У интернет-продавцов будет свой закон
Более 40 процентов москвичей пользуются интернетом. Половина из них хотя бы раз совершала покупку в электронном магазине. Возможно, уже в этом году у владельцев таких магазинов прибавится обязанностей, а у их клиентов - прав.
Преимущества интернет-магазинов уже очевидны не только покупателям, но и фирмам. Компания экономит на аренде офиса, поэтому стоимость товара или услуг значительно дешевле. Но многие покупатели боятся приобретать в сети. Их останавливает несколько вопросов. Например, смогут ли они найти продавца, если товар некачественный? Будет ли возможность обменять его, если не подошел цвет, размер? Депутаты уже не первый раз предлагают принять закон "Об электронной торговле".
Сейчас в Госдуме находится два новых варианта проекта. Первый внесен Валерием Комиссаровым, второй - Валерием Язевым, председателем комитета по энергетике, транспорту и связи. Оба депутата подчеркивают необходимость законопроекта. Ведь правила торговли по сети регламентированы Гражданским кодексом и Законом "О защите прав потребителей", но своего закона у отрасли нет. А ведь в нем заинтересованы как клиенты, так и представители интернет-порталов и магазинов.
Председатель комитета по информационной политике Валерий Комиссаров заметил, что закон "создаст благоприятные правовые условия для такого вида торговли, к тому же увеличит объем электронных платежей". По его словам, необходимо использовать положительные стороны обоих проектов и принять закон.
Новый закон - новые обязанности
Проект г-на Комиссарова затрагивает более широкий круг вопросов, поэтому рассмотрим его. В пояснительной записке авторы отмечают его плюсы. Они указывают, что он вводит целый ряд необходимых новшеств. К примеру, дает определение понятий "электронное сообщение", "электронная подпись", "автоматизированные сделки".
Если закон примут, у предпринимателей появятся дополнительные обязанности, а у покупателей новые гарантии. Довольно часто на странице интернет-магазина можно увидеть только адрес электронной почты или телефон. Никакой другой информации о фирме нет. По закону продавец будет обязан указать полное наименование фирмы, ее почтовый и электронный адреса, сведения о госрегистрации и контактный телефон. Если это индивидуальный предприниматель, то ему следует указать свое полное имя и место регистрации.
По новым правилам электронный магазин обязан не только давать о себе информацию по первому требованию клиента, но и разместить ее в доступном месте, чтобы покупатели смогли прочитать ее в любой момент. Более того, все предложения, рекламную и другую информацию продавцам необходимо давать в такой форме, чтобы любой клиент, даже тот, который не обладает специальными знаниями, понял и оценил предложение компании-продавца (товар, его стоимость и условия покупки).
Все условия договора фирма должна выложить в открытый доступ в сети. Помимо этого, когда продавец доставит товар, он обязан дать покупателю документы и в бумажном варианте. После того как договор заключили, а продавец узнал личные данные покупателя, он обязан обеспечить защиту информации.
Важным новшеством можно назвать и положение, которое защитит продавцов и покупателей. Сообщение, которое одна из сторон сетевого договора подписала электронной подписью, можно использовать как письменное доказательство в суде. К тому же никто теперь не сможет признать сделку недействительной только потому, что она заключена с использованием интернета.
В законопроекте авторы особо остановились и на электронном документообороте, который практически не затронут в других законах. Авторы дали два понятия сообщения. Оригинал - это сообщение в том виде, в каком оно было получено или направлено сторонами. А копия - когда оно переведено на бумажный носитель и заверено представителем фирмы или предпринимателем.
Сложные противоречия
Лариса Нестерова, налоговый консультант фирмы "Правовой щит", заметила, что "свой закон отрасли нужен. Сейчас масса неурегулированных вопросов, из-за которых бизнес в подвешенном состоянии". Однако далеко не все специалисты согласны, что закон так необходим, как в этом уверяют авторы. По мнению адвоката компании "Современное право" Вадима Самойлова, оба законопроекта преждевременны: "Исходя из нашего опыта, специальный закон об электронной торговле не нужен. В Гражданском кодексе законодатели уже определили порядок заключения договоров, в том числе и с помощью электронной связи (ст. 432-449 ГК). А стремление депутатов к детализации может привести к новым законопроектам. Например, "О телефонной торговле", "О дистанционных покупках". Это принесет новые проблемы и путаницу юристам и предпринимателям.
В одном из рассматриваемых проектов стороной договора вообще могут выступать только организации. А ведь это ограничивает права граждан совершать сделки. К тому же законодатели по-разному понимают механизм расчетов по электронным сделкам. Зачем на этом останавливаться, если в Гражданском кодексе достаточно четко определены порядок оплаты товаров, работ, услуг.
На сегодняшний день действуют разнообразные законы в этой сфере. Перечислю их: "Об информации, информатизации и защите информации", "Об обязательном экземпляре документов", "Об электронной цифровой подписи", "О связи", "О почтовой связи" и другие. Во всех них дано разное толкование понятий "электронный документ", "документ", "адресат", "отправитель". Новые законы усложнят жизнь предпринимателям, которые заключают договоры, обмениваясь почтовой, телеграфной, телетайпной, телефонной, электронной связью (п. 2 ст. 434 ГК).
На мой взгляд, предпринимателям хватает действующего законодательства. Приведу пример из практики. Человек заказал по интернету сотовый телефон. Курьер его принес, взял деньги за покупку, но в офис не вернулся и исчез. Через некоторое время мобильник у покупателя вышел из строя. Продавец ремонтировать телефон отказался, так как денег за покупку он не получил. Поэтому гражданин подал иск, а интернет-магазин - встречный, чтобы признать договор не заключенным из-за его безденежности. Суд допросил свидетелей, затребовал штатное расписание, а также изучил распечатку сайта компании, расписку курьера о том, что тот получил деньги. В результате суд установил, что сделка была заключена по электронной связи. Факт безденежности договора купли-продажи судом принят не был, а продавца судьи заставили обменять телефон на исправный.
Таким образом, когда суд рассматривает подобные дела, он устанавливает главный фактор - был заключен договор или нет. Значит, предпринимателям, которые заключают сделки через интернет, необходимо разработать схему деятельности компании так, чтобы факт заключения договора устанавливался либо нет. Это можно сделать различными путями, применительно к каждой сделке и с учетом личности контрагента. Новые же законы на это никак повлиять не могут".
Мнение
Зинаида Баринова, главный бухгалтер интернет-магазина женской одежды отметила, что законопроекты не решают основных проблем электронной торговли. "У нас очень остро стоит проблема с контрольно-кассовой машиной и чеками. Много ответов нет до сих пор. В законопроекте нет ни слова о том, когда за товар пробивать чек, как быть, если покупатель взял не все товары, а только половину. Оставлять ему чек на сумму первоначальной покупки или не оставлять совсем? Однако если закон примут, это будет первым шагом законодателей урегулировать важные и спорные для нас вопросы", - говорит она.
Справочно
Валерий Комиссаров предлагает определить электронную торговлю как предпринимательскую деятельность по продаже товаров, выполнению работ, оказанию услуг, которая осуществляется с использованием электронных сообщений.
Н. Свистунова
"Московский бухгалтер", N 5, май 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Московский бухгалтер"
ООО "Международное агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС 77-27516 Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия от 07.03.2007