Московский бухгалтер меняет работу
По данным столичных кадровых агентств, пик предложений на рынке учетного труда приходится на конец весны. Поэтому если бухгалтер решил сменить работу, именно сейчас у него наилучшие шансы найти новое место.
От своих провинциальных коллег московские главные бухгалтеры отличаются прежде всего тем, что у них шире выбор при поиске работы. Ведь в Москве все отрасли бизнеса развиты значительно лучше, чем в глубинке. Обратная сторона медали - высокая "текучка" кадров. Она вызвана не только тем, что сами бухгалтеры часто не очень дорожат своим местом и уходят в другую фирму, как только им предложат зарплату повыше или работу поинтереснее, но и действиями работодателей. Последние также, имея огромный выбор потенциальных сотрудников на столичном рынке труда, расстаются со своими "главными", как только им что-то не понравится в работе сотрудника или они просто найдут лучшего кандидата.
Однако главный бухгалтер - не рядовой менеджер или, например, продавец. И у фирмы при смене главбуха, и у принятого на работу счетного работника подчас возникают стандартные профессиональные проблемы. Их мы рассмотрим в этой статье.
Большие надежды...
Модель будущих отношений руководителя и главбуха закладывается еще на этапе собеседования. Психологи утверждают, что при поиске главного бухгалтера директор, как правило, создает в голове образ идеального сотрудника. Это энергичный профессионал, при котором с бухгалтерией все будет в порядке. После собеседований с различными кандидатами на вакантную должность "генеральный" отдаст предпочтение специалисту, который соответствует его представлению об идеальном работнике.
Потенциальный главбух, в свою очередь, также относится к директору с оглядкой. Во-первых, он интересуется, почему предыдущий счетный работник покинул насиженное место. Во-вторых, для него важен вопрос о состоянии бухучета на фирме. Бывает, что прежний "главный" пропал, оставив учет в руинах. На этапе приема на работу в "проблемную" фирму бухгалтеру, как правило, не дают времени, чтобы оценить реальное положение дел в организации. Ведь директор выбирает из нескольких кандидатов. А знакомить каждого с тонкостями бухучета на фирме нереально, да и не под силу руководителю. Иногда начальник может скрывать проблемы бухгалтерии, или уставший от поисков работы главбух соглашается на первую попавшуюся вакансию, которая устраивает его по уровню зарплаты, месту расположения офиса или другим критериям.
...И разочарования
Стандартное требование руководителя к новому счетному работнику - проверить состояние бухучета на фирме и по возможности довести до конца дела, с которыми предшественник не справился.
"В первый день на новой работе директор вызвал меня к себе в кабинет, - рассказывает Людмила Зеленкова, главный бухгалтер московской торговой фирмы. - Он попросил меня: "Люда, пожалуйста, посмотри договоры и бухгалтерию. Послезавтра скажи мне, что у нас неправильно". Сначала я растерялась. Ведь раньше я никогда не работала аудитором, а здесь надо было провести проверку деятельности фирмы за два года ее существования. Я приступила к работе - просмотрела то, что было на виду: копии учредительных документов, прочитала договоры, вникла в специфику деятельности фирмы. Сразу заметила, что многих первичных документов нет, а налоговый учет отсутствует и в помине. До меня здесь "бухгалтерила" девушка, которая училась на вечернем отделении вуза, а теперь ушла в декретный отпуск.
Конечно, далеко не все ошибки я смогла обнаружить за два дня. Но их список все равно получился очень внушительным. Когда я составила отчет и показала его своему новому начальнику, он чуть не упал со стула. Ведь напротив каждого обнаруженного "прокола" я написала, какой штраф наложат контролеры при проверке".
Чтобы выяснить, как бухгалтеры справляются с проблемами, которые они обнаружили в учете фирмы на новом месте, мы решили поговорить с Татьяной Кругляковой, главным бухгалтером с 10-летним стажем и аттестованным аудитором:
- Как вы думаете лучше всего поступить бухгалтеру, если руководитель потребовал от него оценить состояние учета, который вел предшественник? Ведь это не прямая обязанность счетного работника.
