Нереализованная прибыль от внутригрупповых операций при консолидации
На страницах нашего журнала мы уже знакомили читателей с международными стандартами финансовой отчетности и их отличиями от российской системы учета и отчетности.*(1) Проведенный 6 апреля 2005 года фирмой "1С" совместно с партнерами Единый семинар показал, что интерес к этой теме возрастает. Поэтому мы продолжаем знакомство с международными стандартами. Методисты фирмы "1С" рассказывают о том, как определить и исключить так называемую нереализованную прибыль от внутригрупповых операций в активах при консолидации и отразить такие операции в конфигурации "Управление производственным предприятием" (ред. 1.1).
Одна из важнейших проблем, которая стоит при подготовке консолидированной отчетности методом полной консолидации (то есть когда группа рассматривается как единое предприятие в соответствии с МСФО 27) - определить и исключить так называемую нереализованную прибыль (убыток также может быть, но это не считается типичным и потому отдельно не рассматривается) от внутригрупповых операций в активах. Но сначала нужно ее правильно определить. Чтобы это сделать, нужно четко понимать суть этого показателя.
Что такое нереализованная прибыль в активах?
Нереализованная прибыль в активах - это прибыль от внутригрупповой операции (возникает при отражении реализации товаров, работ или услуг от одной организации, входящей в группу, к другой), которая приводит к повышению стоимости активов на конец периода.
Пример 1
Компания М (материнская) реализовала товар компании Д (дочерняя) за 100 руб., при этом закупочная цена этого товара составила 90 руб. Для простоты не рассматриваем НДС и другие налоги. Компания М показала в отчетности прибыль от сделки в сумме 10 руб. При этом на конец периода данный товар не реализован компанией Д на сторону, а продолжает числиться на складе - на сумму 100 руб.
Если рассматривать эту операцию как внутреннее перемещение (а именно так следует рассматривать операцию с точки зрения группы как единого предприятия), то никакой прибыли не получено, а стоимость товара на складе составит 90 руб. То есть, при составлении консолидированной отчетности необходимо уменьшить прибыль и стоимость остатков товара на 10 руб. - это и есть сумма нереализованной прибыли от внутригрупповой операции.
Если же допустить, что компания Д реализовала товар на сторону (за пределы группы) за 120 руб., то она показывает в своей индивидуальной отчетности прибыль 20 руб. (120-100), а прибыль группы составляет 30 руб. (10 руб. - компания М, 20 руб. - компания Д).
Тот же самый результат получается, если рассматривать продажу товара конечному покупателю, не являющемуся членом группы, в рамках единого предприятия (выручка - 120 руб., себестоимость - 90 руб., прибыль - 30 руб.). То есть, как только компания Д реализовала на сторону товар, закупленный внутри группы, прибыль от внутригрупповой операции (10 руб.) становится реализованной и не подлежит исключению из консолидированной отчетности.
Определение нереализованной прибыли
Из приведенного выше примера 1 можно сделать вывод, что главная задача - определить, на какие активы и в каком размере могла повлиять прибыль от внутригрупповых операций. Решаться она может разными путями, исходя в том числе из принципа баланса между выгодами (от получения более точных цифр) и затратами (на реализацию более сложных методик получения информации), который изложен в Концепции подготовки и составления отчетности по МСФО, п. 44), имея в виду принцип существенности (пп. 29-30 Концепции).
Простейший подход
Заключается в предположении, что все активы, закупленные внутри группы, не реализованы (или наоборот, реализованы). В этом случае вся прибыль от внутригрупповых операций подлежит исключению (или не подлежит исключению). Данный подход применим, если:
- возможная погрешность несущественна;
- применение иного способа определения нереализованной прибыли затруднено.
Расчет по среднему "по цепочке"
На самом деле, особенно на производственных предприятиях, которые существенную долю сырья, материалов, а также услуг закупают внутри группы, может быть ситуация, когда только часть закупленных ценностей использована в производстве, при этом реализована только часть выпущенной продукции и т.п., при которой применение предыдущих предположений может привести к существенным искажениям. В этом случае больше подойдет последовательный расчет нереализованной прибыли в активах. Он базируется на предположении, что поскольку нереализованная прибыль составляет часть стоимости актива, то эта прибыль "переходит" от одних активов к другим при операциях внутреннего перемещения активов в компании (например, по цепочке "материалы - незавершенное производство - готовая продукция - товары отгруженные"; см. пример 2). При необходимости ведения еще более точного подсчета, подобный расчет может быть произведен отдельно по данным аналитического учета материалов, затрат на производство и т.п. Однако, объем расчетов при этом может существенно увеличиться, поэтому целесообразно соотнести выгоды и затраты. Напротив, в случае допущения несколько больших погрешностей усреднение может производиться не по отдельным компаниям, а по группе в целом.
В приведенном примере, разумеется, не учтены все аспекты расчета (например, не учтена нереализованная прибыль в основных средствах, объектах строительства и т.п.) - он является только иллюстрацией общего подхода к решению проблемы.
Отражение исключение нереализованной прибыли в программе
В конфигурации "Управление производственным предприятием" непосредственный расчет нереализованной прибыли в настоящее время не производится.
Данные готового расчета по всем консолидируемым компаниям (например, по одной из методик, приведенных выше), вносятся в специальную форму перед началом процедуры консолидации (см. рис. 1).
