В ходе ревизии в кассе кредитной организации выявлена недостача денежных средств. Факт недостачи отражен в балансе как дебиторская задолженность за подотчетным лицом. Между кредитной организацией и работником заключен договор о полной материальной ответственности.
Руководствуясь ст. 266 НК РФ, кредитная организация создала резерв по сомнительным долгам по вышеуказанной дебиторской задолженности. В отношении виновного лица возбуждено уголовное дело. Правильно ли поступила кредитная организация, создавая резерв по сомнительным долгам в данной ситуации?
В соответствии с п. 1 ст. 266 НК РФ сомнительным долгом признается любая задолженность перед налогоплательщиком в случае, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией.
Согласно п. 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н, организация может создавать резервы сомнительных долгов по расчетам с другими организациями и гражданами за продукцию, товары, работы и услуги.
При формировании резервов по сомнительным долгам учитываются задолженности, возникшие при нарушении условий гражданско-правовых договоров.
Договор работника с работодателем является трудовым договором и регулируется нормами Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ).
Материальная ответственность - это основанная на нормах трудового права обязанность работника возместить ущерб, причиненный организации в пределах и порядке, установленных законодательством. Основным нормативным документом, регулирующим вопросы, связанные с материальной ответственностью, является ТК РФ. Так, главой 39 ТК РФ регламентированы трудовые вопросы, связанные с материальной ответственностью работника.
Как следует из рассматриваемой ситуации, кредитная организация включила в состав сомнительной задолженности для расчета резерва по сомнительным долгам дебиторскую задолженность, числящуюся на балансе банка за подотчетным лицом, в связи с обнаруженной в результате ревизии недостачей денежных средств в кассе.
Создание кредитной организацией по данной задолженности резерва по сомнительным долгам и включение расходов на его создание в состав внереализационных расходов являются неправомерными, так как противоречат нормам ст. 266 НК РФ.
Подпунктом 5 п. 2 ст. 265 НК РФ установлен закрытый перечень убытков, которые для целей налогообложения приравниваются к внереализационным расходам.
Учитывая, что по решению суда возмещение убытков возложено на виновника недостачи (на материально ответственное лицо), по мере возмещения подотчетным лицом ущерба, нанесенного имуществу банка, кредитная организация будет списывать дебиторскую задолженность, образовавшуюся за подотчетным лицом. В этом случае убытки от недостачи денежных средств, образовавшиеся по вине подотчетного материально ответственного лица, не могут быть приравнены для целей налогообложения к внереализационным расходам.
Р.Н. Митрохина,
консультант Департамента налоговой и таможенно-тарифной
политики Минфина России
1 марта 2005 г.
"Налоговый вестник", N 3, март 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговый вестник"
Журнал основан в 1994 г. Государственной налоговой службой РФ
Издатель ИД "Налоговый вестник"
Свидетельство о регистрации N 016790
Редакция: 127473, Москва, 1-й Волконский пер., д. 10, стр. 1