- Полностью с вами согласна. Но считаю, отказываться не стоит, и вот почему. Во-первых, без четкого представления о прошлых делах фирмы работа главного бухгалтера невозможна. Во-вторых, ему самому будет полезно попробовать себя в роли контролера.
- Но ведь нагрузка на бухгалтера серьезно увеличится - ему придется делать не только текущую работу, но и отслеживать огрехи предшественника.
- О значительном увеличении нагрузки я бы говорить не стала. Я сама неоднократно оценивала состояние учета, и это занимало не больше нескольких дней. Ведь цель учетного работника при такой проверке - только ознакомиться с положением дел на фирме.
- Но что делать новому главбуху, если он обнаружит серьезные ошибки, из-за которых его самостоятельная работа будет невозможна?
- С этим я, к сожалению, сталкивалась не раз. Скажу сразу, у бухгалтера в данном случае будет только три варианта: восстановить учет своими силами, привлечь для этого аудиторов или уговорить директора начать "с чистого листа" - создать новую фирму и перевести на нее все активы, а старую закрыть. В первом случае нужно обязательно настоять на оплате дополнительной работы. Во втором и третьем также придется "пободаться" с начальником. Ведь его нужно будет убедить в необходимости дополнительных трат, которые могут быть достаточно крупными.
Неуловимый экс-главбух
Очень часто новому главбуху удается увидеть предшественника только мельком. И это можно считать большой удачей. Ведь закон не регламентирует процедуру передачи дел от старого главбуха к новому. Конечно, официальные инструкции на этот счет существуют - например, "О порядке приема-сдачи дел главным бухгалтером" (утверждена Минздравом СССР 28 мая 1979 г. N 25-12/38). Но они необязательны для всеобщего применения.
Если новому главбуху все-таки удастся "поймать" прежнего, ему очень важно не терять время понапрасну. Ведь общение с предшественником, конечно же, не будет продолжительным - скорее всего того уже полностью поглотила новая работа или ее поиски.
"На каждой новой фирме в зависимости от конкретной ситуации я применяю методику общения с предшественником, которую разработала самостоятельно, - поведала нам Зинаида Разживина, главный бухгалтер с 12-летним стажем. - Ее суть заключается в следующем. Есть "программа-максимум". Она состоит в том, чтобы совместно с экс-главбухом подготовить промежуточный бухгалтерский баланс и составить акт приема-сдачи остатков по счетам. Я считаю, самое главное - получить точку отсчета для начала работы в виде корректных остатков. "Новичку" важно выяснить остатки не только по синтетическим, но и аналитическим счетам, получить расшифровку дебиторской и кредиторской задолженности, а также по налогам. Неплохо бухгалтеру и определить, имеются ли первичные документы, которые подтверждают полученные от экс-главбуха остатки.
"Программа-минимум" состоит в том, чтобы в общих чертах выяснить состояние бухучета, на какие разделы имеет смысл обратить внимание. Как правило, на каждой фирме не хватает каких-то документов и есть свои проблемные места. Их и надо определить. Этим я ограничиваюсь, когда на общение с предыдущим главбухом есть совсем мало времени".
Акт - всему голова
Новому "главному" можно посоветовать составить акт приема-сдачи дел. Он представляет собой опись состояния учета, принимаемого счетным работником. Этот документ составляется в произвольной форме. Однако новый главбух заинтересован, чтобы в нем было как можно больше информации о состоянии бухгалтерии, которую он принимает.
Рационально составить акт можно, разбив его на разделы. В документе следует указать состояние учета денежных средств и кассы, документов, соблюдался ли лимит остатка по кассе. Уместно в таком акте отметить, насколько реальны дебиторская и кредиторская задолженности, есть ли просроченные и безнадежные долги, а также акты сверки расчетов с контрагентами и суммы налогов, своевременно не перечисленные фирмой в бюджет.