"Рис. 1"
При этом в верхние строки вносятся данные об остатках нереализованной прибыли (если имеет место нереализованный убыток - со знаком минус) на начало периода, а также изменении этого показателя в течение года (данные на конец года рассчитываются как сумма двух показателей: остатка на начало года и изменения за год).
Пример 2
Расчет нереализованной прибыли в активах вследствие закупки материалов внутри группы.
N стр. | Наименование показателя и подробности подсчета | Сумма, руб. |
1 | Движение материалов | |
1а | остаток материалов на начало периода (стр. 1г расчета за предыдущий период) | 400000 |
1б | Закуплено материалов за период | 2000000 |
1в | передано материалов в производство | 2200000 |
1г | остаток материалов на конец периода (стр. 1а + стр. 1б - стр. 1в) | 200000 |
2 | Прибыль от внутригрупповых операций, приходящаяся на материалы | |
2а | на начало периода (стр. 2г расчета за предыдущий период) | 12000 |
2б | за период (по данным компаний-продавцов) | 100000 |
2в | приходится на материалы, переданные в производство (стр. 2а + стр. 2б) / (стр. 1а + стр. 1б) х стр. 1в |
102667 |
2г | на конец периода (стр. 2а + стр. 2б - стр. 2в) | 9333 |
3 | Затраты на производство | |
3а | остаток НЗП на начало периода (стр. 3г расчета за предыдущий период) | 270000 |
3б | всего затрат за период | 4560000 |
3в | в том числе на выпуск продукции | 4230000 |
3г | остаток НЗП на конец периода (стр. 3а + стр. 3б - стр. 3в) | 600000 |
4 | Прибыль от внутригрупповых операций, приходящаяся на незавершенное производст- во |
|
4а | на начало периода (стр. 4г расчета за предыдущий период) | 18400 |
4б | по затратам текущего периода (стр. 4б1 + стр. 4б2) | 127467 |
4б1 | по материалам, списанным в производство (стр. 2в) | 102667 |
4б2 | по услугам, приобретенным внутри группы (по данным компаний-продавцов) | 24800 |
4в | на выпуск продукции (стр. 4а + стр. 4б) / (стр. 3а + стр. 3б) х стр. 3в | 127747 |
4г | на конец периода (стр. 4а + стр. 4б - стр. 4в) | 18120 |
5 | Движение готовой продукции | |
5а | остаток на начало периода (стр. 5г расчета за предыдущий период) | 749000 |
5б | выпущено продукции за период (стр. 3в) | 4230000 |
5в | отгружено продукции покупателям (стр. 5в1 + стр. 5в2) | 4390000 |
5в1 | в том числе реализовано | 3870000 |
5в2 | в том числе отгружено без перехода рисков и выгод к покупателям | 520000 |
5г | остаток на конец периода (стр. 5а + стр. 5б - стр. 5в) | 589000 |
6 | Прибыль от внутригрупповых операций, приходящаяся на готовую продукцию | |
6а | остаток на начало периода (стр. 6г расчета за предыдущий период) | 32600 |
6б | по выпущенной продукции в текущем периоде (стр. 4в) | 127747 |
6в | на отгруженную продукцию (стр. 6в1 + стр. 6в2) | 141378 |
6в1 | в том числе реализованную (стр. 6а + стр. 6б) / (стр. 5а +стр. 5б) х стр. 5в1 | 124632 |
6в2 | в том числе отгруженную без перехода рисков и выгод к покупателям (стр. 6а + стр. 6б) / (стр. 5а + стр. 5б) х стр. 5в2 |
16746 |
6г | на конец периода (стр. 6а + стр. 6б - стр. 6в) | 18968 |
7 | Движение отгруженной продукции | |
7а | остаток на начало периода (стр. 7г расчета за предыдущий период) | 52800 |
7б | отгружено продукции покупателям без перехода рисков и выгод в момент отгрузки за период (стр. 5в2) |
520000 |
7в | реализована ранее отгруженная продукция | 565000 |
7г | остаток на конец периода (стр. 7а + стр. 7б - стр. 7в) | 7800 |
8 | Прибыль от внутригрупповых операций, приходящаяся на отгруженную готовую продукцию |
|
8а | остаток на начало периода (стр. 8г расчета за предыдущий период) | 3620 |
8б | по отгруженной продукции покупателям без перехода рисков и выгод в момент отгрузки за период (стр. 6в2) |
16746 |
8в | по реализованной продукции (стр. 8а + стр. 8б) / (стр. 7а + стр. 7б) х стр. 7в | 20089 |
8г | Остаток на конец периода (стр. 8а + стр. 8б - стр. 8в) | 277 |
Методисты фирмы "1С"
"БУХ.1С", N 5, май 2005 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Читайте статью И.А. Берко "Учет и отчетность по МСФО в "1С:Предприятии 8.0" в номере 11 (ноябрь) "БУХ.1С" за 2004 год (стр. 4)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "БУХ.1С"
Зарегистрировано Минпечати России. Рег. номер ПИ N 77-13289 от 15.08.2002.
Учредитель: ЗАО "1С Акционерное общество".
Издатель: ООО "1С-Паблишинг".
Адрес редакции: 103030, г. Москва, ул. Селезневская, д. 21.
Подписка: (495) 681-7667
Прием рекламы: (495) 681-7667
Почтовый адрес: 123056, а/я 64,
e-mail: buh@1c.ru, Internet: http://www.buh.ru, телефон (495) 681-7667