В результате НДПИ автоматически повышался вслед за укреплением основной мировой валюты и ростом котировок нефти марки "Urals".
Несомненное преимущество такого порядка расчета НДПИ - простота администрирования этого налога. Занижать объемы добычи предприятия не могут, поскольку вся нефть учитывается при транспортировке по магистральным нефтепроводам, подконтрольным государственной компании "Транснефть". Сам налог, таким образом, рассчитывается путем умножения ставки на объем нефти, измеренный при ее сдаче в "трубу" (с учетом поправок на нормативы технологических потерь, которые, впрочем, на величину налога существенного влияния не оказывают).
Однако на этом преимущества введенной с 2002 года налоговой системы заканчиваются. Главным недостатком "плоской" ставки является то, что она никак не связана с экономическим эффектом от разработки конкретного месторождения. Какой бы ни была добытая нефть - дорогой или дешевой - величина налога будет одинаковой. В результате в выигрыше оказались компании, эксплуатировавшие "молодые" месторождения Западной Сибири, - в первую очередь ЮКОС и "Сибнефть", а разработка высокозатратных и выработанных месторождений стала убыточной. В невыгодной ситуации также оказались компании, ориентированные на внутренний рынок и не получающие выгод от высоких мировых цен на нефть. Кроме того, "уравнительный" НДПИ поощряет вложение денег в разработку уже освоенных месторождений и никак не стимулирует геологоразведку.
Налоговый долгострой
Изначально предполагалось, что в таком виде НДПИ просуществует до начала 2005 года. Но в середине прошлого года, вместо того чтобы предложить новую концепцию, государство подняло ставку с 340 до 419 рублей за добытую тонну, оставив прежней методику расчета налога.
Это не только не решило старых проблем, но и добавило ряд новых. Небольшие нефтяные компании, работающие на внутренний рынок, оказались перед перспективой банкротства. Кроме того, влияние высоких мировых цен на ставку НДПИ настолько увеличило налоговые изъятия, что они оказались сопоставимы или даже превысили увеличение экспортной выручки компаний.
То, что накопившиеся проблемы необходимо решать, похоже, понимают все. Руководство Министерства финансов уже не раз высказывалось в пользу изменения действующей системы расчета налога на добычу. Однако конкретные предложения по дифференциации НДПИ прозвучали лишь в марте этого года - на презентации, которую провело Минпромэнерго совместно с Федеральным агентством по энергетике и Топливно-энергетическим независимым институтом.
В поисках формулы
Перед рабочей группой, ответственной за подготовку предложений о реформе НДПИ, был поставлен ряд требований. Необходимо, чтобы новая концепция:
гарантировала, что уровень бюджетных поступлений от НДПИ не снизится;
была простой с точки зрения налогового администрирования и минимизировала возможности для манипуляций;
учитывала при расчете ставки целый комплекс факторов - от инвестиционных затрат на освоение месторождения до характеристик добываемой из него нефти;
обеспечивала максимально допустимый с экономической точки зрения уровень отбора нефти;
стимулировала геологоразведку;
не провоцировала рост внутренних цен на нефтепродукты.
Чтобы достичь поставленных целей, по мнению участников рабочей группы, нужно установить новый порядок расчета базовой цены, ввести поправочные коэффициенты и предусмотреть налоговые льготы для компаний, осуществляющих освоение новых месторождений.
Базовая цена. Формально предполагается возврат к адвалорной ставке налога на добычу полезных ископаемых. Однако в качестве цены реализации будет принята не фактическая сумма сделки по продаже, а расчетная цена одной тонны нефти.
Для ее определения потребуются статистические данные: расчетная цена будет учитывать мировые цены на нефть, внутренние розничные цены на нефтепродукты и долю экспорта в общем объеме добычи нефти.
Предполагается, что такой порядок определения налоговой ставки позволит решить сразу две задачи. Во-первых, снизит возможности компаний по оптимизации НДПИ и позволит избежать проблем, связанных с трансфертным ценообразованием, и, во-вторых, будет стимулировать снижение внутренних цен на нефтепродукты.