Полезно будет указать, соблюдались ли на фирме сроки представления бухгалтерской и налоговой отчетности, сведения об учете основных средств, нематериальных активов, результатов инвентаризации, ФИО и должности материально-ответственных лиц.
Не лишней будет и информация о штатном расписании, фонде заработной платы, персонифицированном учете, наличии и заполнении налоговых карточек по НДФЛ и ЕСН.
Важные разделы грамотно составленного акта - перечень бухгалтерских и первичных документов по описи, а также проверенные остатки по счетам.
Бухгалтерам можно посоветовать не включать в акт сведения, которые они самостоятельно не проверили. А вот все выявленные недочеты в учете "новичку" нужно зафиксировать обязательно.
Разумеется, недостаточно только составить акт. Его нужно еще и правильно утвердить. Для этого можно попросить руководителя издать приказ по организации о создании приемо-сдаточной комиссии и определить список сотрудников, которые в нее войдут. Как правило, это будет "тройка" из обоих главных бухгалтеров и генерального директора. Придать акту вес можно, расширив состав комиссии за счет дополнительных сотрудников. Нужно обязательно добиться, чтобы генеральный директор поставил на акте свою подпись вместе с главными счетными работниками. Ведь ответственность за организацию бухучета несет именно руководитель предприятия. Так сказано в пункте 1 статьи 6 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете".
"Составляя акт, счетному работнику важно придерживаться принципа целесообразности, - считает Наталья Яковлева, главный бухгалтер московской фирмы. - Когда я в первый раз составляла акт приемки-передачи дел, он получился без преувеличения огромным - более 100 печатных страниц. Да и "подбивала" я его целую рабочую неделю, упоминая каждый первичный документ. Когда устала это делать, то посоветовалась с аудиторами и выяснила, что вовсе не нужно указывать в акте каждую мелочь. Уделяя внимание несущественным деталям, можно забыть о главном. В акте нужно перечислить только документы, которые непосредственно влияют на расчет налогов, да и то только в текущем году".
Мнение
Лариса Пантелеева, налоговый консультант московской фирмы "Элита Компани": "Акт новому "главному" нужно составить прежде всего для того, чтобы обезопасить себя от ответственности за ошибки предшественника. Последнему документ тоже на руку - на него не смогут "повесить" недочеты преемника. Ведь учетный работник может отвечать по закону только за те нарушения, в совершении которых его вина доказана (п. 1 ст. 1.5 КоАП).
Однако "новичку" все же не удастся полностью избавиться от ответственности за "наследство", которое ему оставил предшественник. Ведь базу по многим налогам нужно считать нарастающим итогом. Поэтому только если новый счетный работник не принял дела 1 января, ему нужно будет проверить на ошибки операции, которые уже провел в учете прежний главбух. Ведь декларации, которые нужно составлять нарастающим итогом, он будет заверять уже самостоятельно".
Мнение
Иван Чарторицкий, ведущий аудитор московской компании "Правовой Щит": "Иногда бухучет находится в таком плачевном состоянии, что определить остатки по счетам и составить акт приемки-передачи дел от одного главного бухгалтера к другому не представляется возможным без полного восстановления учета. Это не лучший вариант. Можно поступить гораздо проще. Существует так называемый метод "от обратного". Он состоит в том, чтобы определить остатки по счетам по данным налоговой инспекции. Таким образом бухгалтер получит прочную точку отсчета для самостоятельной работы. Далее также можно поступить двояко - найти или изготовить первичные документы, которые бы подтверждали остатки из инспекции. А можно этого не делать. Ведь ответственность за "дела минувших дней" будет лежать на предшественнике".
М. Нюхтиков
"Московский бухгалтер", N 5, май 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Московский бухгалтер"
ООО "Международное агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС 77-27516 Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия от 07.03.2007