Поправочные коэффициенты. Еще одно нововведение - коэффициенты, которые корректируют ставку налога в зависимости от характеристик конкретного месторождения, на котором добыта нефть. Предполагается учитывать:
размеры месторождения;
начальную плотность запасов;
выработанность участка;
глубину залегания пластов;
вязкость нефти;
экономико-географические факторы (дальность транспортировки, наличие инфраструктуры, природные особенности региона).
Возможные значения коэффициентов и порядок определения ставки разработчики дифференцированной ставки пока не озвучивают. Однако очевидно: чтобы НДПИ не препятствовал максимальной выработке месторождения, необходимо, чтобы его величина постепенно снижалась по мере роста себестоимости нефти. Выработка будет максимальной, если к концу разработки месторождения ставка налога на добычу снизится до нуля.
Налоговые "каникулы". Дифференцирование ставки НДПИ по предложенной формуле потенциально может удовлетворить все предъявляемые к реформе требования, кроме, пожалуй, самого главного: привлечения в нефтяную отрасль инвестиций. Чтобы восполнить этот пробел, общую концепцию дополняет последний штрих - налоговая льгота для инвесторов. Планируется, что в течение первых двух лет эксплуатации месторождения от НДПИ могут быть освобождены до 100 000 тонн нефти.
Безусловно, все перечисленное - это только первые шаги реформы НДПИ. Традиции отечественного законотворчества таковы, что все может кардинально поменяться в самый последний момент. Но в любом случае изменения наступят нескоро. Планируется, что дифференцированная ставка налога будет введена не ранее 2007 года.
НДПИ привяжут к внутренним ценам
Предполагается, что для определения базовой цены будет использована формула:
Цб = (Цэ - Тп - Тр) x Р x Дэ + Цвн x (1 - Дэ), где
Цб - базовая цена нефти, устанавливаемая на налоговый период, руб./т;
Цэ - средняя цена нефти на внешнем рынке, долл./т;
Тп - таможенная пошлина при экспорте нефти, действовавшая в налоговом периоде, долл./т;
Тр - затраты на транспорт от базового пункта до рынка сбыта, долл./т;
Дэ - средняя доля экспорта через ОАО "Транснефть" в общем объеме добытой;
Р - курс рубля к доллару США, руб./долл.;
Цвн - внутренняя цена нефти за налоговый период, руб./т.
Внутренняя цена Цвн будет определяться расчетным путем по статистическим данным, исходя из розничных цен на нефтепродукты. Статистический мониторинг понадобится и для определения доли добытой нефти, идущей на экспорт.
В. Калгин,
эксперт "Консультанта"
Эксперт номера.
Забрать у богатых, чтобы расплатиться по долгам
В. Мещеряков,
руководитель авторского коллектива книги
"Годовой отчет - 2004", глава экспертной коллегии журнала
"Практическая бухгалтерия"
Проблема дифференциации НДПИ тесно связана с перспективами российского стабилизационного фонда. Как известно, в нем оседает значительная часть "сверхдоходов" нефтяных компаний, изымаемых государством в виде налога на добычу нефти и экспортной пошлины. Из-за рекордно высоких мировых цен на нефть величина стабфонда превысила все прогнозы, составив на 1 марта 2005 года более 700 миллиардов рублей. Пока вокруг направлений использования потока бюджетных нефтедолларов идет ожесточенная лоббистская борьба, государство, похоже, не может определить, как распорядиться этими деньгами. Показательно, что единственное применение, которое им было найдено, - это досрочное погашение внешнего долга. Россия уже рассчиталась с МВФ, на очереди - кредиторы Парижского клуба.
Таким образом, превратив частные "сверхдоходы" в бюджетные, государство не торопится потратить их на инвестиции с собственную экономику. Вернет ли реформа выручку нефтяным компаниям, и будут ли они заинтересованы во вложении этих средств в добычу и переработку нефти - покажет время.
"Консультант", N 7, апрель 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Консультант"
ООО "Международное агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации: ПИ N ФС77-31559 от 04.04.08.